логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Гостиницам запретили «выживать» за счет туристов-иностранцев - «Контракты» №35 Август 2002г.


Гостиницам запретили «выживать» за счет туристов-иностранцев

Для стимулирования туристического потока из-за границы запрещено выставлять двойные цены на услуги гостиниц, транспорта, туристических объектов

Одна из самых дорогих в Киеве гостиниц — «Воздвиженская» на Андреевском спускеГосударственная туристическая администрация, как и остальные ведомства, призвана служить народу. Но теперь она озаботилась интересами иностранцев, которые, оказавшись в Украине, страдают от ценовой дискриминации.

В результате родилось Постановление КМ № 1136 "Об обеспечении соблюдения законодательства при предоставления услуг иностранцам и лицам без гражданства", согласно которому цены и тарифы на услуги, предоставляемые иностранцам и лицам без гражданства, должны быть такими же, как для украинцев.

Считается, что интересы последних должны обеспечиваться дополнительными поступлениями в бюджет, которые непременно вырастут как только иностранные туристы вместо частных квартир начнут останавливаться в гостиницах, в том числе принадлежащих Государственной туристической администрации. Но менеджмент дешевых гостиниц от постановления не в восторге, считая, что выиграют от него только некоторые заведения типа киевских "Днепра" и "Братиславы". Между тем единые цены подтягиваются к прежним "для иностранцев". По некоторым прогнозам, когда ситуация "утрясется", цены в гостиницах, на транспорте, в музеях и т. д. для неграждан Украины упадут в 1,5-2 раза, а для граждан, наоборот, повысятся в 2-3 раза.

14 августа правительство Украины наконец издало Постановление «Об обеспечении соблюдения законодательства при предоставлении услуг иностранцам и лицам без гражданства», согласно которому местные органы исполнительной власти обязаны принять меры, чтобы цены и тарифы на услуги, которые субъекты ведения хозяйства предоставляют иностранцам и лицам без гражданства, были такими же, как для украинских граждан. Тем самым двойной ценовой стандарт ликвидирован.

Не заставили себя ждать и последствия. Например, если всего неделю назад цена входного билета в Киево-Печерскую лавру была 4 грн «для своих» и $5 (26,5 грн) для иностранцев, то теперь все должны платить одинаково — 12 грн. Но другую Лавру-конкурента представить довольно трудно, поэтому ценообразование на право входа на такие уникальные объекты, видимо, — дело Антимонопольного комитета. В гостиничном хозяйстве цены формируются не так конкуренцией гостиниц, как борьбой за клиента между гостиницами и частным сектором.

Соответственно, большинство дорогих заведений, особенно те, акционером которых является инициатор изменений — Государственная туристическая администрация, еще раньше сами отказались от «двойного стандарта» и теперь воспринимают нововведение спокойно, а настороженность — реакция более дешевых и более демократичных.

У трогательной заботы об иностранцах — экономические основания

Первым свое удовлетворение отменой практики двойных цен выразил в интервью «Интерфаксу-Украина» руководитель Государственной туристической администрации Валерий Цыбух. По его словам, взимание существенно большей цены с иностранных граждан нарушало нормы Конституции. Господин Цибух считает, что принятое постановление «позволит урегулировать имеющуюся проблему, поскольку этим документом правительство дало возможность турадминистрации обращаться в Генеральную прокуратуру с вопросами о нарушении законодательства в области ценообразования...». Под «имеющейся проблемой», вероятнее всего, Валерий Цыбух имел в виду то, что лишь один из каждых десяти иностранных туристов останавливается в гостинице, остальные предпочитают иметь дело с частными квартирами.

Как сообщил «Контрактам» заместитель главы Государственной туристической администрации Евгений Самарцев, существование практики двух цен — это нарушение, во-первых, прав человека, во-вторых, рыночного ценообразования, предполагающего установление цены в соответствии с количеством и качеством предоставленных услуг. Ведь иностранцам не предоставляются какие-то дополнительные или более качественные услуги.

По мнению Евгения Самарцева, к неравенству в оплате гостиничных услуг следует добавить еще и другие виды дискриминации, которым подвергается иностранец после пересечения украинской границы. Например, иностранный турист должен оплатить 20% НДС на входную валюту, повышенную стоимость страхования, повышенную цену за посещение музеев, вдвое переплачивать за железнодорожные билеты и т. п. Скажем, в киевских гостиницах трехзведочного класса, в частности, в «Братиславе», цена одноместного номера за сутки для украинца была 124 грн, для иностранца — 283 грн, в «Туристе» соответственно — 141,3 и 310,6 грн.

Аналогичный номер с кондиционером в четырехзвездочном «Президент-отеле «Киевский» стоит иностранцу 880 грн, украинцу — 550 грн. Впрочем, по единым тарифам и раньше работало большинство «дорогих» гостиниц. Например, одноместный номер в пятизвездочном «Премьер-Паласе» стоит 1350 грн (в структуре его клиентов 82% — иностранцы), в четырехзвездочной «Национальной» — 960 грн.

