логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Обзор рынка: балуемся сладеньким - «Контракты» №42 Октябрь 2002г.


Обзор рынка: балуемся сладеньким

Объем внутреннего рынка кондитерских изделий с каждым годом увеличивается на четверть

Холодно — нужны «теплые» сладости

Стремительный сезонный рост спроса на кондитерские изделия начинается с наступлением холодов

Именно в это время наблюдается снижение потребительского интереса к холодным сладостям (мороженому) и снижение предложения свежих фруктов. В этом году скачок спроса на «теплые» сладости произошел чуть ли не с первым днем непривычно холодного для Украины сентября. А к началу октября производители и импортеры наблюдают уже неуклонный, даже лавинообразный рост объемов производства и сбыта.

По данным статистики домашних хозяйств Украины исследовательской компании GfK — USM, каждая украинская семья за первое полугодие прошлого года потратила на кондитерские изделия около 4,7% потребительской корзины, что составило 216,8 грн в месяц. В первом полугодии 2002 года на все кондитерские изделия в целом тратилось уже 6% потребительской корзины, в сумме выросшей до 232,5 грн. Всего же в Украине приблизительно 19,2 млн семей.

Таким образом, после расчетов получим объем «сладкого» рынка приблизительно в 2,35 млрд гривен в 2001 году. В текущем году, по тем же подсчетам, общий объем потребления кондитерских изделий вполне может составлять 3,21 млрд гривен. То есть рост почти сенсационный — 26%. Правда, в денежных показателях и без учета инфляции.

Вслед за Большой семеркой — сотни производителей

У кондитерской промышленности Украины сырьевая база, за исключением разве что какао-бобов, отличная. Несложная технология производства большинства наименований кондизделий и всегда высокий потребительский спрос приводят к тому, что количество кондитерских предприятий, в том числе и небольших, в Украине не сокращается. Соответственно конкуренция из года в год ужесточается.

Сегодня производители сравнивают ее с конкуренцией на таких рынках, как пивной или ликеро-водочный. По данным операторов, количество кондитеров в Украине превышает 600. Таких, которые могут похвастаться рыночной долей свыше 1% — 24, среди них семь самых крупных, с долей у каждого от 4 до 26%. Большая семерка, по результатам прошлого года, контролирует 72% общего объема производства и не менее трех четвертей экспорта.

К сожалению, есть сокращение (6,6%, по данным Госкомстата) суммарных объемов производства, которое наблюдалось в первом полугодии. Производители объясняют его потерей своего потребителя в Украине. Но это больше касается мелких и двух-трех средних предприятий. Крупные в начале лета сократили производство в результате «технического перерыва» для модернизации мощностей. За январь–июнь 2002 года украинские кондитеры выдали 345210 тонн сладких изделий, а за тот же период прошлого года — 369705 тонн.

Начиная с августа-сентября крупные и большинство средних украинских производителей увеличивают вал благодаря расширению ассортимента, а также наращиванию производства каждой из товарных групп. Это уже устойчивая тенденция, о которой говорят и операторы, и независимые наблюдатели.

Заметнее всего расширился ассортимент шоколада плиточного (за счет пористого и высококачественного тонкого); шоколадных конфет (благодаря развитию пролиновых начинок); шоколадных батончиков (особенно вафельной группы); рулетов, бисквитов (в том числе бисквитного печенья), глазурованного печенья и печенья с начинкой. Иначе говоря, почти все товарные группы «кондитерки» развиваются благодаря освоению производителями новых рецептур и улучшению технологического оборудования.

Украинцы покупают все более дорогие сорта шоколада, все большими плитками

По наблюдениям исследовательской компании А. C. Nielsen Ukraine, в этом году очень выросла средневзвешенная розничная цена шоколада в малых (менее 100 граммов) плитках — по состоянию на июль 2002 цена выросла на 19% и составляла 1,24 гривни (по сравнению с 1,05 гривни в июле прошлого года). За тот же период стограммовый шоколад в Украине подорожал всего на 3% (с 2,17 до 2,24 гривни за единицу), а середневзвешенная цена всего плиточного шоколада (любого веса) в целом выросла на 8%.

Аналитики компании А. C. Nielsen Ukraine объясняют такой рост тремя причинами. Во-первых, за этот период украинцы чаще стали покупать более дорогой и более качественный шоколад (например, пористый); во-вторых, вырос вес средней (по рынку) плитки — с 78 до 81 грамма (т.е. на 5%); в-третьих, не прекращается инфляция.

