логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Покрыть к дождям - «Контракты» №41 Октябрь 2002г.


Покрыть к дождям

Пик спроса на кровельные материалы сместился на осень из-за горячей политической весны

Строители наверстывают потерянное весной

Нынешний сезон обещает поставщикам рулонной кровли 30-процентный рост продаж

Способствовать развитию рынка современных рулонных кровельных материалов, по-прежнему, могут частные инвесторы, ремонтирующие или строящие производственные и торговые помещения. В то же время есть и тревожные сигналы: недостаток спроса на рулонную кровлю со стороны бюджетных организаций, который был в прошлом году.

Еврорубероид нравится всем, кроме бюджетников

Нынешний сезон, уже близящийся к завершению, по словам поставщиков современных рулонных кровельных материалов, продолжил тенденцию роста спроса и расширения круга клиентов. По оценкам ведущих производителей, рынок еврорубероида вырос по сравнению с прошлым годом с 9—12 млн кв. м до 12—15 млн кв. м.

Рост объемов продаж заметили все опрошенные «Контрактами» производители и поставщики еврорубероида. В частности, Славутский рубероидный завод надеется произвести свыше 4 млн кв. м современных рулонных материалов, харьковское предприятие «Акваизол» — более 3 млн кв. м.

Правда, темпы роста рынка оказались медленнее ожидавшихся. Из-за оттока средств инвесторов на выборы сезон начался не в марте-апреле, как это позволяла погода, а только в середине июня. Поэтому пик активности продаж пришелся на конец августа — начало сентября, и работа на крышах, как считают операторы рынка, будет кипеть еще весь октябрь. Кроме того, они указывают на существенное снижение бюджетных заказов, связанное с завершением строительно-ремонтных работ, приуроченных к юбилею независимости.

С другой стороны, растет интерес к новым материалам со стороны акционированных государственных строительных организаций и крупных предприятий. Как ожидают операторы рынка, увеличение доли частных инвесторов среди клиентов вызовет рост интереса к более качественным материалам (в частности, высокомодифицированным), более упорные торги вокруг цены, ведь частник вкладывает свои собственные деньги. Например, один столичный супермаркет торговался с поставщиком еврорубероида за 1 цент на квадратном метре, что для крыши в несколько тысяч квадратных метров — существенная экономия.

«Положительным фактором развития рынка стало и внесение полимерно-битумных рулонных кровельных материалов в Государственные строительные нормы, — говорит директор ООО «ТехноНИКОЛЬ-Центр» Олег Ивженко. — Хотя и тут отечественные чиновники сделали не так, как у людей: если во всем мире стандарты оговаривают только определенный диапазон характеристик материала и вещество-модификатор, то в Украине в ГСН попали даже конкретные торговые марки, принадлежащие конкретному производителю».

Рост спроса на еврорубероид обусловил выход на рынок новых операторов. В частности, открылись новые предприятия в Киевском и Донецком регионах, сориентированные на местный рынок. На украинский рынок вышли российские («Петрофлекс») и итальянские (General Membrane) производители. Однако новички еще не делают погоды в масштабах Украины. В лидеры рынка вышли Славутский рубероидный завод и российская группа «ТехноНИКОЛЬ», ненамного уступают им «Акваизол» и кременчугский «Крембит».

Поставщики стали ближе к потребителю

Нынешний сезон характеризуется рядом благоприятных с точки зрения заказчика сдвигов. В частности, отечественные и российские производители начали более четко позиционировать свои материалы в зависимости от достатка покупателя. Сейчас они предлагают и низко-, и средне-, и высокомодифицированные материалы с максимальным сроком службы соответственно 15, 20 и 25 лет. Цена материалов соответственно растет приблизительно на четверть за каждые «дополнительные» пять лет службы.

Учитывая это, производители дополняют свой ассортимент. Например, у «Акваизола» появился дешевый материал «Руберит», «ТехноНИКОЛЬ» запускает в производство материалы с улучшенными свойствами. Поставщики рулонных полимерно-битумных материалов (в частности «ТехноНИКОЛЬ», General Membrane, Index) начали выводить на украинский рынок материалы экстра-класса по цене около $4—5 за кв. м, предназначенные для гидроизоляции мостов и дорог.

