логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
На круги своя - «Контракты» №36 Сентябрь 2002г.


На круги своя

Сенсационная речь Кучмы обещает нам возвращение к политической ситуации 1992 года: влиятельный парламент, сильный премьер, декоративный президент

Выступление Леонида Кучмы по случаю 11-й годовщины Независимости качественно отличалось от прежних — традиционных, бравурных. Президент говорил кратко, но выступление не обошли вниманием средства массовой информации и отдельные политики. Для одних оно стало сенсацией, для других — настоящим шоком. Фактически Президент сделал заявление, из которого следуют три момента. Во-первых, Украина должна пересмотреть свою политическую систему. Во-вторых, Украина должна перейти к новой избирательной системе. В-третьих, необходимо пересмотреть территориально-административную систему. Интересно, что все эти лозунги раньше были на вооружении у оппозиции.

Президент еще год назад и слышать не хотел о качественных изменениях. Речи Президента предшествовала острая борьба в его окружении — борьба интеллектов, влияний и амбиций. Три политические силы — донецкая группа (в лице первого помощника Президента Сергея Левочкина), группа Пинчука (в лице Валерия Хорошковского) и группа СДПУ(О) (в лице Виктора Медведчука) — постоянно состязаются за влияние на Президента и за контроль над информационными потоками. Это соперничество обеспечивает политическое равновесие и создает Леониду Кучме поле для маневров.

Медведчук воспользовался идеей Табачника

В последнее время Леонид Кучма укрепил свое положение. Чувствуется, что возле него есть таинственный «некто», кто подает интересные идеи и предложения, при этом находясь в тени. Однозначно этот человек не Медведчук — слишком часто решения Президента (в том числе и о назначении Виктора Владимировича главой Администрации Президента) противоречат стратегическим интересам СДПУ(О). Этот человек и не из донецкой среды.

Тот, кто направляет действия Президента в нужное русло, должен: а) прекрасно владеть информацией о внутриполитических раскладах в украинском истеблишменте; б) обладать навыками административной работы; в) иметь блестящие аналитические способности; г) находиться в близких (почти дружеских) длительных отношениях с Президентом; д) принадлежать к среде «Трудовой Украины» — группы, которая на сегодняшний день делает меньше всего стратегических ошибок в политике и несет наименьшие политические потери.

Анализ персоналий позволяет предположить, что таким человеком является Дмитрий Табачник. Тот самый Дмитрий Владимирович, который в 1996 году ушел с должности главы Администрации, а через восемь месяцев снова вернулся в окружение Президента на должность советника — и уже больше не покидал Леонида Даниловича.

Именно Табачник первым в президентском лагере озвучил идею парламентско-президентской республики. В недавнем интервью «Киевскому телеграфу» Табачник заявил: «На сегодня минимизация представительства левых сил в парламенте позволяет предложить обществу систему власти, более близкую к европейской. Это — парламентско-президентская республика... В случае реализации такого сценария летом 2004 года изменился бы ход избирательной кампании в стране. Произошла бы положительная структуризация политикума. С одной стороны, исчезнет желание законсервировать ситуацию, а с другой — исчезнет желание достичь политического реванша с помощью одноразового электорального сверхудара».

В том же интервью он отметил, что Президент, который год назад и слушать не хотел о такой модели, теперь все чаще склоняется к предложенному Табачником варианту. В конечном счете, лучшим подтверждением слов Дмитрия Владимировича стало выступление Президента 24 августа. Volens-nolens, с идеей Табачника (горячо поддержанной Кучмой) пришлось согласиться и Медведчуку — чувствуется, что текст выступления Президента писался людьми, близкими к лидеру СДПУ(О). Поняв, что ему никогда не стать Кучмой, Виктор Медведчук решил заскочить на велосипед, изобретенный Табачником, и в 2004 году стать либо Президентом с урезанными полномочиями, либо — в лучшем случае — премьер-министром.

Кучма хочет остаться единственным «сильным» Президентом в украинской истории

Что дает Президенту воплощение новой инициативы? Во-первых, он выбивает почву из-под оппозиции, ведь известно, что основной лозунг оппозиции — это смена государственного строя в Украине, преобразование Украины в парламентско-президентскую республику. Идея парламентско-президентской республики может стать тем общим знаменателем, вокруг которого возможно: а) инициирование «круглого стола» различных политических партий (но теперь уже такая форма диалога будет навязываться не оппозицией, как это было в 2001 году, а предлагаться Президентом) и б) перетягивание части политических сил из оппозиционного в пропрезидентский лагерь (скажем, представителей «Нашей Украины», особенно из лагеря НРУ и УНР, а также части бизнесменов).

