логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Засыпать яму. Долговую - «Контракты» №47 Ноябрь 2002г.


Засыпать яму. Долговую

Правильно выбранные форма договорных отношений и методы влияния на должника минимизируют риск невозвращения кредитов

Большинство видов бизнеса невыгодны или даже невозможны без отсрочки платежей. Поставка товаров от оптовиков в розничную сеть, предоставление строительных услуг, подрядные работы или арендные отношения нередко осуществляются именно на таких условиях расчетов.

Следовательно, компания постоянно рискует не получить полноценную компенсацию за переданные товары, выполненные работы или предоставленные услуги. При существенных объемах реализации и достаточно широком круге покупателей невозвращения определенной части задолженности, как правило, планируют и закладывают как элемент накладных расходов в бюджет компании.

Размеры «запланированной задолженности» рассчитывают, исходя из прежнего опыта фирмы. Начинающий может ориентироваться на среднестатистический показатель в отрасли. Скажем, американские финансисты считают вполне приемлемой безнадежную задолженность на уровне 2—10% (в зависимости от рисков бизнеса и процента рентабельности).

Но чтобы дебиторская задолженность оставалась в запланированных пределах, риском невозвращения долгов следует управлять. На сегодня есть довольно эффективные экономические инструменты, позволяющие свести к минимуму такие риски. «Контракты» выясняют их сущность.

Защита от недобросовестного «реализатора»

Обычно выбирать вид договорных отношений с контрагентом приходится компаниям, не имеющим собственной розничной сети и пользующимся услугами магазинов, рыночников и т. п. Руслан Драчев, юрист юридической фирмы «Юрконсалтинг»: «Недобросовестный партнер обычно действует так: сначала под реализацию заказывает большое количество продукции. Расчеты проходят вовремя и в полном объеме. Товарные партии постепенно увеличиваются, а когда достигают значительных объемов, контрагент «забывает» рассчитаться. Непорядочные реализаторы преимущественно не имеют в собственности ликвидного имущества для погашения долга.

Поэтому взыскание долга в судебном порядке не приводит к его реальному погашению. Аналогичный результат будет и в случае инициирования процедуры банкротства такого контрагента. Чтобы не попасть в такую переделку, с новыми или ненадежными партнерами лучше заключать соглашения, предусматривающие переход права собственности на продукцию только после ее полной оплаты. Для этого подходит такая группа договорных отношений: комиссия, консигнация, поручение, хранение, выставка и т. п».

Договор комиссии срабатывает в случае, если переданный «на реализацию» товар еще не продан, а у владельца этого товара возникает необходимость его возвратить. Ведь этот вид договора предусматривает право комитента в любой момент забрать свою продукцию или провести ее инвентаризацию. Выгоден этот вид соглашения и для оптимизации налогообложения. Например, обязательства по НДС и налогу на прибыль у поставщика (владельца товара) возникают только в момент поступления денег от покупателя на расчетный счет.

Слабое место такого вида договорных отношений — возможность реализатора вернуть непроданную часть товара. Если же владелец товара не заинтересован в таком возврате, то оптимальным вариантом будет соглашение купли-продажи. Но в этом случае налоговые обязательства будут возникать у поставщика сразу после отгрузки продукции. Кроме того, необходимо будет позаботиться об обеспечении полноты и своевременности расчетов.

Как заинтересовать партнера вернуть долг

Руслан Драчев говорит: «Действенный способ минимизации риска возникновения долга — правильное применение видов обеспечения выполнения обязательств, предусмотренных законодательством, а особенно — их сочетание. Закон дает владельцу товаров (исполнителю работ или услуг) такие инструменты: штраф и пеню за несвоевременный расчет, залог, поручительство и гарантию. Действенность этих механизмов обеспечения погашения задолженности заключается в материальной заинтересованности контрагента выплатить надлежащую сумму в установленный соглашением срок, чтобы избежать намного больших убытков».

Предусмотренные соглашением санкции за несвоевременные расчеты часто выгодны и покупателю. Поскольку продажа товаров осуществляется преимущественно на условиях предоплаты, то покупатель фактически становится кредитором будущей поставки. Евгений Негода, адвокат ООО «Экономические и юридические консультации»: «Если кредитор за невыполнение обязательств намерен начислять пеню, это обязательно нужно предусмотреть в договоре. Иначе применить эту санкцию будет невозможно. За несвоевременное выполнение денежного обязательства размер пени ограничивается двойной учетной ставкой НБУ. При этом за срыв графика товарных поставок контрагенты могут устанавливать размер пени по договоренности. Ответственность за указанные нарушения в виде 3% годовых и индекса инфляции устанавливается только в случае просрочки выполнения денежного обязательства, и указывать это в договоре не обязательно».

Чтобы минимизировать риск возникновения дебиторской задолженности, эксперты советуют сочетать ответственность за невыполнение обязательств с обеспечением погашения задолженности. Евгений Негода: «Наиболее распространенными инструментами обеспечения возвращения долга сейчас служат залог или поручительство (должник и поручитель выступают солидарными должниками и имеют перед кредитором равные обязательства). Правда, договор поруки более выгоден кредитору, чем получение залога от контрагента, поскольку обслуживание залога может привести к существенным финансовым расходам».

