логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
«Смешные» цены на новую сельхозтехнику - «Контракты» №49 Декабрь 2002г.


«Смешные» цены на новую сельхозтехнику

С ноября, когда у крестьян появились «урожайные» деньги, условия продажи сложной сельхозтехники со скидкой 30% либерализованы Харьковские тракторы ждут хозяина Обзор рынка сельхозтехники, опубликованный в № 44 «Контрактов» вызвал многочисленные отклики аграриев, лейтмотивом которых была непосильность цен на технику для хозяйств. В свою очередь производители, в частности Харьковский тракторный завод, сетуя на малый спрос, призывают потенциальных покупателей воспользоваться государственными программами, позволяющими приобретать технику со скидкой 30% и в лизинг.

Понятно, что от утверждения госпрограммы до ее хотя бы частичной реализации весьма далеко. Однако немало аграриев (хоть это и капля в море отложенного спроса) на упомянутых условиях технику уже купили. В следующем году, несмотря на то, что бюджет-2003 еще не утвержден, отечественная техника может стать более доступной. 20 ноября Министерство агрополитики обратилось в Верховную Раду с предложением увеличить бюджетную позицию для 30% компенсации до 100 млн грн по сравнению с 20 млн грн в текущем году.

Скидка на конкурсной основе

Распорядителем компенсационных 20 млн выступает Министерство агрополитики, которое 27 февраля т. г. совместно с Минфином издало приказ № 61/139, устанавливающий перечень «льготной» сельхозтехники и порядок предоставления 30% компенсации ее покупателям или продавцам. В перечне всю весну и лето фигурировали лишь два типа техники отечественного производства: самоходные зерноуборочные комбайны и трактора. Распорядителями средств на местах выступают областные управления МинАП, между которыми министерство поровну разделило средства «компенсационного фонда».

Что касается порядка предоставления, то он предусматривал либо продажу со 100% предоплатой с возвращением покупателю 30% суммы соглашения, либо продажу с 70% предоплатой с доплатой продавцу упомянутых 30%. Отгрузка покупки происходила или сразу после предоплаченного расчета, или при наличии в платежной ведомости отметки облуправления МинАП, гарантирующей возврат льготной суммы. И поскольку бюджетных денег меньше, чем нужно для удовлетворения спроса, право на покупку со скидкой претенденты получают на конкурсной основе. Конкурс проводит областное управление МинАП с обязательным условием для участника: отсутствие долгов перед госбюджетом.

Но это еще не все. В специальном фонде госбюджета Украины на 2002 г. заложена сумма вдесятеро больше — 255 млн грн на ту же 30% компенсацию покупки сложной сельхозтехники отечественного производства. Одна беда — эта позиция формируется из поступлений от погашения госкредитов или госгарантий покупки импортной сельхозтехники. Таким образом, наличие средств под вопросом, да и деньгами распоряжается Министерство финансов.

На «льготные» трактора ХТЗ получил только немногим больше 30 заявок

В последнем квартале 2002 года схему предоставления компенсаций немного изменили по двум причинам: у крестьян появились деньги от нового урожая, а Минфин задерживает предоставление средств на компенсацию покупки (продажи) сельхозтехники. В частности, отечественное Министерство аграрной политики предложило Харьковскому тракторному и Херсонскому комбайновому заводам отпускать продукцию по цене, составляющей 70% номинала, не ожидая доплаты. По словам руководителей заводов, такая схема хотя и повышает риск, но для предприятий приемлема. Более того, ХТЗ предложил семи крупным коммерческим банкам Украины обеспечить покупки в кредит, под залог покупаемого товара.

Однако сегодня только два из них — харьковское отделение Укрсоцбанка и сеть Приватбанка реализуют такую программу. (Проминвестбанк такую программу разработал и в ближайшее время ее должны утвердить). Покупатель платит производителю от трети до половины 70% отпускной цены трактора (т.е. до 35% полной цены). Вторую часть суммы обеспечивает банк, а покупатель становится его дебитором с обязательством погасить кредит в течение 12 месяцев. Кредитная ставка колеблется от 24 до 30% в зависимости от платежеспособности покупателя. В случае непогашения кредита товар (трактор) конфискуется в пользу банка. Реализовать конфискат банка обязывается официальный дистрибьютер завода-производителя.

