логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
За рынком финансов будут присматривать третьим глазом - «Контракты» №40 Октябрь 2002г.


За рынком финансов будут присматривать третьим глазом

Проект госбюджета-2003 предусматривает 5 млн грн на создание Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг

Этот орган как регулятор должен быть выделен из структуры Минфина, поскольку Минфин является участником финансового рынка, осуществляя заимствования. Поэтому существует внутренний конфликт интересов, — нынешний министр финансов Игорь Юшко, в отличие от своего предшественника Игоря Митюкова, сторонник скорейшего создания новой Госкомиссии, что и объясняет появление в проекте госбюджета денег на ее существование.

Не исключено, что новый регулятор будет создан еще в этом году. Как стало известно «Контрактам», Кабмин уже одобрил и направил Президенту проект указа «О Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг», которым утверждается положение об этом новом центральном органе исполнительной власти со специальным статусом, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров. (Впрочем, и внутри Кабмина, и за его пределами звучат предложения о подчинении ее Президенту.

По мнению его экспертов, это гарантирует большую независимость Госкомиссии.) Кроме того, Кабмин утвердил проект положения о Госкомиссии. Предусмотрено, что Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг будет осуществлять госнадзор (издание лицензий на осуществление финансовых услуг, применение мер воздействия и др.) за деятельностью страховых организаций, лизинговых и факторинговых компаний, пенсионных фондов, доверительных обществ, кредитных союзов, кредитно-гарантийных учреждений и ломбардов, других участников этих рынков, кроме банков, профессиональных участников фондового рынка в части их деятельности на фондовом рынке и институтов совместного инвестирования.

Напомним, что согласно принятому в июле прошлого года Закона «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» новый уполномоченный орган исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг должен был появиться еще в прошлом году и уже в 2002 году выполнять свои обязанности.

Формальной причиной проволочки стало отсутствие денег на его содержание в госбюджете-2002. Экс-министр финансов Игорь Митюков считал, что на переходном этапе структура по регулированию небанковских финансовых учреждений (НБФУ) могла бы функционировать в составе Минфина. Свою точку зрения он объяснял тем, что в министерстве уже создано подразделение по надзору за страховыми компаниями, активы которых составляют львиную долю активов НБФУ.

А также вспоминал о тяжелом становлении Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР). Новый министр финансов Юшко, который непосредственно проводил закон в парламенте в бытность своего депутатства, конечно, отстаивал другую позицию — новый регулятор нужно создавать как можно скорее и обязательно вне Минфина. (Возможно, поэтому Игоря Юшко еще до сих пор называют одним из претендентов на должность председателя новой Госкомиссии.) Такую позицию Минфина поддержал Всемирный банк, который был одним из инициаторов принятия закона.

«С первого дня создания этого органа мы сможем привлечь в Украину техническую помощь», — заявила на прошлой неделе координатор проектов банка в финансовом секторе Анжела Пригожина на втором Ялтинском международном форуме страховых компаний. По ее словам, пока что речь идет о $110 тыс. из фонда поддержки реструктуризации финансового сектора. Всемирный банк надеется в дополнение к экспериментальному проекту с середины 2003 года начать расширенные программы помощи Госкомиссии на общую сумму $5 млн.

Всемирный банк также предлагает внести изменения в закон о финансовых услугах в части источников финансирования регулирующего органа: заменить бюджетное финансирование платежами с рынка. «Мы считаем, что это обеспечит более высокую ответственность государственного регулятора перед рынком и более высокую степень его финансовой независимости», — объяснила Анжела Пригожина. Напомним, что при принятии закона норма об отчислении участниками рынка определенной суммы на существование комиссии была исключена.

О целесообразности создания в Украине центра ответственности за будущее и настоящее небанковского финансового сектора — здесь противников почти нет. Разве что компании, которым на самом деле выгоднее работать в тени. Опыт трастового скандала в первой половине девяностых доказал, что государственное регулирование необходимо. Уже сегодня представители кредитных союзов утверждают, что полулегитимное существование просто мешает привлекать деньги.

Другое дело существует опасность, что появление нового органа внесет дополнительную неразбериху в координацию действий государственных регуляторов финансового рынка. Почти наверняка вначале будут возникать недоразумения между Госкомиссией по регулированию рынков финансовых услуг и нынешними «государственными глазами» финансового рынка: ГКЦБФР и Нацбанком, которые будут усложнять работу профессиональным участникам.

Дмитрий КОШЕВОЙ

Контракты №40 / 2002


Вы здесь:
вверх