логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Раздел рынка нефтепродуктов между российскими гигантами почти завершен - «Контракты» №35 Август 2002г.


Раздел рынка нефтепродуктов между российскими гигантами почти завершен

В некоторых регионах Украины российские нефтяные компании, разворачивая сеть АЗС, близки к нарушению антимонопольного законодательства

Борцам против монополизации розничного рынка нефтепродуктов российскими компаниями удалось привлечь в свои ряды группу народных депутатов. Они лоббируют льготы импортерам нефтепродуктов, чтобы подорвать монополию сетей АЗС, которые принадлежат российским фирмам или работают под их маркой.

Ведь, по оценкам независимых операторов, в отдельных регионах большая часть розничной продажи приходится на одну из «брендовых» сетей. Именно этот факт они называют причиной скачков цен и перебоев с нефтепродуктами в отдельные периоды.

Формально россияне законов придерживаются

После того, как накануне уборки горючее вдруг подорожало на 30—35%, определенные круги в Украине подняли вопрос об установлении льгот на импорт нефтепродуктов ввиду монополизации рынка отечественными НПЗ, точнее, их российскими владельцами. Они заручились поддержкой «аграрного лобби» в парламенте, которое внесло законопроект, предусматривающий освободить импорт дизтоплива от акциза и НДС. Голосование законопроекта, за которым, по мнению аналитиков, стоят прежде всего компании «Лен-Континиум» и «Олимпэкс-Агро», запланировано на начало сентября.

Депутаты-аграрии говорят, что в результате подорожания нефтепродуктов как раз перед уборкой и удешевления зерновых на мировом рынке многие аграрии по результатам сезона не окупят даже расходов на выращивание продукции. Учитывая, что сельхозпредприятия оперируют сотнями миллионов кредитных средств, их убытки могут обернуться массовым невозвращением кредитов коммерческим банкам, а отсюда — обвалом рынков средств защиты растений и удобрений. «Аграрное лобби» считает, что снижение акцизов для производителей ничего не даст в условиях, когда рынок нефтепродуктов поделили между собой три российские компании, которые владеют украинскими НПЗ и создают сети собственных или джобберских АЗС.

Противником законопроекта на этот раз выступает Кабмин, где считают, что в льготах нет никакой необходимости. Позицию Кабмина разделяет Антимонопольный комитет, который считает, что нефтепереработчики следуют законодательству, во всяком случае формально. По данным ассоциации «Укрнефтехимпереработка», по состоянию на 15 июня 2002 г. ни один НПЗ не занимает на рынке нефтепродуктов Украины более 34%.

Общее количество «брендовых» АЗС, принадлежащих нефтепереработчикам или выступающих их джобберами, составляет всего четверть общего количества АЗС в Украине (см. таблицу). Поэтому, как сообщили «Контрактам» в Антимонопольном комитете, «признаков монопольного заговора с целью завышения цен на розничном рынке Украины до сих пор не наблюдалось». Однако так называемого локального монополизма АМКУ, похоже, не замечает.

На Днепропетровщине под брендом ТНК работает уже 34% АЗС

Степень монополизации рынков отдельных регионов проверить труднее. Во-первых, проверяющим из Антимонопольного комитета доступны данные только о количестве АЗС, а не об объемах их продажи. Между тем, по данным операторов рынка нефтепродуктов, в городе-миллионере одна АЗС продает вдвое больше горючего, чем такая же на международной трассе и в несколько раз больше, чем АЗС в периферийном райцентре.

А заправки российских нефтяных компаний и их джобберов размещены преимущественно в больших городах и на трассах с оживленным движением. Во-вторых, у разных компаний — разные схемы реализации нефтепродуктов. Например, «ТНК-Украина» реализует лисичанские нефтепродукты исключительно через собственных джобберов. Так же поступает «Концерн «Галнефтегаз». «ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ» и «Укртатнефть» реализуют горючее через мелких оптовиков, потому точно определить их долю на рынке сложно.