Что касается прыжка средних цен на малую (менее 100 граммов) плитку, то основной причиной, по мнению «Контрактов», можно назвать широкомасштабную экспансию марки «Милка» от компании «Крафт Фудз Украина». (Одна 80-граммовая плитка «Милки», которая стоит в розничной торговле почти 2 грн, заполнила весь украинский рынок.) Еще определенное влияние на рост цены в этот период могли внести днепропетровский производитель Rainford с 65-граммовыми плитками пористого шоколада и его немецкий коллега Alfred Ritter (TM Ritter Sport) с плиткой в 40 граммов. Розничная стоимость обеих названных единиц составляла 1,92—2,36 грн.

Рост мировых цен на какао-бобы для отечественных кондитеров пока не проблема

В этом году цена какао-сырья на мировом рынке неуклонно росла. Отечественные специалисты считают, что такое подорожание — спекулятивное и проводится «под шумок» очередного неурожая на основных мировых плантациях. Так или иначе, но цена какао-сырья на мировых биржах сегодня на 56% выше, чем в прошлом году. В результате многие украинские производители в течение сентября-октября подняли цену на ряд наименований кондитерских изделий на 2–5%.

Кстати, чтобы психологически «сгладить» подорожание какаосодержащих продуктов производителям пришлось поднять цену и на другие кондизделия. Впрочем, по словам производителей, подорожание сырья не застало отечественного кондитера врасплох: у предпринимателей было достаточно времени на расчеты, эксперименты и выбор оптимального варианта подорожания.

Учитывались и технологические приемы, например, в некоторых наименованиях возможна полная или частичная замена шоколадной глазури более дешевой кондитерской (без большого ущерба для вкусовых качеств продукта). Поэтому, ввиду подорожания какао-бобов ведущие операторы шоколадного рынка не ждут существенного спада объемов сбыта.

Хранят «олимпийское спокойствие» и украинские экспортеры сладостей, мол, подорожание какао-сырья — глобальное, значит, и там, за границей, их шоколад и конфеты отнюдь не дешевеют. Соответственно ценовая конкуренция на зарубежных рынках шоколадных изделий останется на том же уровне, что и в прошлом году.

Олег ПЕТРОВИЧ

Мнение специалистов

Серьезно на украинском рынке работают только Kraft и Nestle, но скоро придут другие иностранцы

Юрий КОЖАНОВ, первый заместитель гендиректора ЗАО «Укркондитер»:

— Статистика свидетельствует о спаде производства кондизделий, но темпы последних трех месяцев «вытягивают» общую картину: рост по мучным изделиям — на 113%, карамели — на 113%, конфетам — 106%, шоколаду — 107%. Снижение происходило также за счет падения производства в середине лета в связи с введением Россией спецпошлины на карамель: из-за частичной потери рынка сбыта Украина уменьшила производство на 30%. Также большинство предприятий летом вели ремонтные работы.

Однако цены на сахар в сентябре уже упали. Правда, выросли цены на какао-бобы, и ряд предприятий вынуждены повысить свои цены на шоколадную продукцию на 2–13%. Если в сентябре цены на 1 кг шоколада составляли 16–20 грн, то в октябре — 18–20 грн/кг. Учитывая это, можно прогнозировать снижение производства на 10% до конца текущего года. Сейчас рост производства происходит за счет того, что появились новые виды продукции (конфеты, вафельные трубочки), новые технологии производства (например, начала отливать сливочную карамель Кременчугская фабрика, планирует Харьковская).

Кроме того, география производства шоколада расширилась: Полтавская, Житомирская, Херсонская, Донецкая фабрики и др. Отрасль подтягивает конкуренция между производителями, которые вынуждены расширять ассортимент, обновлять производство. Появляются небольшие, но мобильные предприятия, работающие только с одним направлением, например, мучной группой. Хотя мы до сих пор не удовлетворяем медицинские нормы ВОЗ по потреблению кондизделий. В частности, годовая норма потребления мучной продукции на душу населения — 24 кг, а у нас не будет и половины.

Да, в этой группе расширяется ассортимент, но этого пока недостаточно по сравнению с европейскими рынками. Малы объемы производства, например, кексов со всевозможными добавками, фундуком, цукатом, кексов длительного хранения. Пока иностранных инвесторов в отрасли немного: серьезно здесь работают только Kraft и Nestle. «Марс» и «Кедбери» только продают продукцию, но не вкладывают капитал в производство, хотя в ближайшее время от них можно ожидать большей заинтересованности.

