логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Больше мусора, хорошего и разного - «Контракты» №37 Сентябрь 2002г.


Больше мусора, хорошего и разного

Постановлениями КМ тарифы за сбор, сортировку, транспортировку, переработку и утилизацию использованной тары и упаковки увеличены в 2—4 раза. Но платить не обязательно

Попытки государственных органов ввести экологический сбор с производителей и импортеров за утилизацию использованной тары и упаковки становятся все более настойчивыми по мере переполнения свалок. Особенно трудно с ПЭТ-бутылками. Тару эту, удобную и для производителя, и для потребителя, почти невозможно спрессовать.

Ее переработка также экономически невыгодна. В результате, европейские компании, отказываясь от использования ПЭТ, предлагают на украинском рынке упаковочные линии чуть ли не за бесценок, что дополнительно стимулирует мусорный вал. Ситуация патовая: производители не хотят подвергнуться поборам за тару, не без оснований подозревая госорганы в нецелевом использовании средств, а госорганы желают начинать именно с аккумулирования денег по принципу «плати сегодня, а мусор переработают, когда на собранные деньги построят заводы».

Мировая практика — ассенизатору платят сообща

Фактически каждый производитель, фасующий или пакующий продукцию, производит мусор, который покупатели оплачивают вместе с продуктом. Разумеется, они платят не за мусор, а удобство и безопасность товара. За это действительно стоит платить — дополнительно. На полученные средства кто-то (спецфирма или государство) выполнит ассенизационную миссию.

Именно такая принятая в цивилизованном мире модель положена в основу соответствующих постановлений КМ. Дело борьбы с мусорным валом возложено на государственную компанию «Укрэкокомресурсы» — в недавнем прошлом «Укртарапереробка», которая теперь подчинена непосредственно Кабмину. Более того, чтобы не плодить монополий, в последнем постановлении предусмотрено право заключать договор на «тарное» обслуживание с любой другой утиль-компанией.

«За полгода с компанией «Укрэкокомресурсы» предприниматели заключили всего 70 соглашений»

Порядок введения тарифов утвержден, но порядка нет. Даже среди импортеров. В пресс-центре Гостаможслужбы «Контрактам» сказали, что основанием для таможенного оформления товаров является «Лист упаковки» (его регистрируют в региональных отделениях Укрэкокомресурсов). Там указана вся тара и упаковка и рассчитаны суммы платежей за услуги по утилизации. Однако обязательно только наличие листа, а не плата. Известно только, что она вносится в течение семи дней после растамаживания груза. Или... не вносится. Никто не изымет товар из продажи за неуплату экосбора.

Есть и другой обходной маневр: в пункте 3.2 постановления написано: «в листе должны быть указаны номер и дата соглашения с Укрэкокомресурсами или другой компанией о предоставлении услуг по утилизации, или документы, подтверждающие обязательства предприятия своими силами обеспечить сбор и утилизацию, или документы о самостоятельном вывозе тары за границу». Таможенники видят слабое место постановления в том, что все импортеры могут обеспечить себя такими документами, а таможня не проверит их соответствие реалиям, да и не в ее полномочиях такие проверки. Единственное, что она делает, — ежеквартально подает в Минэкономики информацию об оформлении импортных товаров в упаковке. Поэтому Минэкономики знает, сколько средств можно получить на утилизацию. С внутренними производителями ситуация еще острее.

— За полгода с компанией «Укрэкокомресурсы» предприниматели заключили всего 70 соглашений, — сокрушается ее вице-президент Александр Кучеренко, — и это в стране с сотнями тысяч производителей пакованной продукции! Не хочу прогнозировать поступления, скажу только, что рассчитывали за следующие два года запустить три мусорсортировочных завода. Всего запланировано их построить 27 — по одному в каждой области.

Эксперимент по сортировке мусора населением провалился

«Установить тарифы — не штука. А как на мои деньги соберут упаковку именно моего товара?» — удивляются производители.

