логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Я коллекционер воспоминаний - «Контракты» №41 Октябрь 2002г.


Я коллекционер воспоминаний

Андрей Шлыков Корреспондент «Контрактов» встретился с директором рекламного агентства «Академия рекламы» Андреем Шлыковым. Говорили больше о жизни и лишь немного — о бизнесе

«Только не проси рассказать смешной анекдот, а то поставишь меня в тупик», — сразу предупредил Андрей, о котором я только и знала, что он помнит кучу анекдотов и недавно был в Париже.

Как выяснилось об анекдотах — чистая правда, хотя рассказывать их по заказу мой собеседник не может, а извлекает из «подвалов» памяти, когда видит классическую анекдотическую ситуацию, или просто, когда хорошее настроение. Анекдоты из его коллекции я услышала, хотя сам Андрей называет себя коллекционером эмоций, а не анекдотов, и жить старается легко и весело. Поэтому и наш разговор, к счастью, проходил без «понтов» и того выражения лица, с которым, если верить Мюнхгаузену (или, если хотите — Горину), делаются все глупости в мире.

Чем дольше живу, тем меньше у меня незыблемых принципов

— Андрей, у вас есть принципы в бизнесе, которых вы никогда не нарушаете?

— Если человек поступает безнравственно, это говорит о его слабости. Работать по правилам могут люди сильные, занимающие определенную позицию в жизни и на рынке. Хотя... Скажем, если ты на улице столкнешься с каким-нибудь криминалом, то станешь читать нотации или возьмешь палку и дашь по голове? Вероятно, если хватит сил, каждый сделает второе.

Так и в бизнесе. Бывает, что, хотя ты работаешь честно, тебя ставят в определенные условия, в которых ты можешь ответить на аморальный поступок только аморально. Но это не значит, что я так делаю, я говорю о явлении вообще. Я для себя сформулировал какие-то постулаты и пытаюсь их придерживаться. Но, скажу откровенно: чем дольше живу, тем меньше у меня незыблемых принципов, и я могу понять человека, который вынужден был нарушить какие-то нормы. Молодости присуща категоричность, с опытом становится труднее осуждать людей.

— А вас когда-нибудь по-крупному кидали?

— Конечно. Но не хочу переходить на личности, скажу только, что больше всего в таких ситуациях было стыдно за то, что обманывали люди внешне приличные, при деньгах. Просто у них такой образ жизни.

— На рекламном рынке есть черный список людей, с которыми лучше не иметь дела?

— Конечно. Есть просто мошенники. Но ведь обманывать долго нельзя и всех не обманешь.

— В рекламном бизнесе вы «ветеран», за столько лет не надоело, не хочется заняться чем-то другим?

— Я в свое время занимался другим. В рекламе уже восемь лет, и это дело удовлетворяет мои творческие и интеллектуальные амбиции. А что касается сопутствующего бизнеса... Знаешь, нельзя одновременно хорошо вести автомобиль и обнимать женщину.

— Можно передать руль наемному водителю...

— Но тогда ты рискуешь, что машина приедет не туда. Есть такой анекдот. Приходит мужчина к врачу и говорит: «Когда я просыпаюсь утром, у меня есть желание заниматься любовью с женой, но нет времени, а когда возвращаюсь вечером, есть время, но желания уже нет. Доктор, что вы мне посоветуете?» А тот ему: «Вас полностью удовлетворяет работа». Это я к тому, когда тебя работа полностью удовлетворяет, то ты не ищешь других вариантов. Когда тебя твое хобби кормит — что может быть лучше? Когда-то советские ученые шутили, что они за государственный счет удовлетворяют свое любопытство. Так и в моем бизнесе. Этот рынок сам себя регулирует, и в последнее время появилось намного больше людей в этом бизнесе здравомыслящих, правильных.

— А клиент подрос?

— Подрос — звучит плохо. Меня всегда раздражает пренебрежительное отношение к клиенту с точки зрения рекламных высот. Мол, клиент непрофессионал, болван в рекламе. Если он раскрутил свой бизнес и заработал деньги, он уже не болван, а в рекламе ему разбираться и не нужно, а мы зачем? Я думаю, время все расставит на свои места. Если раньше заказчик говорил: «Хочу продать столько-то», то теперь это звучит так: «Мне на этом рынке следует занять такую-то позицию». В таких условиях и работать интереснее. Среди наших клиентов много людей, которые сделали себя, сделали свой бизнес и порой в очень неблагоприятных для этого условиях. И больше всего импонируют мне люди, которые, как сказал один мой сотрудник, «одеты хуже, чем их охрана». То есть для них сам бизнес важнее, чем внешние атрибуты благополучия.

