логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Бизнес в зоне - «Контракты» №37 Сентябрь 2002г.


Бизнес в зоне

Специальные экономические зоны нужны украинскому бизнесу, однако стоит усовершенствовать их деятельность уже на этой сессии, считают нардепы

Бизнес в зонеИзданное на прошлой неделе постановление Кабмина о моратории на создание новых специальных экономических зон совпало с заявлениями нардепов о необходимости проанализировать на этой сессии Верховной Рады целесообразность функционирования некоторых старых СЭЗ (в частности, речь шла о СЭЗ «Интерпорт-Ковель»).

«Контракты» решили подсчитать, сколько же у нас создано специальных (их еще называют свободными) для бизнеса зон, и выяснить, что же из этого следует. Похоже, их существование — необходимость на этом рыночном этапе, пусть даже она оборачивается отсутствием очередного транша от МВФ (одно из невыполненных требований кредиторов — закрытие СЭЗ).

В Украине сегодня 11 специальных экономических зон, 9 территорий приоритетного развития и 8 технопарков с соответствующим режимом налогообложения. По официальным данным, за три последних года СЭЗ и ТПР дали возможность привлечь на депрессивные территории $678 млн инвестиций. Темпы их роста в прошлом и позапрошлом году составляли 27,8% (в среднем в Украине — около 10%), объемов производства — 300% (113%). За прошлый год в зонах создано 60,1 тыс. рабочих мест со средней зарплатой более $150. Оптимизм украинского правительства не растопил скептицизма МВФ, что в свое время побудило Леонида Кучму выразить недовольство деятельностью СЭЗ, правда, без каких-либо последствий.

СЭЗ используют, чтобы получить льготы для продажи «крупноузловой сборки»

«Если взвесить, какие дыры СЭЗ пробивают в бюджете, минусы их существования больше плюсов», — комментирует ситуацию экс-вице-премьер Виктор Пинзеник. Согласно правительственным данным, из 7,1 млрд грн продукции, произведенной СЭЗ, только треть (преимущественно сырье) экспортируется. Остальное, как правило, товары из импортных комплектующих — продается в Украине с беспрецедентными налоговыми льготами. Поэтому правительство в свое время пыталось уточнить в соответствующем законе толкование терминов «оборудование» и «комплектующие изделия», — так как, по признанию министра экономики Александра Шлапака, «через СЭЗ в Украину идет товар без налогообложения». В свою очередь доктор экономических наук, депутат Владимир Черняк считает: «Пусть даже это производство игрушечное — банальная «сборка», главное, что у людей в депрессивных зонах появилась работа».

Однако в СЭЗ действуют и серьезные производства. Например, в Донецком регионе наибольшая доля инвестиций приходится на химическую (почти 20%), металлургическую (18%), пищевую, угольную, легкую промышленности и машиностроение. Жаль, что на многих важных производствах обычным явлением стал толлинг, считают некоторые экономисты. Временный владелец вывозит немалую часть дохода, не обновляя основных фондов, что в конечном счете приводит к преждевременному износу оборудования. Бюджет не получает налогов, которые государство могло бы потратить на программы модернизации производства. Оправдывают ли себя такие шаги? Превышение сумм предоставленных льгот над бюджетными поступлениями депутат Валерий Коновалюк объясняет тем, что «на первых этапах реализации проектов ввозится много импортного оборудования, а выпуска продукции нет».

Приди в зону — купи метр границы

Импорт товаров через СЭЗ (законодательством предусмотрены свободные таможенные зоны и порты, таможенные склады и транзитные зоны, где товары не облагаются налогами) бьет по отечественному производителю. Компании, работающие в этой сфере, все равно, что купили метр границы: не платя налогов, зарабатывают миллиарды на продаже иностранных товаров в Украине — от стирального порошка до импортных лекарств и парфюмерии. «Такое впечатление, что МВФ больше заботится о защите отечественного производителя, чем украинское правительство», — констатирует Пинзеник.

По сравнению с доходами от продажи беспошлинного импорта 575,7 млн грн, выплаченные в госбюджет субъектами хозяйствования в СЭЗ, и 257 млн грн взносов в государственные целевые фонды 2001 года, выглядят очень малой суммой. Деятельность в рамках СЭЗ настолько привлекательна, что объемы реинвестирования, по словам вице-премьера Владимира Семиноженко, ежегодно увеличиваются на 50—60%. «Необходимо пересмотреть условия работы зон, чтобы инвесторы вкладывали реальные деньги в производство, а не лепили их из воздуха», — сказал «Контрактам» Тарас Чорновил.

У украинских СЭЗ слишком большой срок действия и площадь, нередко равная половине области. Проследить, что происходит на таких просторах, очень тяжело, поэтому у чиновничества слишком большие полномочия. Деятельность предпринимателя СЭЗ зависит от сотен бюрократических обстоятельств. Жизненно необходимо нравиться местным советам, администрациям и органу управления СЭЗ, которые контролируют предпринимательскую деятельность. Для реализации инвестиционного проекта и предоставления льгот необходимо добро Кабмина (на Западе достаточно сообщить в местный орган управления зоной). Понятно, что при такой суперцентрализации особенно тяжело пробиться в СЭЗ средним капиталам или бизнесу, не имеющему дружеских отношений с госструктурами. По утверждению экспертов, учредители самых прибыльных компаний, которые благодаря СЭЗ беспошлинно торгуют импортом, — это узкий круг лиц, приближенных к правительству и АП.

Решение проблемы СЭЗ упирается в... Налоговый кодекс

«Украине не следует отказываться от свободных экономических зон, — считает Владимир Черняк. — Но необходимо провести их инвентаризацию, выяснить, кто чем занимается и не целесообразнее ли некоторые из них закрыть. Тем, что останутся, необходимо создать как можно более благоприятный режим функционирования». «Главная проблема для СЭЗ и ТПР в Украине — «простаивание» части из них. Поэтому необходимо провести оценку деятельности зон и проанализировать целесообразность их существования, возможно, ввести некоторые «ограничения льгот», — прибавляет первый заместитель председателя бюджетного комитета Верховной Рады Валерий Коновалюк.

Когда-нибудь граждане Украины доживут до отмены выборочных благодеяний, отмены избыточных льгот для СЭЗ и создания равной для всех рыночной среды. Кстати, проект Налогового кодекса способствует всему этому. Наверное поэтому его и не утвердят.

Светлана СТЕПАНЕНКО
Рисунок Игоря ЛУКЬЯНЧЕНКО

Контракты №37 / 2002


Вы здесь:
вверх