логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Группа крови. Крови экономики - «Контракты» №37 Сентябрь 2002г.


Группа крови. Крови экономики

Будущее нефтепровода «Одесса—Броды» зависит от результатов конкурентной борьбы между сортами нефти, которая в него будет заливаться, — казахской «тенгиз», российской «уралс», азербайджанской «сопко»

В недавно построенном нефтепроводе «Одесса—Броды» уже булькают первые 100 тыс. тонн так называемой «технологической нефти»: танкер с этим сырьем приняли на Одесском терминале еще в начале августа. Председатель правления ОАО «Укртранснефть», занимающегося эксплуатацией нефтепровода, Александр Тодийчук заявил, что до конца года вполне реально вывести новую трубу даже на уровень неубыточности — 6 млн тонн (пропускная способность — 9—14,5 тонны).

Серия переговоров с заграничными и отечественными потребителями уже позволила найти 3 млн тонн. Тодийчук поделился и планами на будущее: «Одесса—Броды» подсоединится к еще не построенным трубам в направлении нефтетерминалов в польском Гданьске и хорватском Омишале, что позволит осуществлять транзит среднеазиатской «крови экономики» через эти порты. Помешать этому может только то, что практически весь рынок Центральной Европы контролируют россияне с дешевой нефтью, которые не настроены пускать туда более качественное и более дорогое сырье из Казахстана и Азербайджана.

Новой трубой заинтересовались чехи и Надворнянский НПЗ

По словам Тодийчука, в получении нефти из Одессы заинтересован Надворнянский (Ивано-Франковская обл.) НПЗ «Нефтехимик Прикарпатья». «Этот НПЗ начал проект с увеличение мощности до 4 млн тонн, в ближайшее время запустит крекинговую установку, — сказал нашему изданию эксперт журнала «Нафторинок» Андрей Старостин. — Уже строится перемычка между трубой «Одесса—Броды» и Надворной. На этом пока заканчивается список украинских потребителей».

Логично предположить, что услуги новой трубы не будут лишними и для Дрогобычского НПЗ, уже имеющего перемычку. При этом у Укртранснефти широкие заграничные планы: азербайджанская «Азпетрол» намерена, как сообщил Тодийчук, продавать через наш нефтепровод «несколько миллионов тонн нефти в год». Однако источник, близкий к Укртранснефти, сообщил «Контрактам», что официальный Баку пока воздерживается от закачки своей нефти сорта «сопко» в «Одессу—Броды».

Среди будущих клиентов называется и чешский НПЗ «Ческа рафинерска», готовый уже со следующего года получать до 2 млн тонн сырья. Кроме того, большие надежды возлагают на поляков, которые в будущем году должны наконец достроить перемычку до Гданьска (Украина тогда достроит свою часть от Бродов до границы), и на хорватов, которые построят перемычку между «Дружбой» (напомним, что именно с украинской частью «Дружбы» соединяется новая труба в Бродах) и глубоководным портом на Адриатике Омишаль, способным принимать танкеры в 500 тыс. тонн.

Большая тоннажность делает прибыльным трансатлантический транзит в США. Проблема в том, что до сих пор не известно, каким сортом нефти будет заполнена хорватская перемычка — дешевой сибирской (это малокачественное сырье целомудренно называется «экспортная смесь»), которая на топливных биржах значится как сорт «уралс», или дорогим сортом «тенгиз», экспорт которого из Казахстана наращивает международный Каспийский трубопроводный консорциум. Именно на «тенгиз», который при нынешних темпов добычи нуждается в увеличении тоннажности танкеров (а увеличивать количество танкеров при уже имеющихся заторах в узких проливах Босфоре и Дарданеллах между Черным и Средиземным морями нерентабельно), возлагают большие надежды украинские транзитчики.

На европейском рынке начинается конкуренция российской и казахской нефти

Подробно ситуацию на европейском рынке транзита нефти «Контракты» в этом году уже рассматривали (№№ 6 и 16). Но теперь появилась новая интрига: здоровое будущее нефтепровода «Одесса—Броды» будет зависеть от того, какую «кровь экономики» в него будут заливать. Сегодня в железных венах Центральной Европы плещется российская «уралс». «Противостояние «уралса» и «тенгиза» существует уже сейчас и будет расти», — считает Старостин. Поэтому в случае активной работы Укртранснефть имеет шанс стать одним из первых на континенте транзитчиков каспийского сырья. Этому может способствовать тот факт, что «Дружба» состоит из двух труб, одну из которых совершенно реально заполнить «тенгизом». Во-вторых, доля в Каспийском трубопроводном консорциуме принадлежит российскому «ЛУКОЙЛу», который намерен отказаться от экспорта «уралса» в пользу более дорогого «тенгиза».

И последнее — вопрос цены. По словам председателя правления Укртранснефти, предварительный тариф на перекачку по трубе «Одесса—Броды» — $0,64 на 1 тонну за 100 км. Для сравнения — цены для других украинских нефтепроводах: «Дружба» (на Ужгород) — $0,73, «Приднепровские магистральные» (на Одессу) — $0,44, «Приднепровские магистральные» (на Новороссийск) — $0,67. Тарифы в других странах: Беларусь — $0,4, Россия — $0,4—0,73, Польша — $0,9—1,1, Словакия — $1,1, Франция — $0,7.

Павел СОЛОДЬКО

Через года труба заполнится

Андрей СТАРОСТИН, эксперт журнала «Нафторинок»:

— Тодийчук действительно нашел половину нефти, и теперь ситуация вокруг «Одесса—Броды» намного лучше, чем в прошлом году. Но россияне — экспортеры «уралса» — взяли в Центральной Европе уже все, что хотели, осталось разве что несколько заводиков в Сербии. В трубах сейчас везде «уралс», поэтому трудно сказать, согласится ли кто-то пользоваться перекачанным Украиной «тенгизом». Проект «Одесса—Броды» будет работать, но он не имеет той отдачи, которую мог иметь в 1994 году, когда Европейский банк реконструкции и развития хотел за свои деньги его осуществить. Кто виноват в срыве того проекта? Фамилии здесь ни к чему, это общее состояние бюрократизации власти.

Над этим вопросом тогда работало межведомственное агентство по диверсификации поставки нефти в Украину, но ее затравили со всех сторон еще больше, чем ветеранов УПА. Не было системы сертификации, в нефтегавани шла приватизация Одесского порта, и никто на это не обращал внимания. Нефть, идущая в «Одессу—Броды», — это не дешевая «уралс», а более дорогие сорта — и тем они выгоднее. Наши НПЗ способны перерабатывать такую качественную нефть: не случайно же казахи купили для своего «тенгиза» Херсонский НПЗ. И Надворная, и Дрогобыч тоже в состоянии это делать. Казахстан, который до сих пор пользуется полученной от России транзитной квотой, направляет пока свои транзиты через Новороcсийск. Думаю, через год-полтора казахская нефть заполнит нашу новую трубу.

Кстати

Проблему энергоносителей — теперь уже газа — опять поднимали на прошлой неделе. Председатель правления НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко, сославшись на результаты исследования, проведенного в рамках проекта TACIS «Иногейт», сообщил наконец оценочную стоимость украинской газотранспортной системы — $13,8 млрд. Напомним, что в марте этого года председатель Комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК Александр Гудыма заявил «Контрактам», что наши газовые трубы стоят не менее $15 млрд (№ 11).

Контракты №37 / 2002


Вы здесь:
вверх