логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Все тайное становится явным — за $100 - «Контракты» №41 Октябрь 2002г.


Все тайное становится явным — за $100

Именно на такой результат может рассчитывать предприятие, которое обратится в профильное агентство за бизнес-справкой о партнере

«Контракты» попытались узнать, как украинское предприятие может проверить своего партнера на порядочность, сколько за это придется выложить денег и что именно могут рассказать о контрагенте фирмы, предоставляющие соответствующие услуги.

Кто работает на рынке

В мире работают около 300 корпораций, специализирующихся на предоставлении услуг по проверке партнера, подготовке бизнес-справки на субъекта хозяйствования. В Украине таких компаний «Контракты» насчитали десятка три. Причем только у некоторых соответствующая деятельность является основным направлением бизнеса. Наиболее известные — «МСБ-Скиф», «Авеста-Украина», IGK-Украина (предприятие находится в стадии перерегистрации и будет называться Coface-IGK-Украина), «Гардиан». Как правило, отечественные агентства входят в состав международных информационных структур. Например, 90% капитала компании IGK-Украина принадлежат европейскому холдингу IGK-Intercredit business information holding GmbH.

Сергей Святина, директор ООО «Авеста-Украина»: «Значительное количество компаний, анонсирующих свою причастность к этому рынку, занимаются соответствующей деятельностью время от времени». Имеются в виду фирмы, специализирующиеся на предоставлении охранных услуг, установке охранных систем, ведении частной детективной деятельности и т.п. Как правило, у них нет наработанной базы данных на субъектов хозяйствования. Поэтому их справка может быть неполной, на ее выполнение потребуется больше времени, а стоимость такой услуги окажется выше, чем у специализированной компании.

Другое дело — профильные компании. Например, «МСБ-Скиф» располагает уникальным информационным массивом, где есть данные не только обо всех действующих отечественных предприятиях, но и об уже прекративших существование. Для выдачи справки об иностранной компании в фирме налажено сотрудничество с 12 зарубежными агентствами, имеющими информацию о предприятиях в 160 странах мира.

Как отмечают руководители профильных фирм, вся предоставляемая ими информация не является коммерческой тайной. Сегодня этот вопрос регламентирован одним постановлением правительства № 611 от 9 августа 1993 года (см. «Какая информация не составляет коммерческой тайны»). Если же вас заинтересуют «закрытые» данные финансово-хозяйственной деятельности потенциального партнера, в этом скорее помогут разного рода детективные агентства.

За что платит заказчик

Расценки на услуги приблизительно одинаковые (см. таблицу «Стоимость справки...»). Окончательная цифра, которую увидит клиент в счете, зависит от сроков, за которые нужно выдать справку; объемов информации, которая нужна заказчику, и страны регистрации проверяемого предприятия. Обычно, как уверяют в агентствах, рядовой заказчик тратит на получение бизнес-справки в среднем $100. Впрочем, это как в известном анекдоте о средней температуре по больнице. Порой исчерпывающая информация о партнере даже не требует тщательного анализа его хозяйственно-финансовой деятельности.

А значит стоит еще дешевле. Из практики «МСБ-Скиф»: в агентство поступил заказ на проверку российской компании «Акволабеан». Запрос к российским коллегам не понадобился: прочитав название компании наоборот — с конца, исполнитель предложил заказчику сделать свои выводы. Не менее красноречиво может рассказать о партнере и состав ее первых лиц. Из практики «МСБ-Скиф»: проверка поручения на получение товара одной из фирм показала, что учредителем является житель Армении 1906 года рождения, директор — гражданин Молдовы, сама фирма зарегистрирована в маленьком закарпатском поселке, а фура — арендованная. Получив эту информацию, клиент отказался отгружать товар без предварительной оплаты.

Еще дешевле стоит информация по отдельному вопросу. Например, ООО «Гардиан» за $20 выдаст справку о наличии у партнера заложенного имущества, начатой против него процедуре банкротства и т.п. IGK-Украина за такие же деньги сделает мониторинг финансовых показателей компании, за $30 предоставит сведения о внешнеэкономической деятельности «заказанного» предприятия, за $27 выяснит информацию о наличии и составе личного имущества у физических или юридических лиц.

