логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
"Зелёная прибыль" возможна и в Украине - «Контракты» №24 Июнь 2003г.


"Зелёная прибыль" возможна и в Украине

Горы мусора растут на глазах. Вместе с ними то воскресает, то гибнет идея создания госкомпании "Укртарапереработка". Отечественный бизнес не без основания уверен: деньги-то на благое экологическое дело государство, конечно, возьмет, но куда потом денет?

Между тем в странах ЕС требования к экологичности упаковки возрастают, поэтому линии, производящие "не ту" упаковку, перекочевывают в Украину. Этот процесс не только усугубляет отечественные экопроблемы, но и закрывает украинским товарам путь на европейские рынки. Карман же украинского потребителя экологичной упаковки пока не выдерживает.

"Зеленая точка" внедрялась непросто, но теперь это 98% немецких товаров

Экологическая маркировка Der Gruene Punkt, или "зеленая точка", имеющая вид кружочка с зеленой и белой стрелочками, — это символ, введенный в Германии в 1991 году в связи с программой утилизации упаковки. Более 70 компаний договорились с коммунальными предприятиями по утилизации отходов, что маркируемая "зеленой точкой" продукция будет перерабатываться без применения технологий, причиняющих вред окружающей среде.

По инициативе Министерства охраны окружающей среды в 1991 году была создана акционерная компания "Дуальная система Германии". Ее символом и стала "зеленая точка", являющаяся одновременно и знаком утилизации. Она гарантирует, что после использования упаковка станет исходным сырьем для выпуска новой продукции. В результате за последние 13 лет ежегодное количество упаковочных материалов на душу населения снизилось с 94,7 килограмма до 82,3. Более 30 млн т их было утилизировано и вернулось в хозяйственный оборот.

Механизм немецкой системы, получившей широкое признание в ЕС, простой: за утилизацию упаковки нужно платить в зависимости от веса. Если не хочешь или не можешь сам заниматься переработкой своих отходов, делегируй данную операцию предприятиям "Дуальной системы", подтвердив свое решение определенной суммой. Средства, вырученные за оплату лицензий, дающих право поставить на своей упаковке "зеленую точку", идут на дальнейшее развитие "Дуальной системы". Хотя это организация частная, ее цель не получение прибыли. Деньги тратятся на зарплату и на развитие.

В последние 10—15 лет, благодаря усилиям экологов, экологическая безопасность того или иного товара и "экологический" имидж его производителя, по крайней мере в развитых странах, стали оказывать влияние на выбор покупателя. Возникла необходимость (в первую очередь, у самих производителей) информировать потребителя об "экологической стоимости" предлагаемых товаров и услуг. Появилась идея оценивать товар по какому-либо одному определенному критерию или по их стандартному набору, а отображать такую оценку простыми, легкоузнаваемыми обозначениями. Так появилась экологическая маркировка товаров, а вместе с ней и понятие экоэффективность, или, говоря простым языком, "дополнительные" деньги для производителя за обеспечение экологичности товара.

Экологическая маркировка товаров, продукции используется для информирования потребителей о степени экологичности товаров, помогает им выбрать экологичную продукцию и, кроме того, является стимулом для производителей, создавая возможность использования экологических характеристик производственных процессов, продукции и услуг в качестве одного из факторов конкурентной борьбы. Например, в странах ЕС практически невозможно продать товар без экологической маркировки.

"Зеленая точка" для Украины

Системы экологической маркировки в Украине пока практически нет. Причин несколько — незаинтересованность производителя, а порой отсутствие информации у производителя о возможности экомаркировки своего товара, либо отсутствие информации о прибыльности этого дела, или же отсутствие давления со стороны потребителя, думающего при выборе товара главным образом о его стоимости. Но почему бы не заработать на том, на чем весь мир зарабатывает?

Не будем забывать, что Германии понадобилось почти 3 года для того, чтобы местный потребитель научился сортировать отходы, понимать значение экомаркировки и осознавать пользу для окружающей среды.

Тут на помощь "Дуальной системе" Германии пришла реклама — везде и постоянно потребителя убеждали, что он делает "хорошее дело", сортируя свои отходы. На рекламу ежегодно тратились миллиарды немецких марок и сначала удельный вес продаваемых товаров с экологической маркировкой по более высокой цене был на уровне 5—10%, тогда как сейчас — 98% всех продаваемых товаров.

Вопрос о приобретении лицензии на использование "зеленой точки" украинскими предпринимателями все еще остается открытым. В Украине нет официального представительства компании DSD (Duales System Deutschland AG), и продажа лицензий на использование "точки" другим странам и их компаниям осуществляется по рейтингам, которые еженедельно и ежемесячно составляют крупные рейтинговые агентства и по заключениям институций стандартизации Германии и стран-членов ЕС либо ВТО. Таким образом, чтобы получить место в рейтинге, нужно присутствовать на рынке, но на него не выйти без этого самого рейтинга.

И тем не менее производители из положения выходят. Сегодня в Европе "зеленую точку" используют уже 15 стран. Все прибалтийские страны сейчас усердно начали внедрять такой подход.

