логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Третий регулятор финансового рынка - «Контракты» №41 Октябрь 2002г.


Третий регулятор финансового рынка

Новая государственная комиссия будет регулировать деятельность страховых компаний, кредитных союзов, пенсионных фондов и трастов

Оксана Слюсаренко

На днях ожидается подписание Президентом указа о создании Государственной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг. Комиссия — особый регуляторный орган, который будет наблюдать за деятельностью небанковских финансовых учреждений — страховых компаний, кредитных союзов, трастов, пенсионных фондов и др.

Поскольку комиссия будет существенно влиять на функционирование многих субъектов финансового рынка, еще до ее создания в кулуарах начали появляться версии о возможном характере этого влияния. В связи с этим «Контракты» решили обратиться «к первоисточникам»: о направлениях деятельности комиссии рассказывает начальник Департамента финансовых учреждений и рынков Минфина Оксана Слюсаренко.

— Оксана Александровна, какие основные вопросы будут входить в компетенцию комиссии?

— Комиссия станет третьей регуляторной составляющей в финансовом секторе — банковские услуги относятся к сфере деятельности Нацбанка, а операции с ценными бумагами — ГКЦБФР.

В компетенцию комиссии входят такие институции, как страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, кредитные союзы, доверительные общества, — учреждения, предусматривающие прямое или косвенное привлечение финансовых активов от физических лиц. Одна из главных задач комиссии — выдача лицензий на деятельность упомянутых учреждений. Комиссия будет непосредственно вести реестр небанковских финансовых учреждений. Отмечу, что в реестр также попадут доверительные общества, которые сейчас подчинены ГНАУ.

— Какой будет организационная структура комиссии?

— Комиссия — коллегиальный орган. В высший совет будут входить председатель, три его заместителя и четыре начальника департаментов. Каждый департамент будет отслеживать определенную отраслевую специфику рынка. Банковский сектор более однородный, и к нему можно применять единые подходы, а в сфере небанковских финансовых услуг есть существенные отличия между рынком кредитных союзов, страховым, пенсионным и т.п.

Предполагается создание четырех департаментов — по вопросам регулирования страхового рынка, рынка пенсионного обеспечения, кредитных услуг и рынка доверительных и лизинговых услуг. В составе каждого департамента будет управление методологии и управление лицензирования и надзора за деятельностью участников рынка.

— В СМИ прошла информация о возможном подчинении комиссии Минфину и Минэкономики. Но ведь это противоречит антимонопольному законодательству, ведь Минфин и сам выступает участником рынка как эмитент государственных ценных бумаг?

— Комиссия будет обладать специальным статусом. Согласно Положению она является отдельным органом исполнительной власти. Там же предусмотрено, что комиссия подчиняется Кабмину.

— Комиссия будет заниматься, среди прочего, банкротством страховых компаний. Какими критериями она будет руководствоваться?

— У нас существует верхняя граница уставного фонда СК — 100 тыс. евро для СК без иностранных инвестиций и 500 тыс. евро для СК с иностранными инвестициями. По результатам І квартала более 10 компаний не смогли поднять свой уставный фонд до такого уровня. Но это не банкротство в смысле неплатежеспособности.

Если действие лицензии СК было ограничено или компания исключена из реестра, то в трети случаев это происходит согласно решению самих акционеров, а в 2/3 — из-за несоблюдения норм законодательства, прежде всего — уровня капитализации. Однако случаев банкротств в результате неплатежеспособности СК или наличия финансовых обязательств, которые она не может выполнить, сейчас нет.

Но в конечном счете страховой рынок подошел к тому уровню развития, после которого будут действовать инструменты банкротства. И регулятор должен заниматься этим вопросом достаточно тщательно, чтобы иметь механизмы реорганизации СК. Если есть признаки того, что СК может обанкротиться, нужно провести профилактическую работу, создать механизмы передачи договоров от одной СК к другой, слияния компаний и т.п.

