логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Не деньгами, а товаром... - «Контракты» №24 Июнь 2003г.


Не деньгами, а товаром...

Некоторые аспекты оценки неденежных вкладов в уставный фонд хозяйственного общества в Украине

Несколько учредителей (физические и юридические лица) хотят зарегистрировать предприятие в форме общества с ограниченной ответственностью. Могут ли физические лица — наравне с юридическими — внести в уставный фонд общества вместо денег недвижимость, производственное оборудование и другое "неденежное" имущество? При этом обязательна ли оценка стоимости имущества независимыми экспертами?

И юридические, и физические лица, которые хотят создать на территории Украины предприятие, могут внести в его уставный фонд материальные ценности или имущественные права (дальше — имущество). Но здесь есть несколько "скользких" моментов.

Для внесения имущества в уставный фонд соответствующие государственные органы (в т. ч. и налоговая инспекция) требуют предоставить подтверждение рыночной стоимости такого имущества. При этом законодательством, к сожалению, этот вопрос до конца не урегулирован.

Аспект первый

Статья 13 п.1 Закона Украины "О хозяйственных обществах" определяет, что "взносами участников и учредителей общества могут быть здания, сооружения, оборудование и иные материальные ценности, ценные бумаги, права пользования землей, водой, другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другие имущественные права (в том числе на интеллектуальную собственность), денежные средства, в том числе и в иностранной валюте".

В этой же статье в п.2 указано следующее: "Порядок оценки взносов определяется в учредительных документах общества, если иное не предусмотрено законодательством Украины". Это говорит о том, что учредители при подписании учредительного договора самостоятельно (по своему усмотрению) определяют процедуру оценки имущества, вносимого в уставный фонд предприятия. Так, учредители могут договориться о стоимости имущества, не прибегая к услугам оценщика, и закрепить согласованную сумму в учредительном договоре. Если между учредителями нет высокого уровня доверия (или по другим причинам) учредители могут обратиться к профессиональному оценщику для проведения независимой оценки имущества.

Аспект второй

Итак, по закону, при внесении имущества в уставный фонд предприятия нет обязательного проведения его оценки (в том числе и независимым экспертом), кроме... "случаев, предусмотренных законодательством".

"Случаи, предусмотренные законом" — формулировка, которую многие пытаются использовать в своих целях. Рассмотрим эти случаи.

Случай первый

Они определены в Законе Украины "Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине" от 12 июля 2001г. В частности, в ст.7 "Случаи проведения оценки имущества" установлено, что проведение оценки имущества является обязательным в случаях:

— создания предприятий (хозяйственных обществ) на основе государственного имущества или имущества, находящегося в коммунальной собственности;

— определения стоимости вкладов участников и учредителей хозяйственного общества, если в упомянутое общество вносится имущество хозяйственных обществ с государственной долей (долей коммунального имущества), а также в случае выхода (исключения) участника или учредителя из состава такого общества;

— а также другие случаи, не имеющие непосредственного отношения к формированию уставного фонда.

Вывод: оценка имущественных вкладов необходима, если уставный фонд предприятия полностью или частично формируется из имущества, которое является государственной или коммунальной собственностью. Этот процесс регулируется рядом подзаконных актов, в т. ч. Постановлением Кабинета Министров Украины № 1406 "Об утверждении методики оценки государственных корпоративных прав" от 02.08.1999 г.

Случай второй

Необходимо также отметить, что той же ст.7 п.1 Закона "Об оценке имущества..." предусмотрены и другие случаи проведения оценки. А именно:

— когда это предусмотрено законодательством Украины или международными договорами;

— на основании договора (надо полагать, в том числе и учредительного);

— по требованию одной из сторон договора;

— по согласию сторон.

Вывод: если между учредителями общества нет договора или иным образом выраженного согласия о проведении оценки вкладов или соответствующего требования одного из них, и если ни в уставном фонде создаваемого общества, ни в уставном фонде участников (учредителей) нет доли государственной или коммунальной собственности, то проведение оценки имущественных вкладов не обязательно.