Шоколадные изделия «Світоча» подорожали на 4%, но цены еще раз будут пересматривать в октябре

Андрей ТАВПАШ, президент, генеральный директор «Світоча»:

— Какао-бобы — биржевый товар, на который цены устанавливают, как правило, в ходе торгов на Лондонской и Нью-Йоркской биржах.

В мире сложилась система фирм-посредников, через которые кондитерские предприятия закупают какао-продукты, и ни один серьезный производитель шоколада не может, обойдя биржу, работать непосредственно с производителем какао-бобов. Поэтому с 23 сентября львовская кондитерская фирма «Світоч», работающая сейчас в семье транснациональной компании «Nestle», на 4% подняла цены на свою шоколадную продукцию.

Самой главной причиной такого резкого прыжка цен специалисты считают низкие урожаи последних нескольких лет в Кот-д’Ивуаре — африканской субтропической стране, которая занимает первое место в мире (40%) по производству какао. Если в сентябре прошлого года наша фирма закупала какао-бобы по цене до $1000 за тонну, то сейчас приходится платить более $2200. А 25 сентября на торгах в Нью-Йорке был побит ценовой рекорд 16-летней давности: цена тонны достигла $2157.

Почти год на предприятии «держали» цену на шоколад, покрывая разницу за счет прибыли. Но даже 4-процентное повышение цены не сбалансировало ситуацию. Цены на шоколадную продукцию «Світоча» будут пересматривать в октябре, в зависимости от тенденций на мировом рынке какао.

Экспорт

По данным (тут и далее — Госкомстата), средневзвешенная цена украинских шоколадных и какаосодержащих кондитерских изделий на международных рынках за последний год снизилась на 10,2—19,2%. Пряники упали в цене с $1,54 до $1,28 за килограмм, т.е. на 21,4%. Карамели и другие нешоколадные конфеты подешевели с $0,69 до $0,63, или на 8,7%. Изделия с зерна, например палочки, хлопья и т. п., стали дешевле на 16,9%, т.е. в среднем с $1,54 до $1,28 за кг. Печенье сладкое и вафли в прошлом году продавали по $0,65, в этом году — $0,60, или на 8% дешевле.

Из позиций экспорта за первое полугодие вырос объем других шоколадных изделий (особенно какаосодержащей карамели) и в 15 раз подскочил (иначе не скажешь) экспорт украинских пряников. Такой сверхрост (а речь идет о десятках и сотнях тонн) можно объяснить не столько увеличением объемов производства, сколько появлением экспортера, который решил прозондировать внешние рынки с пряниковой продукцией.

Импорт

Среди импорта подешевели шоколадные изделия без начинки (с $2,35 до $1,79 за 1 кг, или на 23,8%); сладкое печенье и вафли (с $2,16 до $1,95 за кг, или на 9,7%) и экструдаты типа кукурузных и других палочек (с $1,30 до $0,65 за 1 кг, или на 50%). Однако заработать на объемах импортерам не удалось — объем импорта каждой из товарных групп сократился. При подешевлении на 19,3% (с $1,30 до $0,65 за 1 кг) увеличились объемы реализации только импортных пряников.

Середневзвешенная цена остальных импортных сладостей выросла: на нешоколадные изделия типа карамели прирост цены составлял 32,4%, что привело к сокращению завоза в натуральных показателях, но увеличению — в денежных. Шоколадные изделия с начинкой подорожали на 1%; другие шоколадные изделия — на 11%, но этот факт не помешал увеличить тоннаж импорта этих продуктов.

В целом, по сравнению с первым полугодием прошлого года, объемы экспорта сократились на 31,6% в тоннах и на 34,5% в денежном исчислении. Объемы импорта тех же товаров в целом выросли на 3,8% по тоннажу и на 4,4% в долларах США.

Такую динамику специалисты объясняют тем, что, во-первых, в прошлом году наибольшая страна-импортер Россия усложнила ввоз товаров с Украины; во-вторых, растет интерес отечественных производителей к внутреннему рынку; в-третьих, увеличился интерес зарубежных (в частности, российских) производителей к украинскому рынку и, в-четвертых, в Украине выросло количество платежеспособных потребителей.

Россия перестала быть карамельным Эльдорадо

Тем производителям карамели, которые хотят выжить, рынки сбыта нужно искать не в России а, например, в США

В расчете на бескрайний российский рынок, сравнительную слабость тамошней карамельной промышленности и нехватку сахара, украинские производители карамели стремительно наращивали объемы производства и экспорта. Однако недавние запретительные пошлины, примененные против украинской карамели российским правительством, заставили искать другие рынки. О своем видении проблемы в весьма эмоциональном монологе (похоже, наболело!) рассказывает «Контрактам» Вячеслав Москалевский, генеральный директор кондитерской корпорации «Рошен».

