логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Дешевые кредитные ресурсы ищите на рынке корпоративных облигаций - «Контракты» №35 Август 2002г.


Дешевые кредитные ресурсы ищите на рынке корпоративных облигаций

Финансовые аналитики утверждают, что при нынешних объемах выпуска корпоративных облигаций и спроса на них, можно считать, что в Украине фактически уже сформирован цивилизованный рынок «корпоративок»

Почти 100 компаний и финансовых учреждений Украины уже воспользовались, правда, с переменным успехом, корпоративными облигациями, чтобы получить дополнительные средства для развития собственного бизнеса. Для некоторых именно такой способ привлечения кредитных ресурсов стал едва ли не самым эффективным. Как следствие, за последнее время в количественном измерении рынок корпоративных облигаций взорвался.

В прошлом году Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) зарегистрировала эмиссию на сумму 694,32 млн грн, что более чем вдвое превышает общий объем зарегистрированных эмиссий за все предыдущие годы. По некоторым оценкам Комиссии, ожидается, что по итогам 2002 года объем зарегистрированных эмиссий достигнет 1,4 млрд гривен. «Контракты» совместно с компанией «АРТ-Капитал» исследуют рынок корпоративных облигаций, выясняя его привлекательность и риски.

Структура компаний-эмитентов облигаций по секторам экономикиСтруктура компаний-эмитентов по регионам

Равняясь на Запад и соседей

Несмотря на то, что рынок корпоративных долгов в Украине постепенно становится довольно привлекательным как для инвесторов, так и для компаний-эмитентов облигаций, очевидно, что он еще долго будет оставаться на начальном этапе развития. Общий объем зарегистрированных эмиссий корпоративных облигаций, которые сейчас в обороте на внутреннем рынке, составляет приблизительно 870 млн грн, что намного меньше 18,5 млрд грн — объема кредитных вложений коммерческих банков в национальной валюте по состоянию на 1 августа 2002 г. А по такому показателю, как соотношение объема рынка к валовому внутреннему продукту, Украина уступает не только странам с развитыми экономиками, но и соседним государствам (см. табл. «Размер рынков корпоративных облигаций»). Но все же, имея значительный потенциал развития, отечественный рынок корпоративных облигаций растет и количественно (например, наибольшая за все годы эмиссия корпоративных облигаций 2001 года, которую, очевидно, превысит эмиссия 2002 года), и качественно на фоне макроэкономической стабилизации и законодательного урегулирования в сфере выпуска и обслуживания компаниями данных ценных бумаг.

Что касается качественного измерения, то, начиная с 2001 года на рынке постепенно начали появляться так называемые публичные выпуски облигаций, — ценные бумаги размещаются при помощи профессионалов фондового рынка — инвестиционных банков (ими, как правило, выступают отечественные коммерческие банки, расширившие свой универсализм от обычных кредитно-депозитных операций до инвестиционной деятельности). Поскольку публичный рынок одновременно имеет возможность удовлетворить интересы и эмитентов, и инвесторов в рыночных ценах (процентных ставках), далее речь будет идти именно об этом сегменте рынка корпоративных облигаций.

Размещая облигации, можно бесплатно улучшить корпоративный имидж компании

Главное преимущество выпуска облигаций — получение в долг средне- или долгосрочных средств по более низкой процентной ставке чем по банковским кредитам. Корпоративные облигации также имеют больший срок обращения, чем срок пользования банковскими кредитами. Заметьте, что их погашение осуществляется, как правило, одноразовым платежом и подавляющее большинство облигаций на рынке имеют фиксированный купон (предварительно обусловленную ставку в годовых процентах).

Руководство предприятий-эмитентов таких ценных бумаг отмечает, что размещение облигаций с фиксированным купоном упрощает долгосрочное финансовое планирование компании и таким образом они могут защищаться от неожиданного повышения процентных ставок. Наконец, облигации обеспечивают эмитентов более-менее прогнозируемым капиталом, т.е. таким источником финансирования, который помогает компаниям уменьшить обременительную зависимость от краткосрочных банковских кредитов (на кредитном рынке практически нет средне- и долгосрочных ресурсов с фиксированными ставкам). Благодаря корпоративным облигациям, в отличие от банковских кредитов, можно привлекать на предприятие дополнительные средства без выделения залога.

