логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
В заложниках у политики - «Контракты» №36 Сентябрь 2002г.


В заложниках у политики

Горячая политическая осень может помешать очередной сессии Верховной Рады принять нужные предпринимателям законы

В прошлую пятницу в сессионном зале парламента торжественно открыта новая система голосования «Рада-3», а уже завтра в комитетах закипит рутинная работа второй сессии парламента.

Хотя загоревшие нардепы еще не утвердили повестку дня, некоторые законопроекты, завизированные Президентом в качестве первоочередных, до конца сессии имеют все шансы стать полноценными законами. Среди этих законопроектов немало и экономических, в частности, об изменениях в закон о прибыли предприятий, об НДС, об акцизных сборах, о доходах физических лиц (см. «Контракты» № 31—30).

Очередной взрыв политического скандала, ожидаемый осенью, рискует притупить остроту экономического законотворчества Верховной Рады: 6 миллионов избирателей, которых обещает вывести на улице Ющенко, четверть миллиона болельщиков остальной оппозиции, организованные властью демонстрации в свою поддержку, плакаты и лозунги, эмоции и мордобои катализируют напряжение парламентского зала почти до эпилептического предела.«Борьба за импичмент хоть и отодвинет на второй план экономические темы, но не ослабит актуальности отставки правительства Кинаха», — заявил «Контрактам» член бюджетного комитета Верховной Рады Евгений Жовтяк.

Очередным предлогом для выяснения отношений с премьером станет проект бюджета на следующий год: Кабмин должен представить его Верховной Раде 15 сентября — за день до объявленных оппозицией акций гражданского неповиновения. «Если бы Верховная Рада вовремя приняла социально направленный бюджет, «экономическую» миссию этой сессии можно было бы считать выполненной, — комментирует Жовтяк. — Но правительственные проекты нашпигованы «карманными» расходами, которые будет разворовывать чиновничество, поэтому обсуждение бюджета будет шумным и затяжным». Оппозиция настроена более чем критически, поэтому и бюджету, и премьеру можно только посочувствовать.

Опять газ и отмывка денег

Напряженные дни предстоят тем, кто делает бизнес на энергоносителях, поскольку парламент не на шутку увлекся продолжением украинско-российского газового противостояния. Очередная серия выяснения отношений начнется для правительства в связи с созданием газотранспортного консорциума. «Соответствующая рабочая группа, в которую я вхожу, пока не выработала на своих заседаниях согласованных позиций по консорциуму», — заявил недавно «Контрактам» председатель подкомитета Верховной Рады по вопросам газовой промышленности Александр Гудыма. Поэтому, вероятнее всего, можно ожидать, что правые силы и Комитет по вопросам ТЭК потребуют обнародовать планируемые правительством условия, на которых к управлению газотранспортной системой будет привлечена Россия.

Депутатам придется срочно спасать репутацию государства, утвердив до 12 октября законопроект по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем. В противном случае FATF, заседание которого назначено на 7 октября, внесет Украину в перечень стран, попустительствующих отмывке «грязных» денег, считает Виктор Капустин, заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности. Место в этом списке гарантирует торговые ограничения со стороны развитых стран и другие дискриминационные меры, поэтому государство намерено в очередной раз усилить контроль за субъектами предпринимательской деятельности.

Раньше Сергей Терехин критиковал «антиотмывочный» законопроект за чрезмерные полномочия фискальных органов (вплоть до несвойственных им разведывательных функций) и фактическую отмену банковской тайны. «Новая редакция законопроекта не предусматривает расширения полномочий налоговиков и МВД, — заверил Капустин. — При Минфине предусмотрена деятельность чисто гражданского органа — департамента финансового мониторинга, куда будут представлять первичную информацию субъекты этого мониторинга». Заметим, что такой орган уже создан и только ждет законодательной регламентации своих функций.

Налоговый кодекс — косметические изменения

Если бы эта сессия утвердила Налоговый кодекс — а его депутатский вариант предусматривает ограничения и систематизацию прав и полномочий фискальных органов, а также в известной мере ослабление налогового пресса — ее можно было бы считать исторической. Даже при отсутствии реформы власти это существенно смягчило бы политический климат в стране. «Чтобы согласовать все позиции по Налоговому кодексу, наш комитет 6 сентября обнародует соответствующий рабочий график встреч всех заинтересованных сторон, — заявил Капустин. — Многие статьи кодекса вызывают споры, но Верховная Рада дозрела до утверждения кодекса». Правда, большинство депутатов еще сомневаются в скором его принятии.

В кулуарах парламента считают, что власть будет оказывать давление на предпринимательскую часть зала, тормозя утверждение кодекса и вынуждая принять его в виде, который больше по нраву налоговикам. В случае фиаско (кодекс может не набрать необходимого количества голосов) депутаты вынуждены будут довольствоваться консервативной коррекцией законов о налогообложении физических лиц, налоге на прибыль, НДС, акцизном сборе. Кстати, этим может воспользоваться правительство, которое ради выполнения доходной части бюджета 2003 года (а она, по планам Камбину, по сравнению с 2002 годом должна увеличиться) проведет через парламент фискальные нормы.

Депутаты также планируют кардинально пересмотреть систему налогообложения НДС, которая, по мнению члена Комитета по вопросам экономической политики и управлению народным хозяйством Владимира Черняка, превратилась в преступное перераспределение коммерческой прибыли. Вероятно, утверждение проекта, который обещает поддержать Комитет по финансам, будет задержан влиятельными заинтересованными сторонами.

Пока принятый в первом чтении проект предусматривает, что предприятия, работающие меньше года, вообще теряют право на возмещение НДС. В целом бюджетные интересы могут взять верх — дополнительные миллиарды гривен нужно где-то найти. Поэтому, как заметил один из депутатов, главное для предпринимателей — чтобы парламент вместе с Кабмином в поисках ответа на вопрос, где взять деньги, не так часто вспоминал об их карманах.

А вообще только в Комитете по вопросам финансов и банковской деятельности на рассмотрении находится 129 законопроектов, почти по полсотни — в Комитетах по экономической политике и ТЭК. И дай Бог, чтобы горячая политическая осень не помешала рассмотреть хотя бы треть их общего числа.

Светлана СТЕПАНЕНКО

Контракты №36 / 2002


Вы здесь:
вверх