логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Наши деньги — нам и стирать - «Контракты» №37 Сентябрь 2002г.


Наши деньги — нам и стирать

Совет Европы признал: Украина борется с «грязными» деньгами. Но FATF это не впечатляет

Химчистка

На прошлой неделе в ходе визита в Украину эксперты Совета Европы лояльно отозвались о борьбе с «грязными» деньгами в Украине и соответствующем, достаточно жестком, законопроекте. Представитель отдела экономической преступности Управления по уголовным вопросам правового директората СЕ Александр Сегер отметил, что несмотря на «пакет открытых вопросов» Украина существенно продвинулась в этом вопросе, а законопроект о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, хотя и требует приведения в соответствие с европейскими нормами, в целом приемлем.

Для Украины одобрительные слова представителей СЕ означают потепление отношений с ЕС. Тем более, учитывая недавнее заявление генерального секретаря СЕ Хавьера Соланы о возможном предоставлении Украине статуса соседа ЕС и обещания Романо Проди вынести на рассмотрение возглавляемой им Еврокомиссии вопрос о предоставлении Украине статуса страны с рыночной экономикой. Александр Сегер пообещал, что после принятия «антиотмывочного» закона Еврокомиссия рассмотрит конкретные варианты помощи украинской стороне.

Однако вряд ли выводы ЕС побудят проамериканскую FATF исключить Украину из списка стран, не борющихся с отмыванием денег (напомним, после ознакомления с упомянутым законопроектом, принятие которого служит условием исключения Украины из черного списка, эксперты FATF подвергли его критике). Более того, отечественные эксперты утверждают, что даже в случае принятия «антиотмывочного» закона Украине в ближайшем будущем не светит покинуть список FATF.

«Принятие закона о борьбе с отмыванием денег вряд ли обусловит исключение Украины из черного списка, — говорит директор экономических программ Международного института сравнительного анализа Сергей Киселев. — Думаю, пройдет еще 2—3 года, пока это произойдет». «Исключение Украины из списка FATF будет результатом действия целого ряда факторов, — добавляет президент центра Разумкова Анатолий Гриценко. — Сегодня для США это не главная проблема. На фоне волокиты с решением этой проблемы, в Украине могут произойти изменения к лучшему, которые наконец устроят международное окружение». Стоит обратить внимание и на опыт России, которая, несмотря на принятие соответствующего закона в конце прошлого года, до сих пор украшает пресловутый список FATF.

Дамоклов меч санкций международных организаций будет висеть над Украиной и в дальнейшем. Однако эксперты относятся к возможности их применения достаточно скептически. «Ни одна из стран не доводила ситуацию до такого состояния, чтобы по отношению к ним с руки FATF применялись какие-то санкции. Было достаточно угрозы санкций, чтобы та или другая страна «становилась на место», — говорит Гриценко. А пока что вопрос о борьбе с отмыванием «грязных» денег выступает скорее предметом политического торга. Ситуация весьма напоминает тотальную борьбу в Украине с «пиратством», когда даже принятие достаточно жесткого закона, регулирующего эту отрасль, не защитило от введения американцами квот на украинский металлопрокат.

Вилен ВЕРЕМКО

Комментарий законодателя

Сергей ТЕРЕХИН, заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности:

— Совет Европы на решение FATF никак не может влиять. Это абсолютно, мягко говоря, полярные учреждения. А из списка FATF сейчас нас никто не исключит даже в случае принятия закона о противодействии легализации «грязных» денег. США пользуются в первую очередь не экономическими основаниями, а политическими. Поэтому я бы не очень обращал внимание, что кто-то недоволен нормами этого закона.

Принять этот закон важно для самой Украины. Орган, который собирает информацию и отдает ее только определенным правоохранительным органам, действительно нужен. Однако необходимо, чтобы мы имели свое экономическое и социальное достоинство. И мы готовим новую редакцию закона с учетом этого. Думаю, к октябрю закон будет принят.

Контракты №37 / 2002


Вы здесь:
вверх