логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Европотоп - «Контракты» №35 Август 2002г.


Европотоп

Стихия в Европе сказалась не только на экономике пострадавших от наводнения стран. В известной степени европотоп затронул даже украинский бизнес

На прошлой неделе в Берлине состоялась встреча глав государств, пострадавших от наводнения. Обсуждались предварительные планы по первоочередному восстановлению пострадавших районов. По данным Associated Press, полная реконструкция разрушенных зданий и коммуникаций затянется на несколько лет, а ее стоимость достигнет 20 млрд евро.

По предварительным оценкам экспертов, убытки, нанесенные Австрии стихией, оцениваются в 3 млрд евро, Чехии — в 2—3 млрд, Германии — не менее 1 млрд евро, Словакии — почти в 1,8 млрд словацких крон. Европейский Союз уже выразил готовность оказать финансовую помощь всем пострадавшим странам. Так, Германия получит от ЕС 5 млрд евро, остальные страны — по 500 млн евро первоочередной помощи.

В сельском же хозяйстве в подавляющем большинстве случаев убытки оцениваются потерями сельскохозяйственной продукции и затратами на восстановление плодородия земель. Значительно реже учитываются косвенные убытки, скажем, в результате нарушения хозяйственных связей, спада производства, торговых и банковских операций и др.

На курс евро наводнения не повлияют

Как прокомментировал «Контрактам» председатель правления банка «Ажио» Станислав Аржевитин, «с экономической точки зрения природные катаклизмы не должны влиять на поведение курсов валют — в таких случаях ситуация стабилизируется за счет резервных средств центральных банков». Поэтому, если в Украине и стоит ожидать колебаний курса евро, то очень временных и вызванных скорее психологическим фактором. В отличие от терактов 11 сентября в США, когда позиция доллара заметно покачнулась, колебания евро несложно будет гасить.

Украинские турагентства от стихии тоже не пострадали

По информации, предоставленной «Контрактам» туристической фирмой «САМ», компания не ощутила влияния наводнения в Европе на поток туристов. Возможно, потому, что популярнейшие сегодня среди наших соотечественников курорты Италии и Испании стихия обошла стороной. По словам директора по общим вопросам туристической фирмы «Яна» Елены Дмитриевой, в компании был только один случай возвращения путевки.

Правда, турагентства, сделавшие ставку на недорогие автобусные туры по Европе, пользующиеся популярностью среди украинских туристов, судя по всему, проиграли, поскольку большинство дорог в Европе пока что непригодны для путешествий.

А вот страховики могут и выиграть

Последствия стихии в Европе ударят и по карману тамошних страховых компаний. От наводнения 1997 года в Восточной Европе убытки тоже были огромны. Но его последствия смягчили страховые выплаты. А благодаря грамотной системе перестрахования страховым компаниям удалось выстоять. Значительная часть рисков была перестрахована не на местном рынке, а в таких страховых монстрах, как Munich Re и Smiss Re, которым по силам взять на себя большую часть убытков. Кроме того, подобные стихии побуждают людей активнее страховать свое имущество в будущем, что выгодно страховикам.

Поскольку самые большие убытки понес частный сектор Австрии, Чехии и Германии, то солидную сумму придется выложить немецкой страховой компании «Аллиянц», британской «Ллойдс» и другим. Окончательные суммы страховых выплат еще не названы, однако на руку страховикам сыграет и непредусмотрительность европейских фермеров: как выяснилось, у многих из них имущество не было застраховано от стихийных бедствий, и теперь они надеются только на поддержку государства.

По мнению вице-президента Лиги страховых организаций Украины Константина Жиденко, «на украинский страховой рынок наводнения в Европе вряд ли повлияют и вряд ли это заставит украинцев активнее страховать имущество на случай стихийных бедствий». В Украине такой вид страхования малопопулярен и актуален преимущественно для жителей западного региона, периодически страдающих от наводнений.

Украина сможет увеличить экспорт продовольственного зерна

К началу ливней основная масса зерновых в Европе уже была собрана. Тем не менее дожди и наводнения не могут не повлиять на нынешний урожай затопленных стран. Как объяснил «Контрактам» начальник отдела АПК ГИАЦ «Госвнешинформ» Олег Тымкив, «дожди, которые прошли в конце сбора урожая, привели к тому, что часть продовольственного зерна будет переведена в фуражное». Поэтому на рынке увеличится предложение фуража, что отнюдь не на руку Украине, являющейся крупным его экспортером. Цена на фуражное зерно стабильно низкая, а последние события в Европе и поставки дешевого зерна из России не содействуют его подорожанию.

«С другой стороны, — продолжает Тымкив, — Украина получила возможность экспортировать больше продовольственного зерна, гораздо лучшего качества чем в прошлом. Тем более, что пошлина на импорт продовольственной пшеницы в ЕС сейчас нулевая, а урожай зерновых в Украине в этом году достаточно высокий. Кроме того, значительно сократилось производство пшеницы в основных странах-производителях (таких как Австралия, Канада и США) в результате засухи, а поэтому снизились и их экспортные возможности и возросли экспортные цены. Аргентина же теряет свои позиции на этом рынке из-за нестабильной экономической и политической ситуации. Поэтому в нынешнем году ЕС, Украина и Россия смогут значительно расширить свои экспортные поставки и закрепиться на новых рынках сбыта».

Также, по мнению Тымкива, наводнения могут негативно повлиять на урожай подсолнечника в Европе. Правда, экспортная пошлина, действующая в Украине, не позволяет экспортировать подсолнечник в больших объемах, но может увеличиться экспорт подсолнечного масла.

«Утонувшие» автомобили ждут в Украине

Наводнение в странах Центральной и Западной Европы обернулось неожиданными событиями на автомобильном рынке Украины. Автомобили, пострадавшие от стихии, частные автоперегонщики скупают для перепродажи у нас. Как сообщает Auto-Consulting, первые легковушки, попавшие в Украину, уже сушатся в гаражах Луцка.

Владельцам застрахованных автомобилей, пострадавших от стихийного бедствия, выплатят возмещения. После этого хозяин или страховая компания сбывает машину по символической цене. Чем и незамедлили воспользоваться украинские перегонщики: они находят «утонувшие» авто, привозят в Украину, высушивают, очищают салон и продают. Причем «возраст» этих машин может составлять и несколько лет, и быть совсем незначительным.

Автомобиль, побывавший под водой, может доставить владельцу массу хлопот. Соответственно и стоимость таких автомобилей должна быть значительно ниже.

Оксана ПАШКЕВИЧ, Андрей ПЕТРИК

Контракты №35 / 2002


Вы здесь:
вверх