логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Бюджет поставили на ручник - «Контракты» №36 Сентябрь 2002г.


Бюджет поставили на ручник

Минфин временно уменьшил бюджетные расходы более чем на 2 млрд грн

На прошлой неделе министр финансов Игорь Юшко сообщил, что Минфин ввел на август-сентябрь ограничение расходов государственного бюджета 2002 года. Лимиты будут сокращены более чем на 2 млрд грн. Статьи, по которым уменьшены расходы, не названы. По словам министра финансов, ограничение введено в соответствии со ст. 54 Бюджетного кодекса, разрешающей подобные действия Минфина в случае недовыполнения общего фонда Госбюджета.

Как бы там ни было, Минфин пытается вручную залатать бюджетную дыру. Тем более, что на днях, после рассмотрения на коллегии Счетной палаты итогов выполнения госбюджета за первое полугодие 2002 года, палата довольно критически оценила действия правительства по выполнению бюджета. По данным палаты, в первом полугодии т.г. в бюджет поступило всего 44,4% годового объема прибыли (20 млрд 150,4 млн грн). Расходы бюджета были выполнены на 38,6% утвержденных годовых назначений (19 млрд 171,4 млн грн). Все это, по мнению экспертов СП, привело к созданию Минфином и Госказначейством профицита госбюджета в сумме 979,1 млн грн.

По мнению экспертов, ручное управление не решит бюджетных проблем, а лишь обострит их. «Сейчас Минфин ограничил некоторые бюджетные расходы, но по закону эти проекты все равно должны быть профинансированы. Соответственно увеличится нагрузка на бюджет второго полугодия», — говорит эксперт Международного центра перспективных исследований Татьяна Ильяшенко. Откуда Минфин намерен взять деньги, остается догадываться. Ждать ускорение экономического роста, предсказанного правительством, не приходится.

Кроме того, по данным ГНАУ, за первое полугодие этого года недоимка налоговых поступлений в бюджет выросла на 3,7 млрд грн и составляет 9 млрд грн. На приватизации также не разживешься. За 7 месяцев 2002 года ФГИУ направил в госбюджет 432 млн грн при годовом плане 5,8 млрд грн. В фонде утверждают, что за год от приватизации можно будет получить не больше 1 млрд грн. Скептически специалисты относятся и к возможности получить деньги от международных финансовых организаций. Таким образом, эксперты прежде всего прогнозируют уже в ближайшем будущем очередную активизацию фискалов.

Невыполнение бюджета-2002 принимает все более реальные очертания. Более того, есть основания говорить о нерадостной перспективе бюджета-2003. «Минфин должен переносить бюджетные расходы в пределах года, — говорит Ильяшенко, — но проблема будет перенесена и на следующий год, ведь задолженность по финансированию программ останется». Кроме того, сейчас правительство пытается привлечь внутренние краткосрочные и среднесрочные ссуды, выплаты по которым придутся уже на следующий год.

В свою очередь Минфин оптимистичнее смотрит в будущее и уже подготовил рабочий вариант госбюджета-2003. Документ подготовлен как бездефицитный. В местные и центральные бюджеты планируется суммарно собрать немногим более 60 млрд грн, в том числе 800 млн грн получить от Всемирного банка и 2 млрд — от приватизации. На обслуживание внешнего долга предполагается потратить 1,6 млрд грн. Также правительство предложит парламенту еще на год сохранить действующие пенсионные сборы для компенсации потерь в почти полмиллиарда грн, ожидаемых после вступления в силу Таможенного кодекса. Правительство планирует утвердить проект бюджета-2003 на заседании 11 сентября и направить его в Верховную Раду до 15 сентября.

Вилен ВЕРЕМКО

Мнения экспертов

Татьяна ИЛЬЯШЕНКО, эксперт Международного центра перспективных исследований:

— Разумным решением проблемы дефицита бюджета был бы секвестр. Но законодательством он не разрешен. Поэтому единственное, на что может сейчас пойти Минфин, — временное ограничение расходов. Это ручное управление, т.е. неравномерное сокращение всех статей на усмотрение Минфина. Неэффективно и несправедливо. Абсолютно теряется прозрачность бюджета. Бюджет текущего года выполнен не будет. Правда, можно ожидать оживления фискалов, и не только на законодательном уровне.

Александр ТУРЧИНОВ, народный депутат:

— Ограничение расходов — это серьезное бюджетное нарушение. Кабмин имеет право соразмерно ограничивать расходы в небольших пределах. Но есть требование — соразмерно. В данном случае ограничения не коснутся ни Администрации Президента, ни Кабинета Министров, ни исполнительной власти. Т.е. это выборочные субъективные ограничения. Мы опять имеем проблему, с которой боролись, когда принимали Бюджетный кодекс. Главная цель была — не допустить ручного управления публичными финансами, не допустить, чтобы чиновник за взятки мог что-то финансировать, а что-то нет. К сожалению, сегодня именно по такому сценарию развиваются события. Такие ограничения являются фактически незаконным секвестром.

Контракты №36 / 2002


Вы здесь:
вверх