Я помню запах мыла в ванной комнате моего детсада

— Так что же, выходит, для вас эти атрибуты ничего не значат?

— Я должен за этим следить, и когда на мне дорогой костюм, это не значит, что я свой статус повышаю до уровня костюма, — просто этот костюм мне положен по статусу. И если для бизнеса необходимо ездить на дорогой машине — найду способ, как это сделать. Хотя я абсолютно безразличен к машинам. Когда вижу людей, увлеченных горнолыжным спортом, мне это понятно, когда вижу, как люди фанатеют от машины — этого не понимаю. Ну какой в этом кайф?

— На машине в Европу ездить хорошо.

— Так ведь и не выпьешь... А вообще у меня к собственности отношение особое. Я считаю: чем больше собственности, тем больше проблем. Поэтому не очень привязываюсь к вещам и не коллекционирую их. Я коллекционирую воспоминания, яркие картинки из собственной жизни. Например, помню запах мыла в ванной комнате моего детсада, помню запах речки на даче, куда ездил с родителями... Наверное, хобби — это когда такие эмоции преобладают в одной сфере. У меня они в разных плоскостях. И тот же анекдот — это срез жизни, квинтэссенция общесмешного случая.

Анекдотичных формул ограниченное количество, остальное — ремиксы. Хотя у разных народов эти формулы разные, скажем, у нас много анекдотов где-то на грани фола. Кстати, когда-то даже испанцы мне сказали, что мы смеемся над тем, за что в Испании убивают. Они меня попросили аутентичный украинский анекдот рассказать, я рассказал.

— А какой?

— «Куме, чого це ви до мене в гості не ходите?» — «Мені соромно». — «А чого?» — «Бо я сплю з вашою жінкою». — «Тю! То і я з нею сплю, то що — і мені додому не ходити?». Кстати, когда люди строят между собой мосты, следует учитывать, над чем эти люди смеются и над чем плачут. С тем, с кем ты смеешься над разными вещами, большой дружбы не выйдет.

— Меня с детства интересовал вопрос: кто придумывает анекдоты...

— Меня тоже, но я не знаю ответа. Я не придумываю, максимум, что могу себе позволить — сократить анекдот.

Если мне для кайфа достаточно нырнуть в прорубь, я для этого не буду строить виллу

— Что для вас деньги?

— Деньги в бизнесе — это инструмент, с помощью которого делается дело, а те, что в кармане — возможность купить эмоции для себя и своих детей, возможность обеспечить семью и своих родителей. Вот недавно я купил поездку по Европе, возможно, не самую комфортную, но самую интересную. Мы ездили с женой на автобусе с фирмой «Феерия», в частности с директором этой фирмы Игорем по прозвищу Феерия.

Он сам ездит с туристическими группами и лучшего гида я еще не видел, не говоря уже о том, что директор как гид — это редкость, как играющий тренер. Мы проехали Польшу, Германию, Голландию, Бельгию, Францию, Люксембург. Когда мне давали визу во французском посольстве, то никак не могли взять в толк, почему директор рекламного агентства едет на автобусе, а не летит самолетом.

— А какая самая яркая картинка из этой поездки?

— Парк тюльпанов в Голландии. Париж как Париж — грязный европейский город. Одно из самых сильных впечатлений от поездки на автобусе — как меняется Европа и люди по пути с Востока на Запад. Чем дальше на Запад, тем они спокойнее и доброжелательнее. Поляки, например, улыбаются, только когда даешь деньги, дальше на Запад люди улыбаются просто так. Может быть, те, кто ближе, нас недолюбливают, потому что лучше знают.

— Возвращаясь к теме денег, скажите, вы можете на что-то неожиданно потратить кучу денег?

— Если я их неожиданно заработаю, то неожиданно и потрачу. И может быть, именно на то, на что сейчас трачу небольшие деньги. Попробуй со мной поспорить, что получение положительных эмоций — это не главное в жизни?

— Не буду спорить, я вообще не понимаю людей, для которых зарабатывать деньги — самоцель. Зачем деньги, если их не тратить?