Опыт Российской Федерации

В Федеральном законе РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью", а именно в п.2 ст.15 указано, что "денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых участниками общества и принимаемыми в общество третьими лицами, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно.

Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком".

При этом реальная (рыночная) стоимость вносимого имущества не может быть менее суммы, на которую участник (учредитель) приобретает долю в уставном капитале или акции, при условии, что он оплачивает ее только этим имуществом.

Также этим законом предусмотрена четкая ответственность (в отличие от украинского законодательства) независимого оценщика при завышении им стоимости неденежных вкладов (ст.15 п.2): "В случае внесения в уставный капитал общества неденежных вкладов участники общества и независимый оценщик в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества солидарно несут при недостаточности имущества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов".

Опыт Беларуси

Закон Республики Беларусь "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" от 18 января 1994 г. устанавливает, что стоимость вносимого имущества определяется совместным решением участников общества. Пока что все, как у нас. Но дальше п.8 ст.14 Закона определяет, что "достоверность оценки неденежных вкладов в уставный фонд акционерных обществ по требованию органов, регистрирующих общество и ценные бумаги, может быть подвергнута экспертизе в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Беларусь".

Однако ни в самом Законе, ни в Порядке проведения экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд не определены основания проведения такой экспертизы. То есть регистрирующим органам предоставляется полная свобода в этом вопросе, чреватая в условиях белорусского общества безнаказанностью государственных органов. Положение усугубляется тем, что экспертиза имущества, кроме государственного, является платной.

Итоги

Подход российских законодателей выглядит более взвешенным и "цивилизованным", чем украинский вариант, особенно, когда речь идет об оценке имущественных прав на интеллектуальную собственность, ответственности в рамках доли, выпуске акций. А вот подход белорусов еще жестче: оценка "уставного имущества" полностью находится во власти государственных чиновников: "как измерим, так и будет".

Так что "наш" подход к обсуждаемой проблеме на данный момент является наиболее либеральным. Украинским учредителям (если только эти учредители не имеют части государственного имущества в своем уставном фонде) при внесении ими неденежных средств в уставный фонд хозяйственного общества совсем не обязательно, как это иногда требуют государственные органы, прибегать к услугам оценщиков и нести дополнительные затраты в связи с оплатой их услуг.

Информация подготовлена юридической компанией "ЛЕКС"
Рисунок Игоря ЛУКЬЯНЧЕНКО

Случай из жизни

К нам на фирму пришел клиент, который изъявил желание зарегистрировать предприятие в форме общества с ограниченной ответственностью. Взносом в уставный фонд этого предприятия должно было стать определенное недвижимое имущество, а также денежные средства учредителей.

После подготовки всех необходимых документов (устава, учредительного договора и т. п.), а также после необходимого для регистрации взноса в уставный фонд предприятия денежных средств в размере 30% от его суммы, все документы были переданы в отдел предпринимательства районной государственной администрации.

Однако сразу после того, как документы были проверены компетентным работником райгосадминистрации, нам было предложено произвести экспертную оценку имущества, которое предполагалось внести в уставный фонд предприятия. Без подобного заключения экспертов, в регистрации ООО было отказано.

Все наши заявления относительно того, что данные требования незаконны, ни к чему не привели.

Единственным выходом из этой ситуации была подача иска в суд о нарушении определенных Конституцией Украины прав на свободу предпринимательской деятельности, устранения препятствования в предпринимательской деятельности и т. п.

История эта закончилась, к счастью, для нас и для нашего клиента хорошо. Как только мы пришли в отдел предпринимательства повторно и принесли с собой все те же документы, а также в довесок иск, с которым мы планировали в случае отказа обратиться в суд, позиция госслужащего кардинально изменилась. Теперь не требовалось обращаться к экспертам с просьбой сделать заключение относительно оценки имущества. Документы на регистрацию приняли!

Так что, если Вы уверены в своей правоте и законности своих действий и если у Вас имеется достаточно времени, чтобы отстоять свои права в суде, — вперед!

Контракты №24 / 2003


Вы здесь:
вверх