— Никак. Плата в известной степени условная, — комментирует Кучеренко. — Дело в том, что на средства, собранные в один котел, можно предоставить услуги по сортировке и переработке тары во всей стране и вывозить на сортировку смешанно. Мы уже формируем филиалы во всех облцентрах. А пока нет мощностей для сортировки, будем вводить раздельный сбор во дворах жителей в местах, отведенных жэками.

Однако, как рассказал Олег Онищенко, директор фирмы «Альтфатер» — крупнейшего частного перевозчика мусора в Украине — есть проблема, которая делает невозможной миссию Укрэкокомресурсов.

— Постановление утопическое, — говорит он. — Перерабатывать можно только сравнительно чистое вторсырье. Переработка ПЭТ-бутылок, вымазанных в биомассе, не окупается, а бумага, которая полежала в обычном мусорном ведре, на 70—90% впитывает жир и влагу и не годится никуда, кроме свалки. Наш эксперимент по раздельному сбору мусора в Зализнычном районе столицы два года назад провалился. Мы установили отдельные контейнеры для бумаги, стекла, ПЭТ-бутылок, других твердых отходов и биомассы. Население проигнорировало почин и сбрасывало все как всегда. И дело не только в низкой сознательности. Где в наших домах обычные для Европы отдельные помещения с вентиляцией для накопления мусора? Даже в элитных зданиях их еще не проектируют.

Налоговая не хочет заниматься еще и экологическим сбором

По данным таможни, на фуру товара ценой $20—30 тыс. плата за утилизацию в среднем, в зависимости от группы товара, будет составлять от $15 до $100, что не превышает 0,5% таможенной стоимости товара.

Однако большинство опрошенных «Контрактами» руководителей отечественных производств считают, что утвержденные тарифы — очередное ярмо на шее обложенного всевозможными поборами предприятия. «Если можно не платить, платить не будем», — единодушно заявили руководители пяти фирм, которые пакуют свою продукцию в «раздражающую» тару. Их можно понять: действующий штраф за неуплату «тарного» сбора составляет 5 н. м. д. г., вероятность проверки почти нулевая — или инспекторов не хватит, или их оплата «съест» поступления от экологического сбора.

По результатам года авторы постановления спохватились и пунктом 6.2 постановили «усовершенствовать законодательство в части ответственности за правонарушения в сфере обращения с отходами тары-упаковки». Укрэкокомресурсы разработали классификацию правонарушений (Кодекс «Об отходах» — на утверждении в ВР). Размеры новых повышенных штрафных сумм будут определять, но сроки разработки и введения неизвестны.

По мнению Кучеренко, целесообразнее не создавать какую-то дополнительную структуру для отслеживания движения «утиль»-денег, а возложить это почетное дело на имеющийся в наличии фискальный орган. И действительно, в последней редакции постановления в п. 9 Государственной налоговой администрации предложено «в соответствии со своей компетенцией осуществлять контроль за выполнением требований этого постановления организациями всех форм собственности, использующими тару (упаковку) для упаковки, транспортировки продукции или импортирующими продукцию в таре (упаковке)».

Но предприниматели могут спать спокойно: несмотря на хищный имидж налоговой тут она проявила неожиданную лояльность к бизнесу. Как сообщил «Контрактам» пресс-секретарь ГНА Виталий Лукьяненко, упомянутое «задание» — полный абсурд. В компетенцию налоговых органов входят налоговые и обязательные платежи. А плата за утилизацию — плата за обещанные услуги, это коммерческий платеж. А взаиморасчеты между контрагентами выходят за пределы компетенции налоговой.