В то же время поставщики приближаются к заказчику, открывая предприятия или представительства в регионах, что помогает получать «авральные» заказы, составляющие немалую часть рынка. Благодаря этому усиливается конкуренция на региональных рынках, в результате чего местные производители теряют некоторые свои преимущества.

Помогло застройщикам и уже упомянутое включение новых рулонных кровельных материалов в Государственные строительные нормы. До сих пор на ответственных государственных объектах архитектор просто обязан был запроектировать четырехслойную плоскую кровлю, хотя новые материалы позволяют ограничиться двумя слоями. Таким образом, застройщик вынужден был класть практически вечную, но и практически золотую ($10 за кв. м и более) кровлю или, будучи стесненным в средствах, применять низкокачественные материалы или устаревший рубероид на картонной основе. Поэтому застройщикам открывается путь к более рациональному использованию средств.

Богдан МАЛИНОВСКИЙ

По сравнению с прошлым годом бюджетные заказы почти исчезли

Анатолий ПОТАПОВ, директор Славутского рубероидного завода:

— Сезон пока идет с нарастанием — пик продаж в этом году пришелся на сентябрь. Хозяева, которые до сих пор откладывали ремонт, наконец спохватились, поэтому работы хватит и на октябрь, и на ноябрь. Растет спрос со стороны крупных промышленных предприятий и строительных трестов. Но неприятно удивила нехватка заказов со стороны бюджетной сферы, поступавших в прошлом году. Например, по всей Украине с нами работают всего несколько жеков из Хмельницкого и соседних областей, где мы сумели убедить руководителей городов в том, что применять новые материалы выгоднее.

Профнастила ежегодно вдвое больше

Массовый спрос крупных объектов заставляет браться за промышленные кровли даже производителей металлочерепицы

Ситуация на отечественном рынке кровельных материалов, как считают строители, опять нормализировалась после нескольких лет затишья. Это означает, что у владельцев и застройщиков нежилых сооружений с площадью крыши в тысячи квадратных метров появилось достаточно средств для строительства и ремонта крыш с применением современных материалов. Поэтому они вновь стали для строителей и поставщиков более выгодными клиентами, чем богатые индивидуальные застройщики.

Мода на покатые крыши захватывает и нежилые объекты

С недавних пор рынок промышленных кровель не ограничивается рулонными материалами. Об эстетическом виде зданий заботятся и некоторые инвесторы промышленных предприятий и супермаркетов, соглашаясь и на более дорогой проект, предусматривающий покатую крышу. В этом случае чаще всего в качестве кровельного материала применяют профнастил. Кроме того, много профнастила используется для производства сендвич-панелей, а также для обшивки стен, а так называемый высокий профнастил — для перекрытий плоских и покатых крыш строений, возводимых по каркасно-панельной технологии.

Поскольку вышеупомянутая технология быстро приобретает популярность при строительстве складов, цехов, супермаркетов, соответственно быстро растет спрос на профнастил, в частности, кровельный. Как считает коммерческий директор ЗАО «Центросталь-Домсталь» Владимир Главацкий, в этом году рынок профнастила вырос более чем вдвое и намного превысил по объемам рынок металлочерепицы. В абсолютных цифрах он составлял не менее 5 млн кв. м и, как считают производители, сохранит темпы роста еще два-три года.

На рынок профнастила выходят предприятия родственных отраслей

Ввиду благоприятной конъюнктуры за выпуск профнастила берутся все больше производителей металлочерепицы (технологически эти производства очень похожи, причем профнастил производить проще), сервисных металлоцентров. Сегодня на рынке работают до 30 фирм, среди которых специалисты выделяют, в частности, Укринструмент, Житомирский завод оградительных конструкций, Киевметаллопром, «Раннила — Киев», «Финпрофиль», «Центросталь-Домсталь», «ТПК-Профиль», «Арсенал-Центр», «Металл-Профиль», «СавВАТС». Скоро в этом списке появится еще один производитель металлочерепицы — днепропетровская фирма «Профи» (ТМ «Тарти»).

Производители профнастила быстро расширяют ассортимент, заполняя более-менее свободные ниши на рынке. Самый ходовой профиль — высотой около 20 мм, применяемый для покатых кровель и обшивки стен — выпускают практически все производители, поэтому расширение ассортимента происходит за счет профилей оригинальной формы или большой высоты.

