логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Обзор рынка: от спецовки к униформе - «Контракты» №35 Август 2002г.


Обзор рынка: от спецовки к униформе

Рынок рабочей одежды требует все большей индивидуализации, учитывающей особенности как фигуры носящего, так и корпоративного стиля

Тенденции

Корпоративная униформа из рекламного каприза превращается в осознанную необходимость

Средний украинский потребитель в поисках «золотой середины» между ценой и качеством предпочитает закупать массовые модели, индивидуализируя их нанесением по трафарету фирменных логотипов

Одна из важных составляющих «лица» фирмы — аккуратная и стильная одежда ее сотрудников. Нынешнее время интересно и тем, что понятие имидж стало распространяться не только на крупные и известные компании, но и на мелкие производственные или коммерческие организации, которые хотят выделиться и стать хотя бы визуально запоминаемыми.

Поэтому при разработке корпоративных моделей принимаются во внимание не только рисунки, составляющие логотип фирмы, ее эмблему или флаг, но также и дизайнерское решение помещения, в котором находятся люди, профиль работы предприятия, количество сотрудников, их возраст и многое другое. Фирменная рабочая одежда может служить также знаком отличия, который демонстрирует место ее обладателя в корпоративной иерархии, стимулируя тем самым профессиональный (карьерный) рост.

Предприятия, которые, кроме пошива традиционной рабочей спецодежды, занимаются выпуском современных моделей корпоративного стиля, превращаются постепенно в серьезные ателье с обязательной подгонкой под фигуру конкретного человека, тогда как размеры обычной спецодежды ради снижения себестоимости имеют определенный диапазон.

В сравнении с традиционной защитной одеждой более яркие и оригинальные модели в эксклюзивном исполнении оцениваются, в среднем, на 15–20 % дороже. Но следует отметить, что для привлечения большего числа клиентов крупные рыночные представители в эту ценовую разницу вкладывают целый перечень услуг — так, например, дизайнерская разработка и изготовление экспериментальных образцов (сколько угодно много, до момента окончательного утверждения) осуществляется абсолютно бесплатно для клиента. Некоторые нерадивые заказчики пользуются этой услугой весьма некорректно — после двух-трех неудачных попыток согласования, они отказываются от сотрудничества, унося с собой не только обещанные деньги, но и чужие идеи.

В одежде сотрудников серьезных фирм, как правило, четко прослеживается иерархия должностей — управленческий персонал носит модели, отличные по фасону и цвету от одежды рядовых сотрудников (рабочих, служащих, сторожей, уборщиц и др.). Такой субординированный подход к униформе вполне оправдан, но он должен быть грамотно выверен, чтобы не унижать ту или иную категорию исполнителей.

И это не пустые слова: на объектах, где без защитной экипировки не обойтись, еще все более-менее складывается, но офисный или курьерский вариант униформы украинские трудящиеся принимают пока с трудом, особенно тогда, когда одежда шьется за счет самих работников. Известны даже случаи, когда в крупных коммерческих структурах приходилось вводить определенные системы штрафов за отказ носить одежду корпоративного стиля.

Выпуск современной фирменной одежды сегодня только начинает набирать темпы, поскольку спрос на такую продукцию пока, увы, невелик. Основными потребителями этих изделий сейчас являются различные украинские представительства известных торговых и производственных европейских компаний. Впрочем, здесь сделаем оговорку: как раз их корпоративный стиль давно разработан, в том числе и в части одежды персонала. Она заказывается обычно у традиционных зарубежных поставщиков.

Мария ГОЛИБАРДОВА

По одежке встречают и потребитель, и конкурент

Недалек тот час, когда без стильной спецодежды сотрудников поддержать репутацию фирмы будет сложно

К счастью, прошло то время, когда опрятно одетого строителя или механика воспринимали исключительно как лентяя, а честных трудяг можно было узнать, в основном, по замызганному костюму или рваному халату.

Пословицу «По одежке встречают...» сегодня пытаются взять на вооружение многие отечественные предприятия, поэтому приятно констатировать, что современные инженеры, технологи, работники автосервиса и ремонтных служб, а также многочисленные представители строительной отрасли одеваются не просто в удобную и долговечную одежду, а еще стараются выглядеть стильно, модно и, не побоимся этого слова — корпоративно.