Трогательную заботу об иностранцах Государственной туристической администрации можно объяснить еще и тем, что она — акционер почти 10 высокорентабельных гостиниц, в частности таких, как «Днепр», «Русь», «Братислава» в Киеве и других заведений в регионах. Той же администрации дано право в известной мере определять правила игры на гостиничном рынке. Сегодня система скидок, которой пользуются гостиницы (в частности, подчиненные Госадминистрации), отказавшиеся от практики двойных цен, — вопрос их маркетинговой политики. Самые «продвинутые» в этом плане гостиничные операторы, работающие преимущественно с международными туристами.

В свою очередь не очень одобрительно относятся к введению единых тарифов трех- и двухзвездочные гостиницы, которые все эти годы «выживали» именно благодаря разнице в оплате иностранцев и украинцев. Однако недорогие гостиницы готовы соблюдать закон и считают, что сильного удара отмена дифференциации им не нанесет, поскольку в структуре их клиентов 80% — граждане Украины. Опрошенные «Контрактами» операторы признаются, что некоторые гостиницы будут пытаться сохранить свой уровень доходов, «подтягивая» стоимость услуг «для местных» до уровня бывших «иностранных». А заместитель главы правления «Премьер Палаца» Дмитрий Прохоров уверен: «С отменой дифференцированных цен автоматически должны увеличиться лимиты расходов на командировку — с нынешних 80 грн до хотя бы 300 на проживание».

Согласно прогнозу одного из экспертов «Контрактов», теперь цены для иностранцев упадут в 1,5—2 раза, а для граждан Украины, наоборот, повысятся в 2—3 раза.

Большинство иностранных туристов не склонны переплачивать «за звездочки»

Количество иностранных туристов в Украине, по словам главы Государственной туристической администрации Украины Валерия Цибуха, с начала года возросло на треть по сравнению с тем же периодом 2001 года и составляет 5,8 млн организованных туристов. В среднем, по данным Гостурадминистрации, каждый иностранный турист за три дня оставляет в Украине до $500, но...

— «Существующая практика дифференциации в оплате не оправдана экономически, организационно и юридически. Такая дифференциация способствует тенизации гостиничного бизнеса, поскольку дает возможность официально показывать одни расходы и доходы, а иметь совершенно другие по договоренности с клиентами», — заметила «Контрактам» главный научный сотрудник Центра поддержки бизнеса Львовского института менеджмента Татьяна Лукашенко. Специалисты Гостурадминистрации также уверяют, что с уравнением платы за услуги гостиницы перестанут страдать от «оттока» потенциальных клиентов, общество — от сокращения контактов с зарубежьем, а государство — от недополучения налогов.

А пока все больше иностранцев предпочитают жить на квартирах. По данным Гостурадминистрации, в прошлом году из 6 млн организованных туристов в гостиницах Украины остановились всего 600 тыс.

Основную массу иностранных туристов составляют люди хотя и обеспеченные, но далеко не миллионеры. Для них пяти- и даже четырехзведочники — излишняя роскошь, ведь турист едет не ради созерцания гостиничных интерьеров и сна на мягких матрасах, а за уникальными впечатлениями от страны. Пятизвездочник нужен разве что бизнесмену, которому нужны представительность, конференц-зал и т. п. Для основного потока туристов достаточно гостиниц 2—4 звездочки. По прогнозам, основную массу «гостиничных денег» будут зарабатывать именно они.

Цена одноместного номера в гостиницах Украины

По данным Государственной туристической администрации

Виктория КОВАЛЕВА, Сергей СИДОРУК
Фото Сергея ДАВЫДКОВА

Главное

Появление «гостиничного» объединения в ВР свидетельствует о заманчивости этого рынка

Немало фактов говорит о том, что аналитики из всемирных гостиничных концернов понемногу начинают замечать привлекательность Украины. Знаковым событием для иностранцев стало создание в Верховной Раде в середине июля т.г. межфракционного депутатского объединения для содействия развитию туризма в Украине. Свои подписи под заявлением о его создании поставили более 160 депутатов. Формирование мощной депутатско-лоббистской группы в украинском парламенте наподобие уже имеющихся энергетической или фармацевтической может улучшить ситуацию на рынке. Речь идет прежде всего хотя бы об уменьшении с 20 до 5% «грабительского» гостиничного сбора, что планируется провести соответствующим законом.

Комментарий оператора

Ольга КУЩ, начальник экономического отдела гостиницы «Турист»:

— Благодаря разнице в тарифах для иностранцев трехзвездочные гостиницы получали прибыль. Скажите, где за границей можно поселиться за $10—15 в сутки? Почему мы говорим о дискриминации в оплате гостиниц, но не говорим о дискриминации в зарплате наших граждан по сравнению с иностранцами? В результате введения единого тарифа на гостиничные услуги стоимость проживания возрастет и подавляющему большинству наших клиентов-соотечественников, а их 90%, придется уйти на квартиры.

 

Комментарий чиновника

Евгений САМАРЦЕВ, заместитель главы Государственной туристической администрации:

— Издав распоряжение, мы окончательно поставили точку над «і» для гостиниц, не подчиненных Государственной туристической администрации. Предусматривается, что они будут привлекать клиентов, применяя систему гибких скидок, которая может инициировать более активную работу гостиниц с турфирмами и использование новых менеджерских технологий управления в противовес устаревшим советским.

Контракты №35 / 2002


Вы здесь:
вверх