— Согласен. Если меня радуют дешевые вещи, я их покупаю, захочу что-то дорогое — куплю. Но если честно, я еще не видел, чтобы дорогие вещи приносили такую уж большую радость. Мне когда-то астрологи говорили, что у меня в гороскопе редкое совпадение — три воздушных знака, и это — причина такой легкости восприятия и общения. Но я в этом не разбираюсь и хотя знаки воздушные, меня все время к воде тянет. Я много плаваю в любое время года, зимой ныряю в прорубь. О купании в ледяной воде можно сказать одним словом: «прет». Это мощное физиологическое удовлетворение, эта процедура настраивает на позитив.

— А дача у вас есть?

— Нет. Есть у друзей и родственников.

— Неужели вам как украинцу никогда не хотелось домик построить?

— Наверное, я москаль (смеется). Хотелось, но это немалые заботы — построить дом и ухаживать за ним. Я тут вспомнил неуместный анекдот: «Маленький мальчик и девочка в Крыму стоят в воде и друг на друга смотрят. Девочка спрашивает: «Ты откуда?» Мальчик отвечает: «Из Москвы, а ты?» — «Я из Киева». Девочка с изумлением: «Никогда не подумала бы, что между русскими и украинцами такая принципиальная разница».

А возвращаясь к домам, мораль такова: если мне для кайфа достаточно нырнуть в прорубь, то я для этого не буду строить виллу.

Просто счастливыми умеют быть дети и старики. Нам остается у них учиться

— Ваша жена работает или дома с детьми?

— Она госслужащий. С детьми — бабушки.

— Вам нравятся семьи, где много детей?

— Это провокация?

— Почему? В «Контрактах» был огромный материал на эту тему, не такая уж она закрытая.

— Мне нравятся большие семьи. Я завидую знакомым, в семьях которых много детей.

— Возвращаясь к эмоциям, которые вы так цените, какие книги приносят вам наибольшее удовольствие?

— Чем больше на квадратный сантиметр прочитанного я получаю информации, тем больше удовольствие от книги. Почему Акунин сейчас так популярен? Это хороший стиль, даже в детективах у него много познавательного, не говоря уже о такой серьезной вещи, как «Писатель и самоубийство», которую автор подписал своей настоящей фамилией — Чхартишвили. Книга трудно читается, но мне очень понравилась.

Может быть потому, что я давно думал, почему люди так интересуются чужими смертями, почему есть зрители у таких программ, как «Ситуация», почему есть читатели некрологов на последней странице «Фактов», почему творческие личности, которые своим творчеством дарят удовольствие другим, сами бывают глубоко несчастны вплоть до самоубийства, почему среди людей с одинаковым достатком одни счастливы, другие — нет?

— Видимо, счастье — это внутреннее состояние, и одни люди априори способны быть счастливыми, другие — нет...

— Это взрослые, а я вот смотрю на своих детей, ребенок плачет — он несчастен, а перестал плакать — и уже счастливый.

Взрослым всегда не хватает чего-то для полного счастья, мы не умеем быть просто счастливыми. Беспричинное счастье бывает у детей и у стариков. А нам остается разве что присматриваться к ним и учиться. Моя маленькая дочка недавно утром подошла ко мне и поздравила с праздником. Я спросил, какой же сегодня праздник, она сказала «Сегодня праздник жизни». Я поинтересовался, что же в таком случае надо делать и услышал в ответ: «Радоваться, папа, надо, радоваться». Так и стараюсь жить — радуясь.

Валентина МАЛЕЙ
Фото Светланы и Виктора СКРЯБИНЫХ

Справка

Андрей Шлыков, директор рекламного агентства «Академия рекламы», по гороскопу — Весы, живет в Киеве, женат, две дочери: двенадцати и четырех лет.

Рекламное агентство полного цикла «Академия рекламы» основано в 1994 году, некоторые из его клиентов: Seiko Epson Corp., «3M, «Merx-International», концерн «Основа», Евроиндекс, Лифтмаркет, «Альфа-Банк», Банк «Днестр», Энергосталь, X-trime, Автоинвестстрой, «Софт+», «Аква-трейд», TACIS, «Феерия», Bosсh, Сompuark, «Эпсилон», «Будсервис», ПМК «Фанни», «Инком», «Гарант-авто».

Контракты №41 / 2002
Вы здесь:
вверх