Попытки импортировать спецодежду успехом не увенчались

По ассортименту, производственным мощностям и количеству предложений отечественный рынок спецодежды за последние 5 лет изменился кардинально. Швейники стали активно развивать свою производственную базу, закупать новые качественные импортные ткани и шить привлекательную фирменную одежду «европлана» с улучшенными свойствами.

Интересно, что попытки завозить готовые импортные костюмы успехом не увенчались. Те модели, которые сегодня можно найти на рынке (в основном, производства России, Беларуси, Прибалтики и Польши), занимают в общем ассортименте не более 10% и, как правило, представляют собой остатки старых промышленных партий.

Количество торговых операторов и производителей, занимающихся реализацией рабочей одежды, постоянно растет — на сегодняшний день, эта цифра перевалила за 50. Среди самых крупных украинских компаний, на которые сегодня пытается ориентироваться большинство производственных предприятий, можно отметить следующие: ТК «Спецодежда», «Бел-протексьон», «Торнадо», «Укрспецкомплект», «Гранит» и др.

Присутствие на рынке крупных производителей отнюдь не мешает успешной работе малых и средних фирм, которые специализируются на простеньком ассортименте и за счет невысоких цен могут пока еще похвастаться хорошими объемами продаж. Но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что со временем этот сегмент рынка будет постоянно уменьшаться, вытесняемый другими компаниями с высококвалифицированным персоналом и дорогим качественным товаром.

Нынешний клиент становится более требовательным, поэтому с каждым днем растет количество обращений к предприятиям, которые представляют собой своеобразные ателье по пошиву спецодежды. Они работают под индивидуальные заказы и шьют, преимущественно, одежду высокого европейского уровня.

Теперь заказчик может «совершенствовать» под себя даже массовую модель

Современная и качественная рабочая одежда дает возможность конкретному заказчику моделировать отдельные детали по своему вкусу и желанию — корректировать фурнитуру, переносить и добавлять карманы, менять и убирать застежки и клапаны, наносить логотип фирмы и т. д.

Каждая компания, как правило, выпускает стандартный набор костюмов (для строителей, монтажников, завхозов, ремонтных рабочих, шахтеров, продавцов, медиков, уборщиц и др.), дополняя его время от времени новыми моделями универсального назначения.

Для работающих в темное время суток разрабатываются специальные куртки, жилеты и брюки со светоотражающими полосами, которые придают одежде «сигнальные функции», снижая тем самым производственный травматизм. Из синей, белой или черной бязи шьются модельные женские и мужские халаты, которые применимы в любой отрасли промышленности и торговли. Хлопчатобумажные рабочие костюмы и халаты очень популярны в летнее время года — легкая ткань не парит и пропускает воздух. Для зимы разработано несколько видов утепленной одежды, где для защиты от холода используется синтапон или ватин.

Очень хорошим спросом пользуется сегодня спецодежда для охранных структур, поэтому многие фирмы вводят ее в свой ассортимент. Кроме стандартных общевойсковых камуфлированных изделий, эта одежда включает в себя удобные современные модели свободного стиля, предназначенные для различных категорий охранного персонала.

Ткани-фавориты: «ортон» и «грета»

Самой популярной тканью специалисты единодушно называют «ортон» (как правило, она завозится из России), ввиду высокой долговечности и хорошего соотношения цены и качества. По структуре она представляет собой так называемый слоеный пирог: внутренняя сторона — хлопчатобумажная ткань, внешняя — полиамид с водоотталкивающей или маслобензостойкой (на выбор) пропиткой. Это очень выносливая плотная ткань, которую используют для производства как летней, так и зимней одежды.

Вторую номенклатуру составляют более тонкие плащевые ткани «грета» производства Беларуси или Украины. Этот материал состоит из синтетики и хлопка (50/50) и предназначен, в основном, для пошива легкой рабочей верхней одежды. Довольно часто из ткани «грета» шьют и костюмы имиджевого плана (для курьеров, мастеров-ремонтников, грузчиков, менеджеров и др.).

