логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Регистраторам грозит массовое сокращение - «Контракты» №36 Сентябрь 2002г.


Регистраторам грозит массовое сокращение

Регистраторов обвинили в организации корпоративных конфликтов и обратились за защитой к Президенту Количество регистраторов и хранителей в Украине

«Просим вас как руководителя государства и гаранта конституционных прав в Украине принять все необходимые меры с целью предотвратить объявленные Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку действия», — это цитата из открытого обращения к Леониду Кучме крупнейшей на рынке Профессиональной ассоциации регистраторов и депозитариев (ПАРД — объединяет 280 компаний или 75% профессиональных участников рынка учетных систем).

«Крик регистраторской души» вызван предложениями ГКЦБФР централизовать ведение учета прав собственности на акции стратегически важных предприятий и позволить средним эмитентам самостоятельно вести свои реестры.

Громкие корпоративные конфликты уже много лет портят инвестиционный имидж страны. На фоне роста экономики и крепкой гривни они становятся еще более заметны. Только Президент или премьер расскажут иностранным инвесторам о создании в Украине вполне цивилизованного фондового рынка, как последний подложит им свинью в виде публичных разборок между акционерами крупнейшей в стране нефтяной компании, вооруженного захвата горно-обогатительного комбината или жалоб владельца контрольного пакета на невозможность поставить на предприятии своего директора.

Кто у нас тут за фондовый базар отвечает? Поиск ответа на этот вопрос вывел власть имущих на Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку. Последняя в свою очередь обвинила регистраторов. «Сегодня регистраторы служат инструментом срыва общих собраний. Этот инструмент следует притупить», — заявил в начале августа член комиссии Анатолий Головко. «По-видимому, у нас будет намного меньше проблем, если акции стратегических предприятий — горно-обогатительных комбинатов, облэнерго — будут обездвиживаться в депозитарии», — продолжил мысль начальник контрольно-правового управления комиссии Роман Матвиенко.

ГКЦБФР фактически возвращается к идее централизации учета прав собственности, пока на акции стратегически важных предприятий. Идея очень проста: передать все реестры единому регистратору, подконтрольному государству, или перевести наиболее дорогие государству ценные бумаги стратегических предприятий в бездокументарную форму и отдать их на учет единому депозитарию.

По мнению комиссии, это снизит риски при регистрации перехода прав собственности и не позволит манипулировать реестром в пользу той или иной стороны конфликта. Чтобы окончательно убедить регистраторов в бесперспективности их деятельности, Головко сообщил о намерении ГКЦБФР увеличить с 500 до 5000 максимальное количество акционеров, при котором их реестр может вести непосредственно эмитент.

Кони не виновные

Если учесть, что среднее количество записей в реестрах не превышает 1000, а самые большие эмитенты, как правило, и есть стратегически важными, можно понять, что реализация этих предложений госкомиссии приведет к вымиранию большинства регистраторов. Поэтому их реакция была мгновенной, тем более, что рассмотрение вопроса централизации прав учета запланирован на совещании у Президента уже в сентябре.

«Конфликт интересов неминуем и не зависит от регистраторов», — убеждал на прошлой неделе журналистов президент ПАРД Алексей Кий. «Бороться нужно с преступниками, а не с инструментами преступлений», — председатель совета ПАРД Владимир Щербань жаловался, что за разговорами о нескольких громких конфликтах все как-то забыли, что регистраторы обслуживают около 17,5 тыс. эмитентов и 18 млн акционеров.

По его словам, ПАРД уже давно предлагала комиссии, как минимизировать риски втягивания регистраторов в конфликты. Например, формировать реестр участников общего собрания за несколько дней до его проведения. Одна эта техническая норма может снять много проблем. Или предоставить дополнительную защиту регистраторам от всевозможных государственных проверяющих. (Все еще помнят случай с реестром «Сумыоблэнерго», который налоговая милиция изъяла у регистратора, а уже через две недели ГКЦБФР признала его утерянным, и вместо него у другого регистратора появился реестр годичной давности с совершенно другим расписанием акций.)

К тому же контролировать соблюдение стандартов участниками рынка (например, «карманными регистраторами» промышленно-финансовых групп) могла бы профессиональная ассоциация. Но, как рассказывает г. Щербань, сегодня возможности влияния ПАРД на своих членов невелики: «Когда мы пытаемся вызывать их на арбитражный комитет, они переходят в другую ассоциацию, менее требовательную».

Особое возмущение ПАРД вызвало игнорирование ГКЦБФР мнения регистраторов при разработке таких радикальных изменений в условиях их деятельности, а также участие представителей комиссии в создании негативного имиджа института регистраторов. Поэтому ассоциация просит Президента выслушать также аргументы участников рынка.

Что касается ведения реестров эмитентами, тут ПАРД будет легко убедить Президента. По статистике, ГКЦБФР в прошлом году проверила 783 эмитента и в 86% случаев зафиксировала нарушение действующего законодательства. Среди них львиная доля непосредственно касается игнорирования прав инвесторов. При этом в ходе 295 проверок регистраторов правонарушения зафиксированы в 57% случаев.

Преимущественно это технические ошибки или ошибки, случившиеся не по вине регистратора и не ведущие к нарушению прав акционеров. К тому же эмитентам придется тратить деньги на обучение и сертификацию дополнительных специалистов, а также соответствующее оборудование помещений для выполнения функций реестродержателя.

Именно поэтому сегодня тысячи эмитентов с числом акционеров до 500 все равно отдают эту работу профессиональным регистраторам.

Предложение централизации ведения реестров так быстро не отклонить, так как в глазах чиновников у нее много преимуществ. Например, полный контроль за владельцами (конечно, официально это отрицается). Все финансовые аргументы о лишнем бремени на бюджет или участников рынка теоретически несостоятельны, поскольку с ростом объема счетов стоимость их обслуживания уменьшается, а при разветвленной сети пользоваться услугами общенационального регистратора удобнее. ПАРД напоминает, что в 1996 году уже была попытка создать «центрального регистратора» стратегических предприятий в лице Госинвеста, но многочисленные рабочие группы экспертов и госслужащих тогда ее похоронили.

Главный козырь регистраторов заключается в том, что система уже работает, и ее постепенное совершенствование несет меньше рисков, чем кардинальные изменения. Начать можно с передачи закодированных копий реестров на хранение какому-нибудь государственному учреждению и создания связанной системы учета прав собственности.

Дмитрий КОШЕВОЙ

Основные показатели деятельности регистраторов   01.01.99 01.01.00 01.01.01 01.01.02 Количество эмитентов на обслуживании у регистраторов 12373 14938 16035 17593 Количество владельцев именных ценных бумаг в реестрах, тыс. 18511,5 19123,31 17577,78 17760,21 Количество номинальных держателей в реестрах 256 2084 4423 5579

Источник: ГКЦБФР

Контракты №36 / 2002


Вы здесь:
вверх