Интересные условия в выдаче сокращенных справок предлагает агентство «МСБ-Скиф». Для своих клиентов — отечественных производителей установлено абонентское обслуживание. За сокращенную справку заказчик платит 1120 грн в месяц при объеме до 10 бизнес-справок, 1400 — за 15, 1680 — за 20 заказов. Сокращенная информация не даст ответа на глобальные вопросы клиента, но достаточно эффективно поможет ему принять, скажем, решение, предоставлять товар без полной предварительной оплаты или нет.

В то же время далеко не все стоит так дешево. Генеральный директор одного из агентств сообщил, что сейчас, например, его фирма выполняет заказ на поиск информации, предоставление которой обойдется клиенту в 50 тыс. грн. «Контракты» не получили ответа по поводу сути данных, которые за эти деньги требует предоставить ему заказчик. Кстати, чтобы убедиться в скорости и качестве работы, «Контракты» попросили агентства сделать справки на операторов рынка связи. Тест показал: упоминавшиеся нами фирмы полностью справились с задачей под условным названием «Демонстрация работы». Все вложились в четырехдневный срок.

Откуда берется информация

Анкеты, которые готовят профильные компании, в принципе похожи. Существенно отличается только подход к сбору информации. Например, в «МСБ-Скиф» убеждены, что «о партнере нужно знать как можно больше, но как можно меньше его самого». Тогда как IGK-Украина обязательно интервьюирует компанию, на которую поступил запрос, — нередко это является обязательным требованием западного заказчика.

Татьяна Романенко, коммерческий директор компании IGK-Украина: «Отечественный бизнесмен часто отсылает любознательное агентство куда подальше. Но через определенное время, когда «неожиданно» западный партнер отказывает в инвестировании или в предоставлении кредита из-за отсутствия информации, «засекреченные» фирмы сами просят проинтервьюировать их».

Впрочем, такие интервью могут быть только первым шагом в изучении «заказанного» предприятия. Заместитель директора компании «МСБ-Скиф» Светлана Латаш: «Изучение нами причин возникновения безнадежной дебиторской задолженности показало, что по большей части именно покупатель навеял продавцу уверенность в успешном завершении дела. Поэтому данные из уст партнера, без сомнения, интересные, но не обязательно надежные». Полностью исследовать источники, из которых берется информация для составления бизнес-справки, «Контрактам» не удалось.

Из ответов на этот вопрос руководителей агентств вытекает, что требуемые сведения поступают им из органов регистрации, статистики, прессы и интернета. Однако даже из типовых бизнес-справок видно, что респонденты открыли нам только незначительную долю своих источников информации, раскрывать остальные отказались. Это, конечно, можно понять. Поскольку необходимые данные могут быть получены, например, через информаторов государственных ведомств.

Из базы данных налоговиков можно узнать о составе учредителей предприятия, распределении их участия в этом предприятии, наличии налоговой задолженности у субъекта хозяйствования или имущества, находящегося в налоговом залоге. Из базы данных таможенников — информацию о ведении субъектом внешнеэкономической деятельности и т.п. Как бы там ни было, а клиенту все равно, где исполнитель будет искать нужную информацию. Но ведь любой клиент также может превратиться в объект исследований.

Константин ЗВАРЫЧ
Рисунок Игоря ЛУКЬЯНЧЕНКО

Операторы рынка

Большинство заказов пока что поступает от западных клиентов

Оксана КОЗЛОВА, руководитель отдела кредитной информации компании COFACE-IGK-Украина:

— Отечественные предприниматели недостаточно пользуются услугами наших агентств. Возможно, не придают значения необходимости своевременно иметь полную информацию о потенциальном партнере. Большинство заказов мы получаем от западных клиентов, но перспективы этого рынка весьма значительные. За четыре года нашего существования произошли заметные сдвиги в психологии украинских бизнесменов: поток заказов от них увеличился, однако не настолько, как нам бы хотелось.

Обращаться или нет в информационные агентства — этот вопрос каждому руководителю приходится решать самостоятельно исходя из конкретной ситуации. Однако в бизнесе не стоит надеяться «на авось», лучше действовать по пословице «доверяй, но проверяй». Вы только подумайте, кредитно-финансовая справка стоимостью всего лишь $60 поможет руководителю принять правильное решение и, таким образом, защитит от ошибки, финансовых потерь.

Конечно, можно попробовать самостоятельно собрать информацию о партнере. Но какие источники, кроме телевидения, печатных СМИ, интернета есть в распоряжении руководителя предприятия? Можно попросить партнера предоставить информацию о себе. На Западе это считается нормальным, но у нас еще как-то не принято. Скорее всего, партнер обидится: ему не доверяют, может даже дойти до разрыва отношений. Кроме того, нет никаких гарантий, что информация из этих источников абсолютно достоверная.