Хотя цена новенького ХТЗ-120 с учетом льгот не превышает 95 тыс. грн, покупатели из-за безденежья в очередь не становятся. По состоянию на 11 ноября на ХТЗ поступило всего около 30 заявок, из которых только три вне Харьковской области. Желающих покупать сельхозтехнику в кредит под залог покупки за время действия льготной программы не нашлось вообще, отмечают представители Укрсоцбанка. Значит, с одной стороны ХТЗ продолжает популяризовать среди украинских сельхозпроизводителей акцию «Продажа с 30% скидкой» (или «Новенький трактор — дешевле, чем БЫЛ»); с другой — банк разрабатывает программу кредита на покупку тракторов ХТЗ сроком 24 месяца. Размер кредитной ставки пока не объявлен.

У крестьян популярнее лизинг

Параллельно с программой 30-процентной компенсации в Украине худо-бедно работает лизинговая, созданная по предложению Минагрополитики еще в 1998 году. По условиям лизинга сельхозпроизводитель получает технику, оплатив 15% ее стоимости. Потом в течение 5,5 года получатель лизинговой техники должен вернуть 100% стоимости со среднегодовой ставкой 1,9%. Операции закупки сельхозтехники у производителей и предоставление ее в лизинг сельхозпредприятиям выполняет специализированная государственная компания «Украгролизинг».

Источником поступлений средств на отдельный счет «Украгролизинга» в Госказначействе служит возврат денег за предоставленную в прошлый период технику и возврат средств за импортную технику, приобретенную под государственные гарантии. Кстати, за период 1996–1998 годов под государственные гарантии в Украину из-за границы поступило техники на сумму $2,7 млрд.

Возвращение средств за лизинговую технику в идеале должно проводиться ежемесячно; реально — несколько раз в год. Для хозяйства возможен и расчет натурой — своеобразный бартер на собственную сельхозпродукцию. Покупателем зерновых или масличных культур выступает сам «Украгролизинг». Рассчитаться другими продуктами, например, сырьевым молоком, немного сложнее. Хозяйство сдает сельхозсырье своему обычному партнеру (переработчику), который потом переводит часть платы за нее на счет «Украгролизинга». С начала текущего года и до 1 октября «Украгролизинг» предоставил сельхозпредприятиям отечественной техники на 43,5 млн грн. А именно: 186 тракторов, 20 зерноуборочных и 14 свекло- и кормоуборочных комбайнов.

И «скидочная», и лизинговая программы удачно дополняют друг друга, но их организаторы борются за бюджетные средства

Пока проект бюджета-2003, вокруг которого продолжаются политические битвы, предусматривает в спецфонде 32 млн гривен на ту же программу 30-процентной компенсации. С другой стороны, по данным из 18 облуправлений МинАП, на следующий год поступили заявки на льготную покупку сложной сельхозтехники от нескольких сот хозяйств на общую сумму 345,78 млн гривен. На днях Министерство агрополитики выдвинуло предложение бюджетному комитету Верховной Рады: предусмотреть 100 млн грн для предоставления 30-процентной компенсации сельхозпроизводителям, покупающим сложную сельхозтехнику отечественного производства.

В качестве аргумента МинАП приводит расчет: осуществляя продажу за 70% стоимости сельхозтехники, производитель платит в бюджет налоги как с продажи за 100% стоимости. То есть реально 30-процентная бюджетная дотация почти полностью возвращается при покупке. Кроме того, сегодня Минагрополитики борется за половину из 100 миллионов, на которые уже положил глаз Лизинговый комитет. Правда, специалисты МинАП в неофициальных разговорах утверждают, что Лизинговый комитет якобы уже имеет в распоряжении около 70 млн грн поступлений за предоставление техники в течение последних 4 лет.

Поэтому Минагрополитики должен доказать, что его программа эффективна, а значит, должна финансово развиваться. С другой стороны, говорят, что Лизинговому комитету доказывать вообще ничего не нужно, поскольку у него в Верховной Раде достаточно сильное лобби.

Что касается упомянутого противостояния остается только прибавить, что Минагрополитики отнюдь не предлагает свернуть лизинговую программу, поскольку она удачно дополняет программу предоставления скидок.

А производители сельхозтехники считают, что обе программы должны работать параллельно. Однако правительство с парламентом должны четко определить источники поступлений, которые будут формировать средства «лизингового» и «компенсационного» фондов госбюджета.

Олег ПЕТРОВИЧ

Справка

По данным Министерства аграрной политики Украины, отечественное сельское хозяйство нуждается сегодня в 112 тыс. зерноуборочных комбайнах. У украинских крестьян есть около 53 тысяч комбайнов, а дефицит тракторной техники в Украине — около 100 тыс. В этом году украинские машиностроители выпустили около 2 тыс. тракторов и несколько сотен комбайнов.

Вы здесь:
вверх