логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
«Замзам-Кола» — против Coca Cola, или Мусульмане, покупайте отечественное! - «Контракты» №36 Сентябрь 2002г.


«Замзам-Кола» — против Coca Cola, или Мусульмане, покупайте отечественное!

Волной антиамериканизма в мусульманских странах удачно пользуются местные бизнесмены

Ближневосточный кризис и обвинения в адрес саудовских шейхов, дескать, те поддерживают террористов, заставили арабские страны развернуть масштабную антиамериканскую экономическую кампанию: прекращаются инвестиции в США, бойкотируются штатовские товары. На этой волне предприимчивые соседи арабов, братья-мусульмане иранцы попытались немного подзаработать на бойкоте и выпустили на рынок «чисто исламский» безалкогольный напиток — «Замзам-Кола», «аналог» чуждой Coca Cola. Этот напиток вызвал бешеный спрос в Саудовской Аравии, Бахрейне, Катаре и других странах Ближнего Востока.

«Замзам-Кола» нашла свое время и свое место

«Замзам-Кола» — не первая попытка иранцев создать альтернативу американским брендам. В марте текущего года Институт интеллектуального развития детей и молодежи министерства образования Ирана разработал серию кукол, призванных составить конкуренцию «распутнице Барби». Барби со своими белокурыми волосами и слишком примечательной грудью, по мнению иранских идеологов, — не та игрушка, которой должны играть мусульманские дети. Дабы подвинуть американских кукол на внутреннем рынке, правительство предложило детишкам национальные куклы, которых зовут Дара и Сара — имена персонажей из школьного учебника (что-то вроде Шрайбикуса в советских учебниках немецкого языка).

Брат и сестра Дара и Сара, одетые в скромную национальную иранскую одежду, порадовали и религиозных вождей, и родителей-ортодоксов, беспокоившихся за своих дочурок, которых Барби «научит плохому». Хотя с экономической точки зрения вывод Дары и Сары на рынок удачным не назовешь. «Правильные» с точки зрения исламской цензуры куклы выпускаются в Китае и стоят на иранском рынке $15, тогда как фальсифицированная (в том же Китае) Барби — $3.

А вот «Замзам-Кола» как раз яркий пример того, что выпуск «исламских» продуктов, да еще и идеологически направленных против Штатов, может быть экономически выгодным проектом. Разработчики «исламской Колы» — иранская компания Zamzam Soft Drinks Drop — не утруждали себя поиском сверхоригинальных маркетинговых ходов. Им помогла политика и нужное название. Замзам — самый первый, согласно верованиям мусульман, источник в мире, появившийся по велению Аллаха.

Воду из Замзама мусульмане считают святой и целебной. Место нахождения этого источника — Мекка, город в Саудовской Аравии. Успех пришел мгновенно — уже сейчас идут переговоры с иранской компанией Zamzam по поводу открытия заводов, которые будут разливать «исламскую Колу» в Бахрейне и Саудовской Аравии.

Арабские инвестиции теперь будут «развивать» ЕС?

Бойкот американских товаров в арабских странах — процесс серьезный, и триумф «Замзам-Колы» — лишь невинная игрушка по сравнению с другими мерами, предпринимаемыми арабами против «пособников сионизма», т.е. США. Однако арабские лидеры, в отличие от иранских, пока что не заняты проблемой создания альтернатив американским товарам, а просто призывают соотечественников «не покупать американское». И те не покупают.

В Бахрейне, например, некоторые компании страдают из-за своей «проамериканскости». Так, бахрейнской компании Jawad Trade Group, которая на правах франчайзинга открыла сеть заведений быстрого питания Burger King, пришлось в мае-июне текущего года провести целую

PR-кампанию в подтверждение того, что они не являются «американскими прихлебателями». Jawad Trade Group давала разъяснение в прессе, что они «не платят денег» американцам и американским фирмам. В бахрейнских ресторанчиках Burger King появились даже палестинские флажки и урны для сбора средств на поддержку палестинцев. Такие идеологически продуманные шаги позволили менеджменту компании Jawad Trade Group удержать своего клиента.

Еще острее борьба со «всем американским» ведется на родине Бен Ладена — Саудовской Аравии. За три месяца этого года американский экспорт в Саудовской Аравии в результате бойкота сократился на 40%. Обвинения западной прессы в адрес саудовских миллионеров, что те, мол, финансируют террористов, а также иск родственников жертв трагедии 11 сентября в $1 трлн к саудовским шейхам окончательно подорвали доверие Саудовской Аравии к своему бывшему союзнику — США.

Обиженные подобными обвинениями и разочарованные в устойчивости американского фондового рынка, саудовские бизнесмены заявили, что прекращают инвестиционную деятельность в США. Такие заявления не пройдут незаметными для американской экономики, ведь общий объем инвестиций этой арабской страны составляет $750 млрд, и $200 млрд из них саудовские шейхи готовы вывести из Штатов уже сейчас. Вообще, за последний год арабский капитал сократился на 30%.

О возможных последствиях оттока арабского капитала из США Алексей Плотников, заведующий отделом международных валютно-финансовых отношений Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины, сказал «Контрактам» следующее: «Свертывание арабских инвестиций в американскую экономику, по всей видимости, углубит кризисные явления, нарастающие в США с 11 сентября прошлого года. Впрочем, я не склонен считать, что арабский капитал теперь направится в Восточную Европу или постсоветские страны — этот капитал не адаптирован к рискованным рынкам, поэтому он наверняка найдет себе место где-то в Евросоюзе.

А это, в свою очередь, даст ЕС еще один «козырь» в экономических соревнованиях с США. Что же касается бойкотирования американских товаров, то от этого, на мой взгляд, арабские страны много не потеряют. Ведь штатовские товары можно заменить европейскими или азиатскими, как, например, «Замзам-Кола» — Coca Cola».

Дмитрий КРАПИВЕНКО

Комментарий специалиста

«Бойкот Coca Cola в арабских странах — явление временное»

Игорь КИРИЛЮК, директор по связям с общественностью компании Кока-Кола Бевериджиз Украина:

— Когда-то, в начале XX века, компания Coca Cola болезненно воспринимала появление на рынке каждого напитка, содержавшего в своем названии слово «Кола». Немало таких прецедентов сопровождалось судебными исками по факту нарушения авторских прав. Так продолжалось до 1916 г., т.е. пока Coca Cola не разработала оригинальную контурную бутылку, тогда подделок напитка стало гораздо меньше, и к новым напиткам, в названии которых было слово «Кола», компания начала относиться либеральнее.

Сейчас Кола — это отдельный сегмент рынка безалкогольных напитков, в котором конкурируют между собой многие торговые марки. Сегодня мы можем подать иск к компании, выпускающей Колу, только в том случае, если она использует логотип, очень похожий на Coca Cola. Что же касается бойкота американских товаров в арабских странах, от которого страдает и Coca Cola, то это, думаю, явление временное. Ведь в этом регионе, в т.ч. в Арабских Эмиратах, есть заводы Coca Cola, на которых занято достаточно местного населения, и поэтому ситуация на рынке безалкогольных напитков в арабских странах вскоре стабилизируется.

Контракты №36 / 2002


Вы здесь:
вверх