логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Троянский «КОНЬсорциум» - «Контракты» №41 Октябрь 2002г.


Троянский «КОНЬсорциум»

«Контракты» установили: документ о приватизации украинской газовой «трубы» вреден для Украины, неинтересен для Запада и... недолговечен для России

Когда Господь наделял народы полезными ископаемыми, он не дал Украине столько энергоносителей, сколько России. Зато Бог разместил наше государство настолько удачно — между производителем и богатым потребителем, — что грех было бы не заработать на транзите нефти и газа. Так и делаем — НАК «Нефтегаз» обеспечивает 18% доходов в бюджет.

Поэтому, когда началась паника вокруг соглашения о газотранспортном консорциуме (ГТК), которое вчера в Запорожье должны были подписать Кучма и Путин (мол, это измена национальным интересам и т. п.), — «Контракты» попытались проникнуть за кулисы секретной подготовки этого документа. И обнаружили, что экономической основы в соглашении практически нет. Одна политика. Такой документ Путин уже подписывал в феврале 2001 года, в разгар «кассетного скандала», выражая таким образом поддержку Кучме.

Тогда тоже речь шла об «энергетическом» объединении, и тоже была паника, но большинство пунктов той бумаги до сих пор юридически не оформлены. Потом, уже в этом году, Кучма встретил свой день рождения 9 августа в Москве, прося у Путина поддержки накануне очередного наступления оппозиции. Накануне своего дня рождения, 7 октября, Путин прилетел в Украину — чтобы получить из рук Кучмы очередной подарок?

Как только в Украине сменится правительство, соглашение с Россией будет расторгнуто

Вопросом энергетической политики межгосударственных соглашений занимается первый вице-премьер и руководитель НАК, в данном случае — «Нефтегаз Украина». Участие технических служб, скажем, Укртрансгаза — второстепенное. «Контракты» постарались выяснить детали соглашения, но везде наталкивались на радушных чиновников и пресс-секретарей, которые притворялись «неинформированными».

И не удивительно: как сказал председатель «газового» подкомитета Комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК Александр Гудыма, документы по ГТК, которые раздавали членам профильной межведомственной рабочей группы, носили гриф «Секретно» и не подлежали разглашению. «Не зря же отчет правительства о ситуации в нефтегазовом комплексе назначен на 8 октября, т.е. после заключения соглашения, — бьет в набат нардеп. — И условия создания ГТК будут разработаны позже, без участия Верховной Рады, Газпромом и Нефтегазом».

Коллега Гудымы, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК Николай Мартыненко, также раскритиковал предложения Газпрома (см. «Что Газпром...»), назвав их неконкретными. Досталось и Нефтегазу. Австриец Роберт Родванский, который в правительстве Ющенко был советником первого вице-премьера, заявил, что нынешнее руководство НАК недополучит прибыли на $1,2 млрд, а ГТК после прихода к власти прозападного правительства может развалиться.

Украине лучше контролировать от 50% до 70% акций

По просьбе «Контрактов» эксперты назвали основные варианты приватизации нашей «трубы» и возможности использования приватизированных газопроводов для политического давления. Первый вариант: консорциум делят Украина и Россия, а Запад получает незначительную долю или не получает ничего. Это самый опасный вариант, поскольку в нем вероятность западных инвестиций сведена к нулю, а Россия не проявляла особого интереса к капиталовложениям в наши немного ржавые газопроводы. Второй вариант: акции консорциума делятся на три равные части: украинскую, российскую, западную.

В этом случае шансы получить инвестиции растут, к тому же формируется определенный экономико-политический баланс. Третий вариант: Украина получит от 50% до 70% акций, а остальное отойдет заграничным партнерам. В этом случае Украина сможет занимать ведущее положение и согласится допустить на рынок российский капитал. «Это самый привлекательный вариант, — говорит эксперт Богдан Сикора. — При условии реализации этого варианта фактически будет сохранен статус-кво, хотя Россия получит и несколько большие возможности влиять на газовый рынок Украины».

«Даже намного большие возможности», — мог бы прибавить заместитель госсекретаря Минфина Сергей Баулин, если бы не был освобожден 23 сентября указом Президента. Эксперты считают, что причиной увольнения Баулина стали его заявления о возможных потерях бюджета — вплоть до 6 млрд грн. Ежегодно Украина получает за услуги транзита 25—30 млрд кубометров газа, или более 2 млрд грн отчислений в бюджет. Но даже паритетность сторон в будущем ГТК предполагает уступки в виде снижения тарифов, повышения внутренних цен на газ (с 175—190 до 360 грн за 1000 куб. м) и соответствующую — пока непланированную — компенсацию из бюджета.

