логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Бензин разбавляют меньше. Но лучше - «Контракты» №37 Сентябрь 2002г.


Бензин разбавляют меньше. Но лучше

Тяга к деньгам «любой ценой» превращает каждый сезон отпусков в «бодяжный клондайк» для АЗС

Недолив и фальсификация горючего остаются главной головной болью для пользователей отечественных автозаправок. Правда, в этом году ситуация несколько получше, чем осенью прошлого года, когда количество «бодяги» на украинских АЗС достигло апогея (по данным проверок Управления по защите прав потребителей, эта цифра в разных областях колебалась от 30 до 60%). Сегодня при том, что количество нарушений, как и прежде, остается высоким (до 90% на проверенных АЗС), фальсификация собственно бензина не превышает 25—30%.

Недолив организовывают и механически, и программно

Более 80% замечаний приходится на «небрендовые» АЗС, где продавалось некачественное горючее или был обнаружен его недолив. Вот две особо популярные схемы недолива.

Первая — простая и наработанная еще во времена развитого социализма. Владелец АЗС самостоятельно срывает пломбу на колонке и устанавливает недолив в 50—100 мл на каждые 10 литров отпущенного бензина, заявляя о повреждении пломбы в органы сертификации и стандартизации. Инспектор проверяет правильность отпуска горючего, но «мелкий недолив» выявить мерной тарой практически невозможно и на колонку ставится пломба, которая позволяет хозяину «узаконить» недолив.

Вторая схема сложнее, но позволяет не доливать один и более литров бензина на каждые 10 л, в зависимости от заливаемого в бак количества. На АЗС, где точность отпуска ГСМ контролируется компьютером, владельцы покупают «усовершенствованное» программное обеспечение, которое позволяет мгновенно варьировать «недоливом». В случае контрольной закупки владелец АЗС настаивает на том, чтобы была проведена перепроверка и при втором, третьем контрольном замере та же колонка при смене данных программы даже переливает бензин в контрольную тару инспектора. Конфликт улажен, АЗС работает дальше. Как сообщили «Контрактам» в Республиканском комитете по защите прав потребителей АР Крым, в этом году недолив на 93% бензоколонок составляет от 0,12 до 1 литра на каждых 10 литрах горючего. Такая же ситуация и в Донецкой, Днепропетровской, Запорожской и Харьковской областях, с той лишь разницей, что там недолив обнаружен на 28—55% проверенных АЗС.

«Бодяга» может превратить автомобиль в ракету, которая, правда, будет летать недолго

Для «бодяги» горючего применяется несколько хорошо известных среди королей бензоколонок схем. Низкооктановый бензин, как правило, разбавляется в больших пропорциях стабильным газоконденсатным бензином, который «добывают» в Полтавской, Харьковской, Сумской областях и Крыму. После заправки газоконденсатным бензином в чистом виде или даже в качестве добавки, появляются не только паровые пробки в системе подачи топлива, но двигатель просто «не тянет» из-за растворенного в бензине газа.

Но больше хлопот доставляет бодяга высокоокатнового бензина, который получают «скрещиванием» низко и высокооктановых добавок. «Химики от бензина» чаще всего применяют алкилаты, метилтетрабутиловый эфир (МТБЭ), вторичный бутиловый спирт, ацетон, толуол, бензол и другие добавки, октановое число которых находится в диапазоне от 100 до 117. Конечно, с неизвестным октановым числом бензин, как говорится, «и не туда и не сюда».

Разъясним. В процессе сгорания топлива в двигателе пары бензина смешиваются с воздухом и сгорают. Так вот, если скорость сгорания превышает 30 метров/секунду, то в клапанах двигателя происходит «отражение волны», образующейся от сгорания топливной смеси. В результате у «движка» появляется характерный стук, и он перегревается. Это приводит к потере мощности, быстрому износу или даже разрушению двигателя — сгорают кольца, поршни, клапаны. Для того, чтобы этого не происходило, в бензин добавляют углеводороды, которые замедляют детонацию топлива. Высокое октановое число не всегда говорит о том, что бензин «не бодяжный», потому что с добавлением некоторых присадок октановое число повышается настолько, что автомобиль превращается в ракету.

Именно добавка в кустарных условиях применяемого на заводах МТБЭ приводит к превышению нормативного октанового числа, а значит, в лучшем случае увеличивает износ двигателя, в худшем — выводит его из строя через 500—800 км пути. Например, добавление ароматических углеводородов (бензола, толуола, ксилолов, нафталина и др.) сопровождается повышенным нагарообразованием, возникновением калильного зажигания, детонации двигателя, увеличением токсичности отработанных газов, повышенным расходом топлива и масла.

Бензиновые хитрецы Донбасса, где полно коксохимзаводов, добавляют в бензин компоненты коксохимического производства, так называемую толуольную фракцию, в результате чего машина коптит так, что этого нельзя не заметить. Но «коксохимический» бензин вызывает и незримую, но более серьезную для двигателя реакцию — коррозию. Народные запорожские и кировоградские умельцы смешивают бензин с ацетоном, что фактически означает то же, что смешать бензин с водой, но расслоение воды (в ацетоне содержится вода) и бензина происходит более медленно, как и коррозия двигателя. Зачастую используется и более невинная для автомобиля и водителя фальсификация — вместо оплаченного 95-го бензина в бак заливается 92-й. Собственно эти «качественные нарушения» сегодня и остаются наиболее популярными на АЗС.

Для того, чтобы избежать неприятностей, специалисты Комитета по защите прав потребителей советуют не заливать горючее из канистр, которые продают вдоль дорог «бензиновые челноки» и заправляться на бензоколонках, которые вами уже проверены ранее. А также, если все же неприятностей не удалось избежать, сообщать о выявленных на АЗС нарушениях в компанию, которая ею владеет, в региональные комитеты по защите прав потребителей или органы Госстандарта.

Александр ПАЛАГИН

Контракты №37 / 2002


Вы здесь:
вверх