Технология введения маркировки: европейский и российский опыт

Вводить маркировку может сам производитель, по крайней мере, когда речь идет об одном-двух простых критериях. Оценку и маркировку продукции по более сложным критериям или по ряду их обычно проводят занимающиеся этим организации, как правило, коммерческие (хотя нередко — при участии госструктур). Они продают товаропроизводителям свои услуги — проведение экспертной оценки и предоставление права маркировки продукции клиента своим символом — и могут действовать как на национальном, так и на международном уровне.

Для разработки стандартных критериев оценки экологической безопасности самых разнообразных товаров и производств предпринимаются усилия на межправительственном уровне, в частности, по развитию системы международной сертификации ISO-14000. Такие стандарты могут послужить основой и для изменений в национальных законодательствах, и для добровольной экологической маркировки. Кроме добровольной, существует и обязательная маркировка, которая вводится законодательно и контролируется государственными органами.

Однако по опыту, например, Гринпис России по внедрению знака "Свободно от хлора", при прочих равных условиях люди охотно отдают предпочтение экологически безопасным товарам, надо лишь довести до их сведения эту информацию. После полугодовой рекламной кампании в СМИ товары, несущие знак "Свободно от хлора", стали пользоваться популярностью, а фирма-производитель полиэтиленовых пакетов, получившая такой знак, увеличила объем продаж на 45%. Появились фирмы, ставящие на свою продукцию собственную маркировку, информирующую о том, что товар не содержит хлора.

Если на Западе экологическая маркировка товаров, как правило, необходима, чтобы товар был продан, то здесь она лишь дает некоторые дополнительные преимущества в конкурентной борьбе. Пока процесс распространения экологической маркировки в России и Украине не идет самостоятельно, для его продвижения необходимы большие усилия общественных организаций. Но ведь и на Западе все начиналось именно с этого.

Путь на мировые рынки — экомаркировка товаров

Итак, украинский товар не может быть допущен на европейский рынок, если его упаковка противоречит существующим требованиям Европейской директивы "Об упаковке и упаковочных отходах" № 94/62 ЕС, которая вступила в силу 31 декабря 1994 года. Документ устанавливает целевые показатели утилизации упаковочных отходов в странах ЕС. Их размеры на конец 2001 года составляли: минимум 50—65% общей массы упаковки даного товара должно быть отсортировано и утилизировано, 25—40% — вторично переработано.

И, вероятнее всего, выходить на подобные рубежи украинским товаропроизводителям (будь то фасовщики или упаковщики) придется уже в скором будущем — в случае вступления Украины в ВТО — исключительно за счет собственных внутренних резервов. А что схема встраивания упаковочной отрасли в европейский и мировой рынок будет именно такой, предугадать нетрудно: другим отраслям и сферам нашей отечественной экономики будут предъявлены не менее жесткие требования и ограничения, реализация которых будет требовать немалых средств.

Кстати, многие предприятия, выпускающие пластмассовую упаковку или изделия, оснащены изначально установками для переработки отходов, получающихся в процессе производства. Есть и самостоятельные производства по вторичной переработке — пока в основном отходов промышленного характера. И, возможно, затрат на переработку конкретного вида упаковки потребуется не так много, как, допустим, на создание мусороперерабатывающего завода для утилизации широчайшей гаммы твердых бытовых отходов.

Виталина КРАВЧУК

Статистика

В развивающихся странах из-за некачественной упаковки теряется до 30% продуктов, тогда как в развитых только 2—3%.

Упаковочная отрасль находится в числе десяти ведущих отраслей мировой экономики. И по оценке Всемирной упаковочной организации, к 2010 году объем этого рынка составит $760 млрд. Украине, по экспертным оценкам, принадлежит примерно $2,5 млрд. И эта цифра увеличивается очень динамично. Изготовление упаковки само по себе прибыльно, а переработка упаковки — огромная рыночная ниша.

Уже сейчас в среднем по Украине приходится по 50 кг упаковки в год на человека (по крупным городам эта цифра выше). Западная Европа остановилась на рубеже 100 кг и начала снижать эту цифру. Например, сокращаются вес, объем упаковки — количество фасованных товаров увеличивается, но объемы упаковочных материалов снижаются.

Если в начале прошлого века практически 100% напитков и масел разливались в стекло, то век нынешний — век многослойных комбинированных материалов. Этой упаковке принадлежит почти 20% мирового рынка вина, практически весь рынок растительных масел, произошли изменения и на пивном рынке: около 41% пива в мире разливается в алюминиевые банки, 39% — в стеклянные бутылки, 19% — в кеги для баров и 1% — в ПЭТ-бутылки. Тенденции отечественного рынка упаковки для жидких продуктов несколько отличаются от мировых. В Украине постоянно увеличивается доля производства пива в ПЭТ (приблизительно 30% рынка). Возможно, это временное явление, характерное для стран Восточной Европы.

По статистическим оценкам, Украина в настоящее время производит около 1,6 млрд стеклянных бутылок и банок и 150—170 млн импортирует, то есть 90% тары на нашем рынке отечественной, рост производства ожидается порядка 5—6% в год.

Контракты №24 / 2003


Вы здесь:
вверх