Если не удастся договориться с Россией, небольшим фабрикам будет несладко

— После распада Союза Украине осталось только два рынка — Россия и Казахстан. Большинство фабрик выбрали Российскую Федерацию, и некоторые из них (Херсонская, Хмельницкая, Черниговская, Житомирская, Черновицкая) со своей продукцией полностью «отправились за границу».

Но после антидемпингового расследования, когда первой жертвой стала патока, а потом и карамель, украинским производителям перекрыли кислород. Черниговская фабрика работает вполсилы, так же и черновицкая «Буковинка», и если в течение года не удастся договориться с Россией, несладко будет и остальным небольшим фабрикам, в частности запорожской, луцкой.

Впрочем, мы до сих пор продаем рошеновскую карамель в России, выплачивая $280 пошлины за тонну, т.е. на килограмм — 1,3 грн пошлины. Наладили поставки в Казахстан, Азербайджан, страны Балтии. В Эстонии ежемесячно продают нашей карамели на $50 тыс. У латышей сейчас проблемы с сахаром, а некогда лучшая карамельная фабрика «Узвара» давно остановилась. В итоге объем нашего экспорта почти не изменился: за 9 месяцев 2002 года продали за границу 50 121 т кондизделий, а в 2001-м — 51 239 т.

На рынке США придется воевать с Пакистаном, а также с Чили и Аргентиной

— С приобретением «Рошеном» Липецкой фабрики отношения с российским рынком улучшились, но это не исправило ситуации. Липецкая фабрика теперь производит все, кроме карамели — 70 тонн в сутки. И если бы на предприятие пришли немецкие инвесторы — это другое дело. А тут кто, украинцы?

Недавно пережили проверку на предмет того, а не купили ли мы фабрику, чтобы заворачивать украинские конфеты в российские этикетки. Да, царит мнение, что украинская продукция низкого качества, хотя лично я бываю растроган звонками московских кондитеров, которые втихаря расспрашивают наших технологов о производстве конфет с ликером.

У россиян есть большие кондитерские группы: «СладКо», Nestle, Kraft Foods, «Красный Октябрь», «Бабаево», «Ротфронт». Последний постоянно кричит о намерении купить то бабаевское производство, то «Красный Октябрь». Но единственный монстр, который работает, — Nestle. Концерн «СладКо» учится работать, а «Бабаево» и «Красный Октябрь» ведут между собой экономическую войну. Поэтому, пока титаны занимаются маневрами, мы можем работать на российском рынке.

Но те, кто хочет выжить, должны искать рынки сбыта не в России. Не хотелось бы забегать вперед, но перед «Рошен» поставлена глобальная задача — занять часть карамельного рынка США (годовой объем $500 млн), тем самым потеснив основных поставщиков карамели — Пакистан и страны Латинской Америки, прежде всего Аргентину и Чили.

Специфика удаленных рынков еще и в том, что в разных уголках Земли — различные вкусовые пристрастия. Например, в Китае есть соленая, томатная карамель, а наш барбарис китайцам по вкусу напоминает ацетон. Кроме того, на этих рынках нет ограничения на красители, и они привыкли к яркому цвету и вкусу. Поэтому мы заказали пробную партию ароматизаторов, поступающих на рынок США, и начинаем экспериментировать, чтобы достойно появиться там.

Беседовала Ольга ВОЛОДЧЕНКО

Если спрос на украинском рынке существенно снизится, мы сможем за месяц увеличить экспорт вдвое

Сергей ОРЛОВСКИЙ, начальник управления маркетинга ЗАО «Житомирські ласощі»:

— С 1 октября этого года ввиду подорожания сырья мы вынуждены повысить цену своих шоколадных изделий на 2-3%. Но если цена какао-сырья будет оставаться на том же уровне, это подорожание продукции «Житомирські ласощі» — окончательное. На сегодня объемы сбыта продукции предприятия в результате роста цены не сократились. И если спрос на украинском рынке существенно снизится (из-за нынешнего подорожания шоколадных изделий или каких-то экономических проблем государственного масштаба), мы сможем переориентировать сбыт и в течение месяца увеличить экспорт вдвое.

Контракты №42 / 2002


Вы здесь:
вверх