логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Нефтегаз теснит россиян - «Контракты» №41 Октябрь 2002г.


Нефтегаз теснит россиян

Развертывая сеть джобберских АЗС, НАК «Нефтегаз Украины» может ударить по своим конкурентам усиленными эконормами и штрафами за их нарушение

Всяческие ГАКи и НАКи, еще год назад казавшиеся обреченными из-за своей неэффективности, находят выходы для дальнейшего существования. Как правило, создаются отдельные дочерние структуры: одни для «сброса долгов», а другие — более эффективные, для получения прибыли, как это планируется сделать, например, с ГАКом «Хлеб Украины» («Контракты» № 40, стр. 20).

Похожим путем пошел и НАК «Нефтегаз Украины». Из коммерчески более перспективных подразделений была создана дочерняя структура «Укргаздобыча», куда, в частности, вошло Шебелинское предприятие по переработке газоконденсата и нефти. В результате «Нефтегаз Украины» на днях объявил о выходе на розничный рынок высокооктановых бензинов (подписано 5 джобберских соглашений), масел и битумов. Объемы для передела рынка за счет российских нефтяных компаний пока что небольшие, но поддержка государства вынуждает задуматься россиян — в лице Нефтегаза можно увидеть серьезного конкурента на рынке.

В НАКе подчеркивают технологическую отсталость крупных украинских НПЗ

«В ближайшие годы наиболее привлекательным сегментом будет торговля высокооктановыми бензинами, — рассказывает Юрий Бойко, председатель правления НАК «Нефтегаз Украины». — Сегодня в структуре продаж на АЗС более 50% приходится на бензины А-95, 98, и тенденция увеличения спроса на них сохраняется, ведь количество иномарок стабильно растет. Что касается работающих сейчас АЗС, по нашим данным, даже на заправках под флагами «ТНК» и «ЛУКОЙЛа» уже чувствуется нехватка такого горючего. Отбор светлых нефтепродуктов (бензинов и дизтоплива) у нас более 85% поставленного сырья. Более двух их третей составляет производство бензина, около половины которого — высокооктановый».

У «больших российских братьев» отбор светлых нефтепродуктов редко превышает 60%. Поэтому рынок Украины ощущает дефицит высокооктановых марок бензинов. Это несоответствие между структурой производства и потребностью рынка является наследством милитаризированной экономики Советского Союза, когда дизтопливо производили для танков и военной техники, а мазут готовили для кораблей ВМФ.

Пока автомобили перейдут на газ, конкуренты НАКа, во всяком случае в Киеве, могут понести убытки

Вряд ли стоит сомневаться, что курс на развертывание джобберских сетей «Нефтегаза Украины» поддерживает государство и местные администрации. Плацдармами станут Киев и города-миллионеры. И здесь, кажется, самое интересное — руководство НАКа подчеркивает, что ценовая конкуренция с российскими компаниями ему не под силу. Зато отмечает, что бензины НАКа экологически более чистые, вообще не содержат свинца (Шебелинский комбинат единственный в Украине производит бензин по технологии мирового лидера фирмы UOP без применения присадки МТБЕ, содержащей свинец).

Кроме того, у шебелинского бензина лучше детонационные качества, поэтому он, соответственно, меньше вредит двигателю машины, чем «конкурентные». Эксперты «Контрактов» подчеркивают, что в конкурентной борьбе экологический фактор может оказаться едва ли не решающим. Интересный факт. На днях Киевская горгосадминистрация заявила о создании коммунального предприятия «Экотранс», которое будет развертывать посты по проверке выхлопных газов на содержание токсических веществ. Можно вспомнить и о программе газификации автомобилей, под которую «ЛУКОЙЛ» уже открыл под Киевом станцию газонаполнения.

Но переоборудование автомобилей — дело громоздкое, затратное и длительное. Гораздо проще анализировать газы, введя, например, беспокоясь о горожанах, сверхжесткие европейские нормы и европейские штрафы за их нарушение и запретить (для начала в пределах Киева) применение бензина с содержанием свинца (напомним, правительственная программа предусматривает поэтапное запрещение продажи такого бензина с 2004 года). И тогда розничные конкуренты НАКа (опять-таки для начала в пределах Киева) вынуждены будут повесить шланги. Альтернатива? Стать джобберами «Нефтегаза Украины».

Галина ШАМРАЙ

Справка

Шебелинское отделение по переработке газового конденсата и нефти занимает последнее место среди семи производителей нефтепродуктов Украины по мощности, в 10 раз уступая ЛИНосу и в 20 — Кременчугскому НПЗ. Невысокие мощности частично компенсируются полной их загрузкой и постоянным расширением. К концу следующего года мощность завода планируется увеличить с нынешних 740 тыс. т до 1 млн т.

Контракты №41 / 2002
Вы здесь:
вверх