логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
НДС решили не добить, а вылечить - «Контракты» №24 Июнь 2003г.


НДС решили не добить, а вылечить

В этот четверг Верховная Рада намерена рассмотреть и принять изменения к закону об НДС. Однако за несколько дней до голосования никто не берется предсказать, каким будет окончательный вариант законопроекта. Все будет зависеть от настойчивости и "мышечной массы" различных лоббистских групп.

Любовь к маленьким

Решение ускорить внесение поправок к закону об НДС было принято на прошлой неделе рабочей группой парламентско-правительственной комиссии. Кабмин настойчиво просил депутатов поторопиться с тем, чтобы бюджет-2004 уже мог верстаться на полностью обновленной налоговой базе. Профильный комитет ВР пошел на уступки. Депутаты отказались от идеи принять в этом году полностью обновленный закон об НДС, как это планировалось ранее. Ведь за время, оставшееся до окончания сессии, парламент физически не сумел бы рассмотреть все внесенные к законопроекту замечания.

Так что 19 июня парламенту будет предложено принять так называемый "малый" закон об НДС (пакет поправок в действующий закон), который вступит в силу с начала следующего года. А работа над новым законом, определяющим стандартные (согласно шестой директиве Еврокомиссии) процедуры функционирования налога на добавленную стоимость, будет продолжена после парламентских каникул. Именно полностью переписанный закон впоследствии и должен войти в Налоговый кодекс отдельным разделом.

Сейчас ВР предстоит принять решение по трем основным новациям: установление новой ставки налога; отмена большинства имеющихся льгот по НДС; ликвидация некоторых имеющихся возможностей для налогового планирования по этому обязательному платежу.

Ставки сделаны

Воплотить в проекте самые смелые желания — единоразовое снижение ставки налога до 15%, власти не решились. В 2004 году из-за уже узаконенных налоговых новаций бюджет и без того потеряет 4—5 млрд грн (со следующего года, в частности, вступят в силу нормы закона о налогообложении прибыли предприятий, которые устанавливают новые ставки амортизационных отчислений для основных фондов 2 и 3 групп, понижают до 25% ставку налога на прибыль и т. д. Кроме того, начнет действовать и 13%-я ставка подоходного налога). Поэтому было решено на переходный период установить ставку НДС на уровне 17%.

Война за льготы

По мнению разработчиков НДСных новаций, нормальному функционированию этого налога мешает искусственно суженная база налогообложения. Поэтому в законе, за который будет предложено проголосовать депутатам, оставлено минимальное количество преференций. Во-первых, урезан перечень так называемых специальных (отраслевых) льгот. Во-вторых, изменена структура льготирования предприятий, работающих в СЭЗ и ТПР. В частности, льготы по НДС предложено оставить только при ввозе оборудования. В-третьих, установлена новая система предоставления преференций в сельском хозяйстве, которая стимулирует не посредников, а сельхозпроизводителей.

Правило следующее: при продаже сельскохозяйственной продукции НДС начисляться будет. Но начисленные суммы остаются у продавца, а не перечисляются в бюджет. Для переходного периода при проведении таких операций будет начисляться НДС по 10-процентной ставке, в последующем ставка снизится до 6%. Такой механизм целевой поддержки сельхозпроизводителей уже успешно действует, к примеру, в Португалии, Голландии, Турции и Франции.

Впрочем, для этого еще потребуется утверждение соответствующей нормы парламентом. А вот с этим как раз могут возникнуть серьезные проблемы. Скажем, новая система льготирования НДС в сельском хозяйстве лишит перерабатывающие предприятия около 1,2 млрд грн. Поэтому лоббисты "пищевиков", безусловно, будут до последнего бороться против предложенной в законопроекте системы. Аналогичное противодействие отдельных депутатских групп следует ожидать и при рассмотрении нового порядка льготирования для предприятий, работающих в СЭЗах и ТПРах.

Поэтому сейчас никто не может предсказать, каким будет окончательный вариант внесенных в закон об НДС изменений. Тайной за семью печатями остается и план "отцов" предлагаемых изменений к закону, касающийся перекрывания возможностей налогового планирования по НДС. Во всяком случае зампред Комитета ВР по финансам и банковской деятельности Сергей Терехин отказался назвать, какие нормы будут изменены в связи с этим, дабы не озвучивать на всю страну возможные сейчас варианты минимизации уплаты НДС.

Перспективный план

Также со следующего года может начать действовать новая процедура возмещения НДС. К этому вопросу депутаты планируют вернуться осенью. Власти собираются установить максимально простой и прозрачный механизм возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость. Для того чтобы погасить имеющийся налоговый кредит, плательщику необходимо будет подать соответствующую справку госказначейству, декларацию по НДС в налоговый орган и все. Никаких согласований с фискалами от предприятия требоваться не будет.

Конечно, налоговики смогут наложить временное вето на возмещение, но только при наличии веских на то причин, таких, скажем, как возбуждение против первых лиц компании уголовного дела по факту нарушения налогового законодательства. Впрочем, такая причина может сделаться весьма распространенной. Дело в том, что правительство, согласившись с вариантом автоматического возмещения, предлагает внести в Уголовный кодекс статью, предусматривающую до 12 лет лишения свободы за махинации с возвратом из бюджета сумм НДС. Так что налоговые инспекции и дальше смогут "стопорить" возмещение, но уже под более опасным для компаний предлогом.

При этом парламентарии и Кабмин предлагают совершенно разные пути погашения имеющейся задолженности по возмещению НДС (сейчас долг бюджета предприятиям составляет 2,9 млрд грн). Правительство намерено конвертировать имеющуюся задолженность в специальные государственные ценные бумаги. Как сообщил первый вице-премьер, министр финансов Украины Николай Азаров на встрече с заместителем министра финансов США Нэнси Ли в прошлую среду, Кабмин уже начал подготовку соответствующего законопроекта. Однако, по мнению Сергея Терехина, этот шаг может обернуться 20-процентным увеличением инфляции в следующем году. "Честнее всего в расходной части бюджета-2004 предусмотреть полное погашение задолженности казны перед предприятиями. Причем с автоматическим начислением пени за просроченные выплаты", — продолжает далее нардеп. Какую позицию по этому вопросу займет парламент, станет ясно осенью.

Елена ДОБРОНРАВОВА, рисунок Игоря ЛУКЬЯНЧЕНКО

Контракты №24 / 2003


Вы здесь:
вверх