Но если судить о степени монополизации рынка по количеству АЗС, то на Днепропетровщине, в одной из основных областей-поставщиков экспортной сельхозпродукции, действительно сложилось положение, близкое к угрожающему: под маркой «ТНК-Украина» работает уже 34% всех АЗС. «Их доля в объемах проданного в розницу горючего, видимо, превышает 50%, — утверждают местные независимые заправщики. — Джобберы «ТНК» работают в основном в Днепропетровске, где практически вытеснили с рынка конкурентов.

Конечно, в таком большом городе объемы продаж на одной АЗС больше, чем в заштатном городке. Поэтому на областной центр приходится, мы считаем, около половины всех нефтепродуктов, которые продаются в области в розницу. А джобберы работают и в других больших городах».

Даже если не учитывать многократную разницу в объемах продаж на разных АЗС в зависимости от местонахождения, то совокупная доля «брендовых» АЗС, принадлежащих украинским подразделениям «ТНК», «ЛУКОЙЛ» и «Нефть-Херсон», на рынках Житомирской, Сумской, Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Ивано-Франковской, Николаевской, Черниговской, Черновицкой и Киевской областей также приближается или превышает установленный законом предел монополии. И трем мощным российским нефтяным компаниям, хорошо знакомым с функционированием ОПЕК, деятельность которого также направлена на монополизацию, но уже мирового нефтерынка, нетрудно перенять пример тайного договора о совместных действиях на том или ином рынке. Ведь когда участников переговорного процесса всего три и они зарегистрированы в одной и той же стране, противоречий между ними намного меньше, чем между странами ОПЕК.

Малые заправщики прибегают к «ценовому подражанию» лидерам

Концентрация розничного рынка и стала причиной дефицита нефтепродуктов, наблюдавшегося недавно, во всяком случае на региональном уровне. «АЗС джобберов ТНК» вдруг на двое суток закрылись, и тогда город почувствовал серьезный дефицит нефтепродуктов, а цены на них, соответственно, взлетели вверх», — рассказывают независимые операторы из Днепропетровска. И там, где по реальным объемам продаж, а не по количеству АЗС, один бренд существенно превосходит конкурентов, возникает угроза дефицита нефтепродуктов или резких скачков цен только из-за того, что некая компания приостановила свой завод на ремонт.

Очень вероятно в такой ситуации и немотивированное резкое повышение цен при достаточном предложении на рынке. Например, причиной майского роста цен на нефтепродукты, который стартовал из Москвы и лишь потом охватил всю Россию, перекинувшись на Украину, российские эксперты, среди них и федеральные антимонопольные органы, назвали так называемое ценовое подражание. «Проще говоря, кто-то один поднял цены, а соседние заправки и сети, чьи представители постоянно следят за ценами конкурентов, следом за ними сделали то же», — говорят российские антимонопольщики.

Но инициировать «ценовое подражание» под силу лишь крупным сетям АЗС, причем связанным с нефтеперерабатывающими заводами (работают под маркой компаний—владельцев НПЗ). «Мы покупаем нефтепродукты у этих заводов. Поэтому, если сегодня меняются цены на их АЗС, то завтра они повысят цены и нам. Поскольку у нас с оборотными средствами трудно и наши товарные запасы невелики, а о повышении цен производители никогда нас не предупреждают, то приходится страховаться, повышая цены с первым паническим слухом», — говорит независимый торговец из Киева.

Впрочем, аналитики сомневаются в том, что ситуация резко изменится после того, как будет разрешен льготный импорт дизтоплива, ведь льготы не будут касаться бензина. Кроме того, по мнению представителей «Нефтеторговой компании», преодолеть дефицит, который вдруг может возникнуть в каком-то из регионов, где концентрация розничного рынка особенно высока, если очень захотеть, можно и без льгот на импорт — в такой ситуации вполне выгодно завозить нефтепродукты из Беларуси или Литвы даже при нынешнем уровне налогов.

Алексей ВЯЖИЧАНИН, Богдан МАЛИНОВСКИЙ

Доля брендовых АЗС на розничном рынке Украины

*На 1 июня 2002 г. Источник: данные Госкомстата и сводные данные компаний

Контракты №35 / 2002


Вы здесь:
вверх