Дорогие европейские материалы применяются нечасто. Они представлены, как правило, либо чистым хлопковым полотном (плотность — от 240г/м2 и выше), либо джинсовой х/б-диагональю с добавлением до 35% синтетики. У этих тканей разнообразная цветовая гамма и широкий спектр дополнительных функциональных свойств. Проблема в том, что сегодняшний рынок по финансовым возможностям еще не готов к массовому потреблению такой рабочей одежды. Материалы завозят к нам, в основном, из Голландии, поэтому по стоимости они почти в 1,5—2 раза дороже «ортона». Если учесть, что 70% себестоимости изделия составляет стоимость ткани, получается, что готовый рабочий костюм автоматически дорожает минимум на 25%.

Что касается сегодняшнего спроса, то есть большая потребность в недорогих хлопчатобумажных тканях ярких расцветок.

Цены: 20—200 грн

Ценовой разброс на обычную и фирменную рабочую одежду настолько велик (от 20 до 200 грн), что дает возможность осуществить оптимальный выбор потребителю любого достатка.

Например, обычный летний рабочий х/б-костюм строителя, состоящий из брюк и куртки, обойдется покупателю в 25—30 грн, костюм «Мастер» (полукомбинезон + куртка) — в сумму от 45 грн, халат — 20—30 грн, утепленный рабочий комплект — 60—80 грн и т. д.

Расценки на спецодежду «евростандарта» во многом зависят от типа используемой ткани, но ориентировочные цифры распределяются следующим образом: халат — 30—55 грн, жилет — 30—45 грн, полукомбинезон — 60—90 грн, летний костюм — от 50 до 150 грн, зимний костюм — от 100 до 200 грн.

Блайзеры и кепки оценивают обычно в 15—20 грн, а рукавицы и перчатки — от 2 до 20 грн (в зависимости от состава и наличия дополнительных покрытий).

Следует отметить, что за последние два года цены на спецодежду были относительно стабильными и практически не менялись.

В основном, покупка больших и малых партий спецодежды осуществляется по безналичному расчету. К недостаткам этой давно сложившейся системы можно отнести следующий: сегодня не существует ни одного специализированного магазина спецодежды (за исключением, конечно, заведений рыболовно-охотничьего направления). Не рентабельно пока, к сожалению, создавать крупные торговые точки, где не только оптовик, но и любой частник сможет зайти и купить в розницу необходимое количество изделий. А для многих категорий потребителей организация такого центра стала бы очень удобной и выгодной.

Продвигать бизнес в регионы решаются не многие

Широкий ассортимент — непременное условие успешного развития «рабочеодежного» бизнеса. Как правило, на рынке нет узкоспециализированных фирм, которые бы занимались одним направлением профессиональной спецодежды (только для строителей, только для автомехаников, только для охранников и т. д.), все торговые операторы стараются предложить максимально полный объем товаров.

Еще пять лет назад успешно развивающейся фирмой считалась та, которая ежемесячно получала заказы, в среднем, на 1000—1500 рабочих костюмов. Сегодня же украинские производители и реализаторы об этом могут только мечтать. Предложение давно превысило спрос, выросла конкуренция, и поэтому внимание могут привлекать только те компании, которые, помимо прочего, пытаются предложить потребителю что-то совсем уж новое. Но поскольку все дизайнерские нововведения, в первую очередь, отражаются на ценах, этим товарам сложно оставаться конкурентоспособными на фоне остального «одежного» изобилия.

Продвигать бизнес в регионы решаются немногие столичные компании. Это объясняется, в основном, тем, что данное товарное направление пользуется неплохим спросом лишь в нескольких областях Украины — Днепропетровской, Харьковской, Донецкой и Запорожской. Но на данном этапе, чтобы удовлетворить не очень большие запросы, связанные с приобретением спецодежды, крупным областным центрам хватает продукции местных производственных объединений. Цена в регионах может немного отличаться в меньшую сторону, но на общих объемах продаж это все равно не сказывается — они стабильно не высоки.

Мария ГОЛИБАРДОВА

Контракты №35 / 2002


Вы здесь:
вверх