логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
«Как бренд ни раскручивай, а без товара он ничего не стоит» - «Контракты» №40 Октябрь 2002г.


«Как бренд ни раскручивай, а без товара он ничего не стоит»

Кристина Патик, если нужно и манекенщицей может быть Сеть магазинов женской одежды «Сенсус» вместе с партнером — львовским швейным объединением «Троттола» — понемногу теснит иностранцев на отечественном рынке

Не секрет, что большинство отечественных швейников, работая по давальческим схемам с ведущими европейскими производителями одежды, вынуждены просто продавать им дешевую украинскую рабочую силу. А для выхода на свой рынок им не хватает раскрученного бренда, возможности по доступным ценам закупать качественные ткани, а в конечном итоге — банальных оборотных средств.

Львовской компании «Сенсус» удалось, хотя и не без помощи американского (действительно, американского?) капитала, казалось бы невозможное — развернуть собственную сеть магазинов женской одежды, где торгуют произведенной в Украине продукцией. Поделиться опытом «Контракты» попросили гендиректора «Сенсуса» Кристину Патик.

— Собственно, сеть «Сенсус» возникла, когда Ярославу Рущишину, директору львовского швейного АО «Троттола», в 1995 году пришла мысль параллельно с давальческими схемами работать и на внутренний рынок. Три мощные фабрики позволяли это сделать. Так можно застраховаться на будущее, создавая собственные сети и, соответственно, шить специально под них. В конечном счете украинский потребитель все благосклоннее относится к своему производителю и все подозрительнее к так называемой у нас фирменной импортной одежде.

— У вас 13 магазинов в областных центрах Украины. Там представлены ваши коллекции полностью или вы их рассылаете частями?

— В любом магазине можно купить ту же одежду, которая выставлена во Львове или Херсоне. Магазины отличаются только площадью и архитектурой зданий. Интерьер каждого тоже несколько разный, хотя мы придерживаемся разработанной концепции корпоративного дизайна: стены у нас красятся в определенный цвет, оборудование покупаем только одинаковое, вывески одинаковые — т.е. все это элементы корпоративного стиля. И, конечно, когда мы шьем коллекцию, то она одинаковая для всех магазинов. Единственное, что в маленьком магазине в Херсоне меньше единиц одной модели и одного размера, например, две, а в магазине в Харькове — больше — пять.

— Как выглядит ваша сеть на фоне западных аналогов?

— Скажу так: достойно. Таких сетей, как наша, в Украине практически нет. Первыми сетевиками были «Валди», сейчас работают VD Оne и, собственно, мы. Конечно, есть мини-сети фирменных магазинов некоторых производителей. Появляются новые объединения известных украинских дизайнеров, которые, производя одежду, также начинают перерастать в магазины или сети.

У нас появляются конкуренты, например, группа «Люкис», специализирующаяся на вечерних платьях и торжественной одежде, или дизайнерская формация «Азард», которая среди коллекций легкой женской одежды очень профессионально выглядела на последних «Сезонах моды». Это уже не просто отдельные дизайнеры, как Анисимов, Моняк или Залевский, а, наверное, украинские сетевики в перспективе.

— Интересуются ли вашей одеждой оптовики, дилеры, ведь это также стимулирует продвижение торговой марки?

— Думаю, оптовики уже видят смысл в работе с отечественной одеждой, а не только привезенной из Турции или Италии. Но мы все меньше обращаем на них внимание, поскольку можем сами, через свою сеть продать конечному потребителю наши объемы. Конечно, невыгодно открывать производство под один или два магазина, поэтому в начале нашей деятельности оптовики и дилеры были важны для нас.

Но поскольку это чужой бизнес и его невозможно контролировать, то, соответственно, условия иногда были невыгодными и для них (покупать за деньги), и для нас (давать под реализацию). Поэтому намного удобнее держать и укреплять собственную сеть магазинов: ее легче контролировать, все сотрудники нами взяты на работу, обучены.

Кстати, у украинских дизайнеров серьезные проблемы с закупкой ткани, поскольку за тремя метрами ткани для эксклюзивной вещи дизайнер в Италию не поедет. В Украине купить такую ткань негде. Интересно, что итальянские фирмы-производители тканей, которые к нам приезжают, сами подыскивают себе клиентуру. И скажу, что «Сенсус» был первым в Украине, кто не интересовался остатками тканей, с которыми работают украинские швейники. Почему? Потому что тех 50 метров хватит только на половину наших магазинов. Сегодня мы покупаем не менее 300 метров на одну модель одного цвета.

— Как тогда удается держаться в недорогом сегменте?

— Если мы уже застолбили за собой какую-то группу покупателей (студенты, служащие), то должны держаться в определенной ценовой категории и отказываться от дорогих тканей, как бы хороши они ни были. Поэтому 28 евро за метр — пока не для нас. Приемлемые цены для «Сенсуса» — 5—7 евро за метр. Конечно, это не касается пальто. Например, сейчас на склады магазинов поступила новая коллекция по цене 300—700 грн, где использовалась добротная ткань: кашемир, шерсть. Но мы одну модель, как правило, шьем в двух версиях: из более дешевой ткани и более дорогой — для покупателей с разными возможностями.

Да, нам сложнее, поскольку приходится покупать почти все сырье за границей. Если в Украине еще есть идеи, профессиональные конструкторы и дизайнеры, то купить хорошую ткань у нас почти нереально. Соответствующие предприятия есть, но они не могут обеспечить объемы, гибкость, ассортимент, которые нам требуются. Впрочем, порадуюсь: наконец начали сотрудничать с фабрикой «Чексил», чьи ткани по качеству и цене наиболее привлекательны для нас сегодня.

— В сети представлена только ваша одежда или чья-то еще?

— На 80% это одежда нашего партнера — львовской «Троттолы». Правда, все чаще нами интересуются и поставщики тканей, и производители одежды. Например, трикотажные свитры под нашу марку заказываем — наш подрядчик получает заказ не менее 1200—1500 за раз. Поэтому который уже год сотрудничаем с Домом моделей «Крещатик», с французским дизайнерским центром «Ленер Кордье», фирмами «Лела», «Си-Мун», а также маленькими фирмами в Херсоне, Николаеве.

— Наверное, и планы покорения заграницы имеются?

— Есть. Прежде всего это Литва и Россия. Но в Украине так много работы, что заграница может и подождать. Выход на те рынки требует огромных инвестиций и опыта: нужно ехать учиться туда же — за границу. Так что, пока приходится учиться на своих ошибках, пусть медленнее, но эффективнее.

Мы активно развиваемся, поэтому со временем объемы продаж будут расти, качество одежды улучшаться. Знаете, что важнее всего в сети женской одежды? Одежда! Как бренд ни раскручивай, а без товара он ничего не стоит. Поэтому сегодня внимание уделяется не магазинам, интерьерам, оборудованию, компьютерам в офисе, а именно одежде. Сегодня ведь очень просто открыть пять новых магазинов — есть отлаженный механизм, есть списки штатных должностей, расчеты взяток, что нужно сделать, где все заказать и сколько это нам будет стоить.

Беседовала Ольга ВОЛОДЧЕНКО

Контракты №40 / 2002


Вы здесь:
вверх