Иностранцы сбрасывают в Украину устаревшее упаковочное оборудование

Европа уже отказывается и от мусоросжигающих технологий, и от опасных в экологическом смысле упаковок. Экологическая упаковка становится не просто приметой времени, но и новым маркетинговым и имиджевым ходом для прорыва на рынках. Свежий пример — экологический фаст-фуд, где одноразовая съедобная (!) посуда после использования съедается человеком или продается на корм скоту. В Украине же не замечен ни один предприниматель, делающий бизнес или пиар на экотаре, а вот случаи отказа от готовых проектов ее использования есть.

— Более того, — комментирует аналитик из Минэкоресурсов, не пожелавший быть названным, — Европа освобождается от оборудования, производившего неэкологическую тару. Сегодня продать ПЭТ-линию в Европе тяжело, а скоро будет невозможно. Спрос на полиэтилен и полипропилен катастрофически падает. Но есть дикие страны СНГ, где прекрасно поглощается то, что уже «выплюнул» Запад. Поэтому мы сначала купим линии для ПЭТ-бутылок, а потом будем покупать мусороперерабатывающие заводы, демонтированные на Западе после устарения. И вероятнее всего, речь идет о лоббировании теми или иными западными компаниями своих интересов по меньшей мере в двух сферах: производстве тары и мусоропереработке.

Председатель наблюдательного совета «Галактона» Вадим Гуржос утверждает, что реклама сделала свое дело и наш потребитель с удовольствием покупает продукты в полипропилене и полиэтилене. Доказательство — рост продажи продукции «Галактона» именно в таких упаковках. На вопросы, планируется ли переход на экологические упаковки, предприниматель ответил вопросом риторическим: «Линии фасования в полиэтилен и смешанные пакеты (типа тетрапака) стоят сотни тысяч, и кто же будет заменять их просто из любви к природе?»

Маргарита ВАСЮТИНСКАЯ

Комментарии предпринимателей

У ПЭТ-бутылок свои преимущества, и от них вряд ли захотят отказаться потребители

Александр СЛОБОДЯН, почетный президент ЗАО «Оболонь», народный депутат Украины:

— Введение новых тарифов увеличит расходы только для нашего главного завода на 60 млн грн. У ПЭТ-бутылок свои преимущества, и от них вряд ли захотят отказаться потребители. Сегодня в мире доля напитков в стеклянных бутылках — 18% рынка, в ПЭТ—19%, и прогнозируется рост ее доли до 30% в ближайшие 5 лет. Считаю предложенную постановлением систему платы за утилизацию неэффективной: средства от сбора идут отдельным структурам, а не в бюджет. Поэтому обладатели полученных средств вряд ли захотят заниматься переработкой упаковочных отходов. Этот сбор однозначно уменьшит реализацию напитков. Постановление — яркий пример нарушения Конституции Украины Кабмином, ведь это практически новый налог, и он должен регулироваться законодательной ветвью власти — Верховной Радой.

На 150 млн грн наших годовых налогов можно построить не один утиль-комбинат

Лариса ПОПИЙ, руководитель пресс-службы «Сан-Интербрю»:

— Украинским налогам позавидует не одна налоговая в мире, поэтому производители имеют право рассчитывать на лояльность государства к тем, кто платит налоги.

В частности, только наша компания ежегодно вносит в бюджет свыше 150 млн грн, и на эти деньги можно построить не один мусоросортировочный и утиль-комбинат.

Главное

Справка

Три украинца за год набирают вагон использованной упаковки

По информации завсектора вторичных ресурсов НИИ Минэкономики Владимира Шустя, за год в Украине образуется приблизительно 11 млн тонн твердых бытовых отходов. Половина из них — это упаковка и тара. Половина этой половины, то есть четверть общего «вала» — полиэтиленовые пакеты и ПЭТ-бутылки.

Для сравнения: эшелон из 50 грузовых вагонов может перевезти около 20—30 тонн мусора из упаковки. Для перевозки годовой нормы упаковки нужно 270 тыс. эшелонов или 13,5 млн вагонов. Значит три украинца за год набирают вагон использованной упаковки.

Контракты №37 / 2002


Вы здесь:
вверх