А на этапе банкротства мы должны сделать все, чтобы людей, поверивших страховикам, не бросили на произвол судьбы. У нас есть фонд гарантирования прав вкладчиков коммерческих банков, подобные механизмы должны быть и в сфере страховых услуг.

— Если говорить о динамике страхового рынка, на сколько сократится количество СК в следующем году?

— Год еще не закончился и подводить итоги рано. По моему мнению, будет максимум двадцать компаний, минимум — десять, которые не смогут соблюдать планку капитализации.

— Сейчас нет нормативных требований к деятельности кредитных союзов. Какие документы планирует подготовить комиссия в первую очередь?

— В отношении кредитных союзов необходимо решить ряд проблем. Это можно осуществить в три этапа. Первый — создание реестра КС в комиссии. Считаю, следует утвердить типовый устав кредитных союзов и лицензионные условия привлечения взносов. На втором этапе будут решаться нормативные вопросы по формированию и размещению резервов. На третьем — следует разработать форму отчетности, которую должны сдавать КС регулятору, и механизмы влияния на союзы, не выполняющие лицензионных условий. Реестр будет создан в первый год работы комиссии. В следующие два года должны быть завершены остальные этапы.

— Как может строиться сотрудничество комиссии с Ассоциацией кредитных союзов по регулированию деятельности КС?

— Я высоко ценю профессиональные качества общественных объединений в области финансового сектора. Сейчас мы создаем Координационно-экспертный совет при Минфине по вопросам страховой деятельности. После создания новой комиссии она реорганизуется и войдет в совет с учетом наработанного опыта в страховом секторе. Мы привлекли к сотрудничеству Лигу страховых компаний, ученых, специалистов-страховиков. Знаем, как строить регламент такой работы. Сотрудничество с Ассоциацией кредитных союзов будет необходимо в рамках будущего координационного совета. Ведь многие положения, которые примет комиссия, должны пройти общественную экспертизу.

— Довольно часто банки, осуществляя кредитование или предоставление других услуг, навязывают услуги своих страховых компаний, хотя это противоречит Закону «О страховании». Каким образом комиссия будет решать этот вопрос?

— Вообще взаимопроникновение банковского и страхового капитала — это нормальное явление. Но создание кептивных компаний (это характерно для банков с развитой региональной структурой) сегодня дает негативные результаты. Вы можете получить в банке кредит только после того, как застрахуетесь в определенной страховой компании. Страховые гарантии от других СК банк не примет. Это сфера деятельности Антимонопольного комитета, который может проводить плановые и тематические проверки. Мы собираемся консультироваться с АМК по поводу сотрудничества в этом направлении.

— На каких началах будет строиться сотрудничество комиссии с Антимонопольным комитетом?

— Основная цель — недопущение монополизации финансовых рынков и ограничения конкуренции небанковских финансовых учреждений. Конкретный пример создания кептивных компаний при банках — это сфера деятельности АМК. Но комиссия как надзорный орган не может стоять в стороне. Прежде всего мы можем влиять путем участия в тематических проверках.

Кроме этого, по согласию с АМК представители комиссии будут работать на этапе принятия решения о принудительном делении финансовых учреждений, занимающих монопольное положение на рынке. В проекте указа Президента о комиссии предусмотрено, что она может делать выводы об отнесении операций к тому или иному виду финансовых услуг.

Это необходимо для определения доли финансового учреждения на рынке. Сейчас эти границы размыты, а четкое определение очень нужно для принятия решения по той или иной концентрации.

— Какие меры воздействия комиссия будет применять в отношении других небанковских финансовых учреждений?

— У нас остро стоит проблема с трастами, в частности с законодательным регулированием рекламы доверительных обществ. Очень необходима программа развития и популяризации страхового рынка. Такие же программы следует разрабатывать не только для отдельных направлений, но и для небанковского финансового сектора в целом. Ведь если не удастся завоевать доверие населения, не будут работать две основные накопительные системы — пенсионная и страховая.

Беседу вел Сергей ЛУКЬЯНЧУК

Контракты №41 / 2002
Вы здесь:
вверх