логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
«Дикие» охоты на курортников - «Контракты» №37 Сентябрь 2002г.


«Дикие» охоты на курортников

Курортный сезон этого года, к сожалению, не уменьшил количества предпринимателей-нелегалов, предлагающих экзотические виды отдыха, опасные для жизни клиентов

На Донетчине скоро должен быть вынесен приговор капитану и владельцу яхты «Мариуполь», опрокинувшейся в Азовском море с 45 желающими «покататься» (при паспортном максимуме 14 пассажиров). В результате погибло четыре человека. Обвиняемым инкриминируются ст. 119 УК (убийство по неосторожности, от 5 до 8 лет лишения свободы) и ст. 202 УК (предпринимательская деятельность без соответствующей регистрации, до двух лет исправительных работ или ограничения свободы). Провоцирует такие катастрофы недоразвитость легальной индустрии отдыха. А свято место пусто не бывает.

Рай для необложенных налогом «флибустьеров»

К сожалению, более безопасных альтернатив у пассажиров «Мариуполя» не было: Азовскому побережью возле курортного поселка Мелекино свойственно абсолютное отсутствие легальной береговой индустрии активного отдыха. А нелегально иметь выгоду с курортников, судя по материалам следствия, было легко и необременительно.

В тот роковой день «Мариуполь» под управлением капитана Виктора Бесхлебного вышел с мариупольской плавбазы «Сирена» по оформленному в пограничной охране официальному разрешению, где в графе «цель плавания» значилось — «спортивная тренировка». Но вскоре с судна возле Мелекинского пляжа через мегафон уже призывали курортников совершить за пять гривен «незабываемую прогулку на крейсерской яхте мирового класса».

После трагедии выяснилось: никакой «крейсерской яхтой мирового класса» пресловутый «Мариуполь» отродясь не был. Еще в 1983 году судно перестроили из обычного старого вельбота (большой шлюпки), который по своей конструкции мало пригоден ходить под парусами. Чтобы мало-мальски повысить безопасность, владелец Виктор Качалов оборудовал «судно» съемным килем и установил 13-сильный бензиновый двигатель, мощности которого хватало на несложные маневры в акватории яхт-клуба. Как такого «тяни-толкая» Качалову удалось зарегистрировать в Федерации парусного спорта Украины, следствие выясняет. Но ко времени трагедии тот сертификат все равно уже не действовал.

По всем канонам безопасного мореплавания, судно, берущее на борт более 12 пассажиров, обязано иметь спасательные комплекты на каждого из них плюс резиновый аварийный плот достаточного размера. Между тем на «Мариуполе», как утверждает межведомственная комиссия под председательством госсекретаря Минтранса С. Симоненко, из этого всего были в наличии: один спасательный круг, два надувных жилета и еще, как указано в протоколах, «два предмета, похожие на спасательные жилеты».

Злые языки говорят, что о ЧП с «Мариуполем» спасатели узнали случайно. Под рукой в тот момент оказалась одна-единственная плавединица — лоцманский бот. Помощь пришла только через час. За это время утонули четверо: двое детей и двое взрослых. Еще одна жертва умерла уже на берегу от сердечного приступа.

70 грн за ныряние... с неисправным аквалангом

Трагедия «Мариуполя», по мнению специалистов, в принципе может повториться где угодно на пляжных просторах родины. Потому что дикие (в смысле — ни в каких государственных органах не зафиксированные) морские развлечения сегодня проникают на самые отдаленные берега (благо, отпускники есть везде). По мнению знатоков, в курортный сезон водные развлечения приносят нелегалам огромные прибыли. А для легального предпринимателя у моря начинаются сплошные «но»: регистрация в райисполкоме и налоговой инспекции, разрешение санэпидемстанции и, возможно, бассейновой инспекции маломерных судов плюс еще куча проверяющих.

Поэтому развлекательные «фирмы», появляясь на сезон, а потом быстро исчезая, практически не вкладывают ни копейки в безопасность клиентуры, тем более — в обновление оборудования. В Главном управлении налоговой милиции ГНА «Контрактам» рассказали о предприимчивых личностях из Феодосии, которые этим летом предлагали туристам за 70 грн понырять с неисправным аквалангом.

Легально зарабатывать на водных развлечениях также выгодно

Легальные фирмы по-разному оценивают летние выгоды. Например, коммерческие структуры, занятые туристическим или гостиничным бизнесом, предлагают жаждущим развлечений маклерские услуги. Как рассказали «Контрактам» менеджеры фирмы «Славянский альянс» (гостиничный бизнес, Ялта), любой клиент их гостиницы может заказать себе путешествие на настоящей (!) морской крейсерской яхте прямо у администратора. Услуга стоит от 400 до 500 грн (в зависимости от класса судна). Фирма оставляет себе 10%, остальное идет владельцу яхты. По похожей схеме клиенты «Славянского альянса» могут заказать полет на дельтаплане, погружение с аквалангом или катание на гидроцикле. Как правило, партнерами фирмы выступают спортсмены-профессионалы (или клубы), которые во время курортного сезона пытаются заработать денег на свое дальнейшее существование. Для «Славянского альянса» такой вид бизнеса скорее сопутствующий. По словам менеджеров фирмы, в лучший летний месяц он приносит не более 5 тыс. грн.

Между тем, как сообщила «Контрактам» эксперт специализированной торговой фирмы «Атлетикс» Ирина Мазолова, правильно спланированный бизнес по обеспечению активного отдыха на пляже способен давать, при вполне скромных инвестициях, очень неплохую прибыль (при сравнительно небольших расходах на оборудование и технику безопасности). Скажем, популярный надувной «банан» стоит, в зависимости от габаритов, $300—680, однако, учитывая цену билетов и количество пассажиров, окупается за неделю (правда, в комплекте к нему нужно иметь моторный катер стоимостью от 12 тыс. грн, но на побережье это, очевидно, не проблема). Выгодно сдавать в почасовую аренду легкие водные велосипеды (от $220) или комплекты для подводного плавания ($35). А самыми доходными для пляжа считаются надувные детские горки ($600—1650): сам билет — всего гривня, но очереди малышей будут стоять с рассвета до ночи.

Нелегалы делают упор на экзотические средства передвижения, иногда нарушая все правила безопасности. 15 августа в Азовском море произошла очередная трагедия, связанная с летними развлечениями: мотодельтаплан с пилотом и пассажиркой на борту при взлете упал за 150 м от побережья вблизи Бердянска. Пилоту удалось спастись, пассажирка от удара об воду погибла.

Андрей ШЕШЕРА, Андрей ЛАВРИК

Контракты №37 / 2002


Вы здесь:
вверх