логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Нужно ехать - «Контракты» №49 Декабрь 2002г.


Нужно ехать

Куда этой зимой «навострили лыжи» наши туристы и чего от нее ждут туроператоры

Жизнь на рынке туристических услуг можно разделить на две эпохи: до американского теракта и после. Хотя рынок после всевозможных потрясений выздоравливает довольно быстро, чтобы окончательно реабилитироваться, нужно время, а катастрофа такого масштаба может на несколько, а то и на десятки лет изменить потоки туристов и денег, а также рейтинги самых популярных курортов.

Приближается второй зимний сезон эпохи после теракта, и, разумеется, цены на некоторые «обваленные» направления уже не будут такими смешными, как в прошлом году, но еще не достигли отметки, которая была до теракта. Этим можно воспользоваться, как, собственно, и заинтересованностью Европы в туристах из постсоветских стран. Об основных тенденциях, а также о том, на что надеются игроки этого рынка в сезоне зима-2002—2003, читайте в нашем обзоре.

Who is who на рынке

В 2001 году на украинском рынке работали 2652 турфирмы (по данным Государственной туристической администрации). Из них только 30% производят собственный продукт, остальные занимаются открытием виз и продажей продукта упомянутых тридцати процентов. Только 28,2% туроператоров работают в области въездного туризма (принятие и обслуживание иностранных туристов), а на выездной туризм (организация туристических поездок за пределы Украины) приходится 50,5%. Остальное — на экскурсионную деятельность и внутренний туризм.

Выездной туризм намного привлекательнее для наших операторов, чем въездной, что, кстати, не характерно для стран с развитой туристической отраслью. Например, в Европе подавляющее большинство операторов рынка зарабатывает деньги для себя и государства на принятии туристов. Именно для этого направления туристической деятельности там предусмотрены разнообразные льготы. Скажем, в Японии, Египте или Турции, прежде чем работать на выезд, турфирма должна по меньшей мере несколько лет заниматься въездным туризмом.

Для того, чтобы наши туроператоры занялись приемом иностранных граждан, одних пейзажей мало, нужна соответствующая инфраструктура. Поэтому большинство наших туроператоров, как мы уже отмечали, хотя и покупают лицензию на все виды туруслуг (зачем же отказываться от дополнительных возможностей?), но занимаются преимущественно отправкой украинцев за границу. Это требует меньших усилий и вложений — для начала можно просто перекупать турпакеты у коллег-соотечественников или даже у российских турфирм, у которых цены намного ниже.

Можно просто открывать визы, и после того, как попадется кто-то, кто из поездки не вернется, оставшись на ПМЖ, просто закрыть контору и открыться под другим названием. Хотя последнее слишком рискованно, и больших денег на этом не заработаешь, а заниматься традиционными Египтом, Турцией или Кипром, которых не продает только ленивый — тоже занятие не слишком перспективное. Будущее за теми, кто будет разрабатывать новые направления и ориентироваться на более-менее массового «середнячка».

Свободные ниши

Нередко можно услышать, в том числе от мэтров турбизнеса, что потребности нашего рынка могли бы удовлетворять 100 турфирм, а у нас их почти три тысячи. Однако дискуссии вокруг этого вопроса представляются неконструктивными, так как рынок — организм саморегулирующийся, и если на нем работает столько турфирм, значит, всем им есть место под солнцем. Поэтому здесь целесообразно говорить о свободных нишах и перспективных направлениях.

Сегодня в Украине лицензируют четыре виды деятельности: туризм иностранный, зарубежный, внутренний и экскурсионную деятельность. Все, что нужно для открытия турфирмы, — купить единую лицензию на предоставление всех видов туристических услуг, стоимость которой составляет 340 грн, найти офис, технику и подобрать команду — 10—15 человек достаточно. И можно работать.

При условии, что в ближайшее время не будет утвержден законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О туризме», обсуждение которого продолжается. Новый документ поделит всех на операторов (разрабатывающих и продвигающих собственный продукт) и агентов (продающих продукт, разработанный операторами) и введет обязательный гарантийный фонд — для агентов 13 тыс. гривен, для операторов — 130 тыс. гривен. Но это тема для отдельного разговора, к тому же пока это только проект закона.

Итак, какие ниши на туристическом рынке могут быть перспективными и интересными для начинающего и тех, кто уже на нем работает, но хочет расширить свое поле деятельности?

Специалисты утверждают, что уже прошли те времена, когда эта разновидность услуг приносила мгновенные прибыли. Сегодня, чтобы стартовать на рынке туруслуг, нужно не менее $10 000 и минимум два года на раскрутку. Раскрутиться быстрее можно разве что, если вы предложите что-то абсолютно новое и супер-эксклюзивное, или если вам удастся демпинговать, дешевле продавая туры и разрабатывая какие-то новые услуги на уже раскрученных направлениях.

Можно начинать с перепродажи и минимума рекламы, зарабатывая на комиссионных, но тогда соответственно и результаты будут скромнее и вряд ли вы обзаведетесь мощной клиентурой. Много значит и репутация фирмы, так как больше всего туристы доверяют информации «из первых уст», а не из рекламных буклетов или от менеджеров турфирм.

Перспективны и автобусные туры в Западную и Восточную Европу. Это направление у нас вообще не развито и возможностей здесь очень много. Но это очень кропотливая работа. Скажем, если в обычном туре вы бронируете гостиницу на неделю или две, то тут туристы будут ночевать каждый раз в другой стране. К тому же надо пересекать много границ, задействовать много экскурсионных программ, гидов. Зато можно быстрее раскрутиться и легче конкурировать — наших туроператоров, специализирующихся на автобусных турах, можно перечесть по пальцам.

Еще одна свободная ниша — продажа «горячих» туров. У туроператорского бизнеса, особенно в нашей стране, огромный недостаток — невозможность просчитать заранее гарантированный сбыт туров. За сгоревшие путевки страховки не получишь, потому что у нас нет такого вида страхования. Вот и приходится в последнюю минуту обзванивать своих клиентов в поисках желающих купить тур дешево. А есть ведь и люди, которые умышленно тянут до последнего, чтобы отдохнуть «со скидкой». Поэтому туроператору выгодно заплатить определенный процент или фиксированную сумму посреднику, который реализует «горячие» туры, имеет банк таких путевок.

Для старта в этой нише достаточно $3000—3500. Конечно, начиная такой бизнес, надо иметь отношения только с надежными операторами, поскольку в случае каких-либо сюрпризов пострадает фирма, продавшая путевку. Покупатели ведут расчеты непосредственно с фирмой-продавцом «горячих» путевок, а та, в свою очередь, оставляя себе комиссионные, перечисляет средства владельцам туров. Конечно, в таком бизнесе есть свои сложности: величина заработка здесь зависит от смекалки и оперативности работников — счет идет на часы.

Хорошие перспективы развития и у так называемого зеленого туризма, первые ростки которого можно наблюдать в Карпатах. Там понемногу появляются нормального уровня мини-гостиницы с умеренными ценами (чего не скажешь про Крым), куда могли бы ездить иностранные гости. Но на любую раскрутку с учетом перестройки инфраструктуры нужно минимум $100 тыс. — для Карпат и $300 тыс. — для Крыма. Зато это замкнутая инфраструктура и, избрав для своего бизнеса нишу въездного туризма, вы сделаете инвестицию не на один сезон.

Вы здесь:
вверх