Отдельный вопрос — юридическое оформление предоплаты. Юристы считают, что предыдущий платеж лучше отразить в договоре как задаток. Эрнест Грамацкий, президент адвокатской фирмы «Грамацкий и партнеры»: «Закон устанавливает следующее правило: если за невыполнение договора отвечает сторона, сделавшая задаток, он остается у второй стороны. Если ответственная сторона, получившая задаток, она должна оплатить контрагенту двойную сумму задатка. Однако если в соглашении не отражена форма предыдущего платежа, он считается авансом. И тогда указанные нормы не применимы».

Тонкости расчетов с использованием векселей

Отсрочку платежа можно оформить при помощи векселя. Это, помимо прочего, дает предприятию-векселедержателю главное преимущество — возможность продать (передать) полученный вексель до наступления срока его погашения. Евгений Негода: «В соответствии с Законом «Об обороте векселей в Украине» выдавать простые и переводные векселя можно только для оформления денежного долга за фактически поставленные товары, выполненные работы, предоставленные услуги. Условия проведения расчетов с применением векселей обязательно отражаются в соответствующем договоре. В случае выдачи (передачи) векселя согласно договору прекращаются денежные обязательства в части платежа по этому договору и возникают денежные обязательства в части платежа по векселю. Чаще всего предприятия в работе с контрагентами используют простые векселя, и довольно редко — переводные векселя, что усложняет схему расчетов».

Иногда предприятия опасаются использовать вексельные схемы расчетов. Однако, как доказывает практика, добиться погашения векселя не сложнее, чем получить деньги по договору купли-продажи. Евгений Негода: «Как-то моему клиенту фирма-держатель векселя передала по индоссаменту вексель, полученный ею от векселедателя. После наступления срока платежа по векселю векселедатель не оплатил вексель. Чтобы добиться возвращение долга, был применен протест векселя против векселедателя, в дальнейшем сделана исполнительная запись.

И уже обратившись в исполнительную службу, мой клиент узнал, что векселедатель признан банкротом. Однако в Законе «О переводных векселях и простых векселях» указано: все трассанты, акцептанты, индоссанты и лица, которые обеспечивают авалем платеж по переводному векселю, являются солидарно обязанными перед держателем. Так же эту норму применяют и к простым векселям. На основании этого выдвинули иск к индоссанту, который впоследствии удовлетворил суд».

Маленькое, но довольно ответственное поручение

Однако все возможные меры снижения риска возникновения дебиторской задолженности не дают стопроцентного эффекта. То есть рано или поздно кредитор столкнется с проблемой возвращения денег. Возникает вопрос: кому поручить разрешение этой проблемы? Часть директоров останавливают выбор на финансовой службе. Аргументация простая: бухгалтер лучше знает, кто должен компании, размер долга и срок его существования. Однако финансист компании преимущественно знает клиента только «на бумаге», поэтому подход к должнику не будет дифференцированным. Хотя в одном случае стоило бы просто напомнить контрагенту о необходимости рассчитаться, а в другом — начать процедуру применения санкций.

На первом этапе эксперты советуют поручить разрешение этого вопроса коммерческому отделу. В конечном счете, этот отдел нашел клиента, работал с ним. Менеджер должен знать возможности контрагента, его значение для компании. Наконец, именно этот менеджер прямо или косвенно виноват в возникновении задолженности. Но привлекать к работе стоит все отделы компании: финансовая служба должна своевременно предупредить менеджера о возникновении задолженности, юридический отдел — информировать, какие права имеет компания-кредитор и какие обязанности по соглашению взял на себя контрагент. А коммерческий отдел должен заниматься только возвращением той задолженности, которая не является безнадежной, в противном случае (банкротство, «исчезновение» должника и т. д.) нужно привлекать «тяжелую артиллерию» — посторонних юристов или фирму, специализирующуюся на возвращении долгов.

Юридические фирмы, как правило, берут аванс или устанавливают почасовую оплату. А всю сумму вознаграждения придется оплатить только в случае выигрыша судебного процесса. Однако услуги юристов будут иметь должный эффект только в том случае, если у контрагента есть ликвидное имущество, которое можно реализовать в счет погашения задолженности. Иначе лучше обратиться в специализированные агентства. Они, как правило, не берут предоплаты, а устанавливают определенный процент от суммы возвращенного долга. Комиссионные таких агентств достаточно высоки (до 50%). Однако их нужно будет оплатить с «живых» денег (или имущества), а само возвращение происходит намного быстрее, чем судебные процедуры.

Оксана ПАШКЕВИЧ

Оценка эффективности методов влияния на должника

Методы воздействия Коэффициент полезного действия в % Добросовестный дебитор Недобросовестный дебитор Устные напоминания
(в зависимости от интенсивности) 10—20 0,1—2 Письменные напоминания
(в зависимости от интенсивности) 15—30 0,1—2 Возбуждение иска (сам факт) 20—40 5—15 Выполнение решения суда 30—50 10—20 Штраф, пеня, неустойка
(в зависимости от размеров) 40—60 2—10 Залог
(в зависимости от ликвидности) 80—90 70—80 Вероятность имиджевых потерь 30—40 0,1—5 Остановка поставок 10—30 5—20 Вмешательство официальных и контролирующих органов
(в зависимости от учреждения) 50—70 20—40

По данным исследований Фонда поддержки предпринимательства

Контракты №47 / 2002


Вы здесь:
вверх