Но сегодня компании уже не ограничиваются выходом на рынок, чтобы привлечь дешевые и в то же время долгосрочные кредиты. Например, банкам выгодно выпускать «корпоративки», так как резервирование по ним выгоднее по сравнению с кредитами и депозитами при условии котировки облигаций на биржевых площадках. Некоторые компании выпустили облигации для стимулирования собственных работников — доход по ним облагается меньшим налогом, чем заработная плата. А с недавних пор налоговые консультанты стали предлагать схему оптимизации налогообложения с использованием корпоративных облигаций (речь идет о схеме вывода прибыли с предприятия-эмитента).

Украинские компании, уже выпустившие «корпоративки», отмечают, что, вовремя выполняя свои обязательства, они могут бесплатно улучшать корпоративный имидж компании, поскольку долговые ценные бумаги эмитента размещаются и обслуживаются на глазах у широкого круга инвесторов.

Учтите ограничения

Чтобы выпустить облигации, у компании должны быть прочные финансовые позиции, она должна показать способность к регулярной уплате процентов и погашению основной суммы долга в определенные сроки. Направления использования инвестиций, полученных при первичном размещении облигаций, должны быть четко обусловлены в проспекте эмиссии и последовательно соблюдены менеджментом компании на практике. Это, так сказать, неписаные правила рынка.

Заметим, что только для акционерных обществ существуют некоторые ограничения объема эмиссии — они могут выпускать облигации на сумму не выше 25% уставного фонда, и только после полной оплаты всех выпущенных акций (ст. 11 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже»). В то же время другие хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью и т. п.) обладают полной свободой в принятии решений о размере выпуска облигаций. Ожидается, что с принятием Верховной Радой нового закона «Об эмиссионных ценных бумагах и фондовом рынке» такую «дискриминацию» АО ликвидируют, а новые выпуски облигаций обществ всех форм ведения хозяйства ограничат размером не выше уставного фонда эмитента.

Эмиссия корпоративных облигаций — это немалые расходы, которые того стоят

Выпуская облигации, без расходов, конечно же, не обойтись. У некоторых из них фиксированный размер, остальное устанавливается как процент заявленной суммы эмиссии. Для бездокументарной формы выпуска, характерной для большинства публичных выпусков корпоративных облигаций в Украине, это: госпошлина размером 0,1% суммы эмиссии; получение международного идентификационного кода в Национальном депозитарии Украины (НДУ) — 1888 грн; обнародование информации о выпуске облигаций в средствах массовой информации; услуги депозитария МФС — до 10 тыс. грн.

Другие расходы учитывают уплату аудиторских и банковских услуг. В целом, как замечают уже попробовавшие себя на ниве выпуска корпоративных облигаций, можно уложиться в 1—3% объема эмиссии. За гарантированное размещение облигаций посредники-андерайтеры (как правило, в этой роли сейчас выступают банки) могут взять и больше. Как правило, общие расходы на выпуск и обслуживание оборота облигаций прибавляют (приблизительно до 0,4—0,5% годовых) к ставке купона, объявленной в проспекте эмиссии. Обычно эмитенты предлагают облигации с доходностью от 18% до 24%.

Из чего выбирать?

Корпоративные облигации могут быть обеспеченными и необеспеченными. В первом случае компания-эмитент декларирует, что определенные активы продадут, если возникнут трудности с выплатами средств держателям облигаций. Инвестор, покупающий обеспеченную облигацию, получает долговую ценную бумагу с процентной ставкой несколько ниже, чем если бы купил необеспеченную облигацию того же эмитента на прочих равных условиях. На сегодня в Украине все корпоративные облигации публичных выпусков необеспечены, т.е. эти долговые обязательства подкреплены только общей кредитоспособностью эмитента и его способностью генерировать такой денежный поток, который обеспечит оплату процентов и нарицательной стоимости облигаций. В дальнейшем такую «демократию» на рынке корпоративных облигаций могут запретить. ГКЦБФР готовит новое Положение о порядке регистрации выпуска корпоративных облигаций, в котором выпуск необеспеченных облигаций запретят компаниям, в «возрасте» менее 3 лет. Кроме того, в Положении определят такие формы обеспечения облигаций, как гарантия (залог) и страхование риска непогашения облигаций.