Так, «ТПК-Профиль» начал выпуск профиля высотой 45 и 60 мм, а Житомирский завод оградительных конструкций в октябре готовится первым в Украине начать выпуск профиля высотой 114 мм, используемого в качестве несущего в сооружении плоских и покатых кровель большой площади.

«Конкуренция приводит к постепенному снижению цен, в результате чего отечественные производители вытесняют импортную продукцию, — говорит начальник отдела маркетинга Житомирского завода оградительных конструкций Валентина Башинская. — Но дальнейшего снижения цен ждать не стоит, поскольку возможности для этого уже практически исчерпаны».

Специалисты отмечают высокое качество металла, импортированного из Финляндии, Германии, Польши, но импортный металл делает конечную продукцию существенно (на $1—2 за кв. м) дороже. Поэтому основная масса производителей экспериментирует с более дешевым металлом. «Перепробовав металл от различных производителей, мы остановились на казахской и словацкой стали, — говорит директор ТД «Финпрофиль» Тимофей Копко.

— Дело в том, что Украине во времена Союза навязали специализацию на массовых низкокачественных марках стали, поэтому производителям профнастила приходится импортировать сырье». Кроме словацкой и казахской, отечественные производители профнастила часто используют российскую (череповецкую и липецкую) сталь.

Бизнес на профнастиле можно начать, имея $40 тыс.

Недостаточная насыщенность рынка профнастила позволяет ежегодно выходить на него нескольким новым производителям. Проинвестировав ориентировочно $40 тыс., предприниматели могут установить отечественную линию, способную выпускать 4 м профнастила в минуту. Производители говорят, что если такая линия будет работать ежедневно по 8 часов, то окупиться может за полгода. Однако в реальных условиях так бывает нечасто. Предприятия работают под заказ, и периоды работы в две смены сменяются простоями по несколько дней. Но несмотря на это, как показала практика, иметь собственную линию проката профнастила выгоднее, чем выпускать его по давальческой схеме на чужих мощностях.

Развитие производства профнастила стимулировало производство линий по его выпуску. Сегодня в Украине их выпускают харьковское ЗАО «Металлист-БМК» и ДП «Финпрофиль» в Печенегах на Харьковщине, которое после перенесения производства профнастила в пригород Киева сосредоточилось на выпуске производственных линий.

Борис ТКАЧЕНКО

Металлочерепица царит на коттеджах уже не так уверенно

Благодаря индивидуальным застройщикам рынок битумной и керамической черепицы растет быстрее, чем рынок металлочерепицы

Новые западные веяния понемногу корректируют вкусы богатых индивидуальных застройщиков. Еще не так давно они единодушно склонялись к металлочерепице. Но в этом сезоне существенно расширилось предложение битумной черепицы, а настоящие богачи намного чаще предпочитают керамическую черепицу. Впрочем, на снижение спроса пока не жалуется и ни один продавец металлочерепицы.

В странах Балтии металлочерепицу массово меняют на более долговечную битумную черепицу

Жажда чего-то оригинального побуждает граждан, строящих коттеджи, обращать внимание на альтернативные металлочерепице, которая недавно считалось чуть ли не стандартом в коттеджном строительстве, современные кровельные материалы. Строители называют эту тенденцию одной из основных в нынешнем сезоне. «О какой-то моде на тот или иной кровельный материал в коттеджном строительстве говорить не приходится — одним нравится металлочерепица, другим — битумная черепица, самым богатым застройщикам — натуральная, — рассказывает директор строительной компании «Самсон» Сергей Гажала.

— Но чаще всего сейчас коттеджи кроют высококачественной металлочерепицей (Rannila и др.) или (в последнее время) — керамической черепицей». В нынешнем году ассортимент современных кровельных материалов, особенно битумной черепицы, ощутимо расширился. На отечественный рынок битумной черепицы вышли крупнейший на просторах бывшего СССР производитель этого материала — завод «Техноникола» (так теперь называется литовский завод Gargzdu Mida после того, как его купил крупнейший в СНГ производитель еврорубероида «ТехноНИКОЛЬ»), российская компания «Петрофлекс» и финская Pikipoika.

Освоили этот материал и отечественные производители — весной первые партии битумной черепицы выпустил Славутский рубероидный завод, а также «Крембит». Пожалуй, самым успешным стал завод «Техноникола», который перенял ряд удачных решений в дизайне и сервисе у финской компании Katepal. Отечественному производителю выходить на отечественный рынок оказалось сложнее.