Подписание соглашения — это не экономика, а политика

«Вопрос ТЭК, без сомнения — политический. К 2020 году потребления энергоносителей в Евросоюзе вырастет, — сказал на днях Гельмут Курт, руководитель Бюро по сотрудничеству Фонда Фридриха Эберта. — Около 70% энергоносителей мы импортируем с Востока и из Норвегии». Очевидно, такого же мнения придерживался и канцлер ФРГ Шредер, подписывая в июне т.г. документ о будущем создании ГТК. О своем участии в консорциуме заявили сначала Рургаз, потом «Газ где Франс», «Шелл» и еще десятки европейских нефтегазовых корпораций, а также турецкие.

Сейчас же все они ждут, что будет дальше, особо не пугаясь соглашения, подписанного славянскими президентами. «Мы располагаем некоторой информацией о соглашении, но поделиться не можем. Конечно, мы заинтересованы в проекте, однако посмотрим, что будет дальше, — поделился с «Контрактами» представитель одной из западных нефтегазовых транснациональных корпораций. — Ведь то, что запланировано на 6 октября, — это не экономика, а политика. Большая политика».

Павел СОЛОДЬКО
Рисунок Игоря Лукьянченка

Комментарии экспертов

Владимир САПРЫКИН, директор энергетических программ Центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова:

— Соглашение, безусловно, будет подписано. Оно будет носить общий характер, а более подробные результаты будут определяться дальнейшими документами, которые, к сожалению, очевидно, не будут открыты. Насколько мне известно, перевесила позиция России, согласно которой украинская и российская доли будут составлять не менее 34%, т.е. реальному инвестору останется 32%.

На этом этапе третья сторона не участвует в переговорах. Я считаю таким было одно из российских условий. Если консорциум будет зарегистрирован в Украине, Киев может стать заложником собственного законодательства: установление тарифов возложено на компании, занимающиеся транзитом, а при паритетном участии в управлении есть опасность, что тарифы снизят.

Богдан СИКОРА, заместитель директора Центра прогнозирования социально-экономических и политических процессов:

— На мой взгляд, вероятнее, что будет реализован вариант с равными долями. Если же Западу не достанется равной доли, это будет означать, что соглашение сделано «под Россию». А худший вариант — Украина не получает хотя бы половины акций ГТК и, соответственно, половины доходов. В мире принято отдавать заграничной стороне не более 25–30%. Можно ли использовать контроль над ГТК как рычаг политического давления?

Есть вопрос технического и финансового контроля. Если Россия получит финансовый контроль, а эксплуатацию будут осуществлять украинцы, то оказывать давление будет тяжело, а вот если Москва будет контролировать все... Никаких «несанкционированных отборов», санкции против неплательщиков, т.е. влияние на социальную и промышленную жизнь Украины.

Игорь КАРП, д.т.н., профессор, директор Института газа НАН Украины:

— Консорциуму очень подходит фраза «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Без третьей стороны ничего не выйдет. Ее участие исключает возможность использовать ГТК как рычаг политического давления и дает возможность украинским специалистам участвовать в других международных проектах. Тогда экономика будет определять политику, а не наоборот, как сегодня.

Понятия не имею, кто готовил документацию по проекту. У меня вызывает сомнение реализация и этого, и многих других проектов — я недавно вернулся с семинара из Греции, на котором было очень много почтенных дипломатов и специалистов ТЭК, а от Украины почти никто не поехал. И Киев не смог доступно рассказать о наших проектах и нашей позиции.

Чего Газпром хочет от Украины

По данным Центра им. А. Разумкова

Что Газпром обещает Украине

По данным Центра им. А. Разумкова

Магия цифр

 

Протяженность
украинских газопроводов высокого давления

36,7 тыс. км

Количество компрессорных станций

78

Пропускная способность
на выходе в страны Европы и Турции

135 млрд куб. м

Количество стран,
куда экспортируется газ

19

Оценочная стоимость
(оценка программы Евросоюза «Иногейт»)

$13,8 млрд

По данным Центра им. А. Разумкова

 

Транзит российского газа в Европу
в 2001 г.

104,3 млрд куб. м

Товарная уплата за транзит

26 млрд куб. м

Стоимость транзита

$1,09/1000 куб. м на 100 км

По данным НАК «Нефтегаз»

Контракты №41 / 2002
Вы здесь:
вверх