Во-вторых, исчезает ажиотаж вокруг проекта «наследник-2004» — пост Президента станет не настолько привлекательным, а значит, основные политические силы будут работать не столько «на публику», превращая свою деятельность в PR-акции в пользу своего лидера (потенциального Президента), сколько в рамках парламента. В стены же Верховной Рады будет перенесена и основная политическая деятельность — «большая политика» не будет крутиться вокруг Президента — отныне будут «покупаться» и «продаваться» голоса, фракции, группы, отдельные депутаты.

В-третьих, Леонид Кучма сможет тешить себя амбициями: он войдет в историю Украины как единственный «сильный» Президент. Конечно, в нашей истории будет еще немало сильных премьеров, сильных спикеров, но Кучма будет единственным Президентом, который реально руководил государством.

Шанс для Литвина

Воплощение варианта, предложенного Президентом, приведет к усилению исполнительной власти в государстве. И уже в ближайшее время можно ожидать изменения в правительстве — вместо Анатолия Кинаха, которому недостает самостоятельности и силы воли, новым премьером может стать человек с жестким стилем руководства. Скажем, Георгий Кирпа, Олег Дубина, Владимир Радченко или тот же Евгений Марчук. Сам Президент может взять под свой личный контроль несколько важных направлений в исполнительной ветви власти — например, реформы военной отрасли и угольной промышленности.

В то же время Владимир Литвин активизирует свою деятельность в роли спикера. В течение короткого времени у Литвина есть шанс реализовать полученный карт-бланш и провести комплекс действий, направленных на повышение авторитета парламента. Во-первых, создать большинство (на первых порах — хотя бы простое). Во-вторых, выступить с предложением по механизмам создания нового правительства — на коалиционной основе. В-третьих, добиться контроля над парламентом. В-четвертых, продемонстрировать действенность и эффективность новых механизмов взаимодействия между правительством и парламентом. Кроме того, если Дмитрий Табачник на нынешнем этапе может рассматриваться как «генератор идей», Владимир Литвин становится «генератором идей по претворению в жизнь идей Табачника».

Становится также очевидно, что новые предложения Президента могут быть реализованы только одним путем — путем принятия новой Конституции Украины. Более того, Конституция на этот раз будет приниматься не парламентом, а референдумом. В результате ее принятия Леонид Кучма, в частности, может: включить в Основной Закон понятие коалиционного правительства и очертить его рамки; законодательно закрепить пропорциональную систему выборов народных депутатов; создать поле для реформирования административного устройства по федеративному или земельному принципу; заложить себе гарантии на случай окончания полномочий (скажем, пожизненное право неприкосновенности).

В отличие от 1992 года, будут четко расписаны роли актеров политического театра

С новой системой мы снова подойдем к тому статус-кво, который был в 1992 году, к моменту назначения Леонида Кучмы премьер-министром. У нас будет слабый и почти декоративный Президент. У нас будет сильная Верховная Рада — слишком заполитизированная и слишком противоречивая в своих действиях. У нас будет сильный премьер — в 1992 году Леонид Кучма получил право регулировать экономические отношения путем принятия декретов правительства.

Теперь у нас появится и сама система, но с несколькими «но» — все функциональные обязанности всех участников большой политической игры будут тщательно расписаны, парламент будет двухпалатным, премьер будет назначаться и увольняться со своей должности парламентом, Президент будет выполнять ритуальные функции, будут изменены подходы к формированию местных бюджетов, введена выборность губернаторов и т.д...

Одним словом, все вернется на круги своя, но в более совершенной форме. Новые инициативы Президента можно было бы только приветствовать — если бы не одно «но». Известно, что наше политическое руководство страдает болезнью, названной «маниловщиной» — по аналогии с героем «Мертвых душ» Гоголя. Известно, что Манилов начинал большое количество добрых дел, но не доводил их до конца. И потому Президента можно поздравить не только с удачным шагом — следует пожелать ему воли и мужества завершить начатое. Ведь о делах судят по их результатам, а не по потенциальным возможностям на старте.

Кость БОНДАРЕНКО, руководитель Центра исследований общественных процессов «Эксперт»

Контракты №36 / 2002


Вы здесь:
вверх