Основные игроки

Пока первичный рынок, на котором размещают (продают инвесторам) свежевыпущенные облигации, достаточно узок, поэтому вторичный рынок, где инвесторы покупают-продают корпоративные облигации, характеризуется невысокой ликвидностью. Инвесторы, подавляющее большинство которых составляют коммерческие банки, купив облигации на первичном рынке, держат их до погашения. А эмитентами корпоративных облигаций на публичном рынке, как правило, выступают компании, которым инвестиционные банки после комплексного финансового анализа их деятельности дают рекомендации для выхода на этот рынок.

Эмитенты корпоративных облигаций, вышедших на публичный рынок, — это ряд известных коммерческих банков и наиболее успешные отечественные компании, ведущие прибыльный бизнес на национальном и международном рынках (см. табл. «Рыночные эмиссии корпоративных облигаций»).

Участие комбанков на рынке в роли эмитентов облигаций можно объяснить неотложной потребностью финучреждений в диверсификации собственных ссуд. Эмитенты «банковских» облигаций сами готовят, размещают и сопровождают оборот. В будущем именно благодаря этому опыту банки смогут получать дополнительный комиссионный доход, размещая и обслуживая эмиссии облигаций корпоративных клиентов. Характерным примером служит эмиссионная деятельность ЗАО «Райффайзенбанк Украина», ОАО «ВАБанк» и ОАО «Донгорбанк». С высокой вероятностью можно утверждать, что эти банки будут выводить на рынок корпоративных облигаций своих важнейших клиентов. А пока на рынке ведущая позиция по управлению размещения и обслуживания обращения корпоративных облигаций в известной степени закрепилась за УкрСиббанком, который участвовал в размещении облигаций самых громких выпусков (см. табл. «Рейтинг инвестиционных банков...»).

Выход на рынок компаний, чье имя или торговая марка связаны с общенациональным признанием среди потребителей, дал примеры того, как при помощи рынка корпоративных облигаций и без правительственных директив инвестируется реальный сектор экономики. Непродолжительная история рыночных долговых ссуд несколько размежевала эмитентов по отраслям экономики и по регионам, где действуют компании-эмитенты облигаций (см. диаграммы). В отраслевой структуре наибольшую долю занимает отрасль связи.

Ее единственный представитель на рынке корпоративных облигаций — компания «Киевстар GSM» сделала самый большой публичный выпуск корпоративных облигаций на сумму 86,95 млн грн. Химическую и пищевую промышленность, индустрию транспорта представляют, соответственно, акционерная компания «Титан», кондитерский концерн «АВК» и международный аэропорт «Борисполь». Финансовый сектор представляет больше всего участников — четыре эмитента. Региональный срез компаний-эмитентов несколько коррелирует с инвестиционным рейтингом регионов 2001 года, о котором «Контракты» писали в № 29, 2002.

Александр ВАЛЬЧИШИН, ООО «АРТ-Капитал», член УТФА, специально для «Контрактов»

1 Общий объем облигаций, выпущенных частным сектором экономики (финансовыми институтами и корпорациями) на внутреннем рынке страны

2ВВП, рассчитанный по текущим ценам и обменным курсам

Источники: ГКЦБФР, НБУ, Bank for International Settlements, OECD, Bureau of Economic Analysis, Госкомстат РФ, cbonds.com.ua, cbonds.ru

Рыночные эмиссии корпоративных облигаций
(рейтинг по общему объему)

 

1 На дату написания этого материала Источник: АРТ-Капитал

Рейтинг инвестиционных банков по объему фактически размещенных облигаций

 

1На дату написания этого материала Источник: АРТ-Капитал

Контракты №35 / 2002


Вы здесь:
вверх