логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Магазины проаттестируют на... классность - «Контракты» №42 Октябрь 2002г.


Магазины проаттестируют на... классность

На первый взгляд обычная процедура проверки может обернуться для владельцев объектов розничной торговли очередными проблемами

На прошлой неделе Министерство экономики обнародовало приказ № 276 от 19 сентября 2002 года, которым утверждены методические рекомендации по аттестации объектов розничной торговли. Документ предусматривает бесплатную аттестацию областными, городскими, районными госадминистрациями в течение 2003–2004 гг. всех, кроме мелкорозничной сети, объектов стационарной розничной торговли. С этой целью при администрациях предлагается создать специальные аттестационные комиссии в составе представителей администрации, профсоюза работников торговли, санэпидемстанции, государственного пожарного надзора, архитектора, дизайнера и др.

Аттестация заключается в том, что по итогам проверки магазина комиссия в зависимости от состояния объекта и уровня обслуживания присваивает ему одну из категорий: «люкс», «высшая», «первая» или «вторая». Категорию «люкс» можно получить только с согласия областной аттестационной комиссии. Информацию о присвоенной категории предприниматель должен разместить на видном для покупателей месте (скажем, рядом с разрешением на право торговли и лицензиями).

В Минэкономики объясняют всю эту суету желанием упорядочить предпринимательскую деятельность в сфере торговли и улучшить качество торгового обслуживания населения (документ разрабатывался, в частности, в соответствии с Концепцией развития внутренней торговли Украины). Правда, пока чиновники так и не смогли растолковать, как при помощи аттестации можно этого добиться.

По мнению экспертов «Контрактов», рекомендательный статус документа не даст ему широкого применения — речь идет в частности о возможности закрытия тех магазинов, которые по результатам аттестации не будут подпадать ни под одну из категорий. А вот кто наверное выиграет от аттестации — это местные власти: у госадминистраций есть веские мотивы для создания аттестационных комиссий, поскольку они заинтересованы в дополнительном контроле над торговыми точками.

«Любой контроль — это деньги, — комментирует приказ Минэкономики координатор Института конкурентного общества Ксения Ляпина. — Во-первых, сомневаюсь, что рекомендацию о бесплатной аттестации местные власти примут к сведению. Во-вторых, даже при условии бесплатной аттестации администрация уполномочена контролировать соответствие объекта торговли присвоенному статусу. Вот тут и начнутся расходы предпринимателей».

Очевидно, у самих владельцев магазинов мотивов получить для своего заведения статус «люкс» нет — если люксовость ресторана для некоторой категории клиентов и важна, то для выбора магазина такой подход вряд ли сработает. На сегодня конкурентоспособность магазина определяют прежде всего по уровню цен и месту расположения. Качество обслуживания для покупателя не служит решающим моментом.

А желания лишний раз видеть в своем магазине пожарного или представителя санэпидстанции — у предпринимателя, разумеется, не возникает. «Государственное свидетельство об аттестации не убедит покупателя, что магазин действительно лучший, потому что он знает, что свидетельство можно купить», — говорит один из владельцев магазина.

Вместе с тем, предприниматели не против получить свидетельство о качестве обслуживания от ассоциаций торговцев. Потому что так делается во всем мире. Например, объединение владельцев определенного вида бизнеса определяет рейтинг компаний, занимающихся этим бизнесом. «В состав аттестационной комиссии Минэкономики рекомендует ввести представителей профсоюзов, работников торговли, но ничто не сказано о представителях объединений владельцев торгового бизнеса, — говорит Ксения Ляпина. — Возникает вопрос — кого они аттестовывают?

За качество обслуживания на объекте торговли отвечает прежде всего владелец магазина». Неизвестно также, зачем для оценки магазина использовать целых четыре категории. «Зачем мне получать, скажем, вторую категорию? — спрашивает владелец столичного магазина «Ольвия». — Представьте, что на моем магазине будет висеть именно такое свидетельство. Разве я по доброй воле нацеплю его на видном месте?».

Поэтому, по крайней мере добровольно, предприниматели на аттестацию не пойдут. Хотя вполне вероятно, впоследствии такую аттестацию попробуют сделать обязательной. В таком случае Ляпина советует предпринимателям указать чиновникам на действующее законодательство: «Ни в одном законе речь не идет об обязательной аттестации магазинов комиссиями при госадминистрациях, следовательно ее незаконность можно доказать в суде».

Вилен ВЕРЕМКО

Мнение предпринимателя

Владимир БАРАБАШ, председатель правления ОАО «Мономах»:

— Магазину эта аттестация не нужна. Если он плох, то не выдержит конкуренции. Кроме того, сегодня такие мероприятия не отвечают состоянию потребительского рынка. Когда доходы населения очень малы, определять рейтинг заведений торговли некстати.

По собственному желанию аттестовываться предприниматели не пойдут: добровольно аттестовываешься, а потом возникает обязательный контроль. Это очередная ловушка. Рядовому торговцу намекнут, что даром категорию не присвоят. Можно предсказать, что позже аттестация превратится в обязательную, как это было, например, с сертификацией или нанесением голограмм.

Контракты №42 / 2002


Вы здесь:
вверх