«Сегодня мы продаем намного меньше битумной черепицы, чем можем выпустить, — говорит директор Славутского рубероидного завода Анатолий Потапов. — К тому же основную массу этой продукции мы сбываем сейчас в странах Балтии, где массово меняют кровли с металлочерепицы, которая была там очень популярной уже в середине 90-х, на более долговечную битумную черепицу».

Существенно увеличился в нынешнем сезоне, как говорят продавцы, и спрос на цементно-песчаную и керамическую черепицу. Слой покупателей, для которых важную роль играет престижность материала, отвернулся от металлочерепицы, которая в последние годы перешла из разряда элитных в разряд массовых материалов. Хотя самыми популярными остаются более дешевые виды упомянутой выше продукции, например, неглазированная классическая черепица, тогда как спрос на глазированную (на 15—100% дороже) еще довольно вялый.

Импортеры, которые практически полностью контролируют украинский рынок, увеличили ассортимент форм и цветов продукции. Состав игроков на украинском рынке керамической черепицы практически не изменился — дешевый сегмент ($14—16,5 за кв. м классической черепицы) представлен венгерской Jamina и чешской Tondach, средний и высший ($15,5—32 за кв. м) — немецкими Wiekor, Creaton, RuppKeramik, к которым недавно добавилась Trost.

Скоро металлочерепица подешевеет, потому что появится отечественная

Одновременно развивается и рынок металлочерепицы, которая продолжает занимать господствующее положение (по оценкам менеджера по маркетингу фирмы «Раннила—Киев» Павла Ваценко — до 70%) в группе материалов для покатых кровель. Сегменты дорогой (свыше $7—8 за кв. м простейшей металлочерепицы) и массовой ($5—7 за кв. м) продукции развивались практически независимо друг от друга, причем спрос на дорогую продукцию рос быстрее.

Так, по оценкам представителей фирмы «Арсенал-Центр», специализирующейся на недорогой продукции, за текущий год рынок вырастет на 20—30%, а по оценкам поставщиков дорогой металлочерепицы — «Центросталь-Домсталь» — рынок может вырасти на все 50%.

В «ТПК-Профиле» выражают уверенность в постоянном снижении цен на все виды металлочерепицы. Однако рынок, несомненно, терпит существенные изменения в пользу более дешевой отечественной продукции. Недавно в Каменце-Подольском заработало первое в Украине предприятие по выпуску сырья для производства металлочерепицы — цветной рулонной ленты с полимерным покрытием. Производство было запущено 15 августа на базе завода «Модуль», который до тех пор простаивал. Предприятие использует попуярную среди отечественных производителей металлочерепицы и профнастила сталь Новолипецкого комбината, принадлежащего концерну «Северсталь».

Поэтому большинство украинских предприятий уже перешли на отечественное сырье. «Благодаря этому отечественная металлочерепица может подешеветь на 15—20%, — говорит Борис Грищенко, директор фирмы «Евро-Профиль», киевского представителя завода «Модуль». — Однако это произойдет не раньше, чем производители начнут позиционировать свою металлочерепицу как украинскую и перестанут выдавать ее за изготовленную из немецкого металла». В этом случае следует ожидать значительного роста спроса на недорогую металлочерепицу, которая станет более доступной широкому кругу застройщиков.

Еще в прошлом году большинство торговцев предлагали какой-то один материал (либо битумную черепицу, либо керамическую, либо металлочерепицу, либо «еврошифер») в зависимости от того, кто из импортеров или производителей предложит более выгодные условия. В этом сезоне, по примеру крупных импортеров («Евроизол», «Ависта», «Браас Украина»), целый ряд фирм начали торговать полным набором кровельных материалов или предлагать полный набор сопутствующих материалов (подкровельные пленки, теплоизоляция, мансардные окна).

В то же время производители и прямые импортеры усилили сотрудничество с архитекторами и проектировщиками в сфере продвижения своих материалов, вследствие чего у продавцов или строителей уже меньше возможностей повлиять на выбор застройщика. Например, та же «Ависта» в начале 2003 года подведет итоги архитектурного конкурса «Золотой Карлсон». В нем могут участвовать готовые строения, где использованы кровельные материалы, которые поставляет эта компания.

Богдан МАЛИНОВСКИЙ

Контракты №41 / 2002
Вы здесь:
вверх