Спрос на информационные услуги

по проверке партнера с каждым годом возрастает Виктор МОМОТ, директор «МСБ-Скиф»:

— Предложение на рынке услуг по проверке партнера уже практически сформировано. Однако в Украине еще недостаточно развита информационная культура бизнеса. Многие предприниматели традиционно воспринимают риск в бизнесе как неизбежный. В Украине практически нет предприятий, у которых бы не было проблем с должниками. А все из-за того, что вовремя не позаботились о тщательном изучении контрагента.

Однако следует отметить, что количество заказчиков справок с каждым годом возрастает. Кто хотя бы раз обратился в информагентство за бизнес-справкой, потом уже просто не может работать наугад и проверяет своих партнеров заблаговременно и профессионально. Структура заказов у нашей компании примерно такова: 80% наших клиентов — украинцы, которых интересуют отечественные предприятия, 10% — украинцы, которых интересуют иностранные компании, еще 10% — иностранные субъекты хозяйствования, которые намерены сотрудничать с нашими фирмами.

Нужно дать кредиторам право свободно получать информацию о своих заемщиках

Сергей СВЯТИНА, директор «Авеста-Украина»:

— Среди проблем, с которыми сталкиваются операторы рынка, можно выделить следующие. Первое — ограниченное количество профессионалов по кредитному менеджменту. Вообще должность кредитного менеджера в украинских предприятиях случается реже, чем японская специалистка по чайной церемонии. Т.е. кредитными отношениями с контрагентами занимаются коммерческий директор, бухгалтера, менеджеры по продажам, юристы, отдел безопасности.

Последние — это отдельный вопрос. Как правило, это отставники силовых структур с несколько специфическим восприятием жизни и бизнеса. Они нередко и сами непрофессионально решают соответствующие вопросы, и убеждают HR-менеджеров, что нет смысла обращаться к услугам специализированных агентств по подготовке бизнес-справок. Вторая — информационное обеспечение. Налоговые органы, органы статистики, таможня, бюро технической инвентаризации располагают массой ценной информации, которая очень необходима кредиторам.

Но согласно правительственному нормативу всю информацию о компании, которая не является коммерческой тайной, компания обязана сама предоставлять всем заинтересованным лицам. А это пока у нас — скорее исключение, чем правило. Законодатель еще не задумывался над тем, что к этим сведениям должна иметь доступ компания, занимающаяся предоставлением информации и оценкой платежеспособности предприятий. И это при том, что во всем мире существуют специальные кредитные агентства, от которых зависит эффективность функционирования всей системы торговых отношений в стране.

Стоимость справки о компании в различных информационных агентствах

* без учета НДС

** в зависимости от объема справки, компании и страны

Приблизительная структура полной бизнес-справки о партнере

реквизиты государственной регистрации и перерегистрации правовая форма и форма собственности статистический код уставный фонд, учредители и их доли официальные сведения о руководстве юридические и фактические адреса, телефоны, факсы банки, обслуживающие расчетные и валютные счета основные виды деятельности имущество собственное и арендуемое материнские и дочерние компании, филиалы финансовые показатели: текущие и за предыдущие периоды основные клиенты и поставщики экспорт/импорт налоговая и кредитная дисциплины участие в роли ответчика в арбитражных процессах сведения об участии руководителей и учредителей в руководстве и учреждении других предприятий, их финансовое состояние и репутация

Использована форма анкеты «МСБ-Скиф»

Сведения, не составляющие коммерческой тайны

(Постановление КМУ № 611 от 09.08.93)

учредительные документы, документы, разрешающие заниматься предпринимательской или хозяйственной деятельностью и ее отдельными видами информация по всем установленным формам государственной отчетности данные, необходимые для проверки расчета и уплаты налогов, других обязательных платежей сведения о количестве и составе работников, их заработной плате в целом и по профессиям и должностям, а также наличие свободных рабочих мест документы об уплате налогов и обязательных платежей информация о загрязнении окружающей среды, реализации продукции, вредной для здоровья, и размеры нанесенного при этом вреда, а также другие нарушения законодательства Украины документы о платежеспособности данные об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, союзах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью
Контракты №41 / 2002
Вы здесь:
вверх