логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Плюсы и пинусы украинского лизинга - «Контракты» №24 Июнь 2003г.


Плюсы и пинусы украинского лизинга

Если на Западе с пеленок привыкли жить в долг и покупать в лизинг 90% промышленного оборудования, то в Украине за пятилетку, с тех пор как принят Закон "О лизинге", этим инструментом воспользовалось, согласно неофициальной статистике, не более 3% предпринимателей. Специалисты утверждают, что это вызвано новизной механизма аренды и отдельными неурегулированными вопросами в бухгалтерской сфере.

Однако в ближайшие годы эксперты прогнозируют перелом на рынке лизингового сервиса и рост спроса на оборудование, транспортные средства и сооружения, за которые можно рассчитываться поэтапно на протяжении нескольких лет.

Этот оптимизм основан в частности на большом парке физически и морально устаревшего оборудования, которым до сих пор укомплектованы предприятия Украины, и положительными тенденциями развития отечественной экономики.

Лизинг синтезирует в себе элементы кредита, аренды и инвестиций. И все три стороны — производитель лизингового оборудования, банк и арендатор, которые участвуют в этих операциях, получают свою выгоду.

Оборудование "под ключ" — без залога имущества

Главная причина, которая чаще всего побуждает предпринимателя воспользоваться лизинговой схемой, заключается в отсутствии у него нужной суммы денег для покупки оборудования и нехватке необходимого залогового имущества, чтобы получить банковский кредит. Лизинговые компании, которых в Украине несколько десятков (15 основных входят в ассоциацию "Укрлизинг"), могут стопроцентно профинансировать заказанное оборудование или транспортные средства, рассрочить возвращение этого долга на несколько лет и в качестве залога такой пролонгированной инвестиции использовать сам предмет лизинга. По словам специалистов, эта схема особенно выгодна мелким заемщикам, которые не в состоянии взять банковскую ссуду, требующую залогового имущества на сумму в полтора-два раза больше, чем величина самого кредита, или воспользоваться возобновляемым кредитом, который получают более мощные компании.

Однако, в случае покупки в лизинг оборудования или автомобиля предприниматель-арендатор должен внести аванс — треть стоимости заказа — и быть готовым к удорожанию покупки на 12—14% годовых от первичной цены. Правда, в эти комиссионные лизинговой компании входит также пакет всех формально-бюрократических процедур, включая регистрацию (если речь идет о транспортном средстве) и сдачей заказа "под ключ". Страхование новой техники стоит дополнительно — от 0,5 до 2% годовых

По наблюдениям экспертов, сейчас в Украине прогрессирует тенденция оперативной замены лизингового оборудования. Ради усиления собственной конкурентоспособности предприятия обновляют основные фонды намного быстрее, чем заканчивается срок их амортизации. В таких случаях бывшее в употреблении оборудование используют как первый лизинговый взнос. Заботы лизинговой компании — продать его, найти современную замену и быстро (от 3 до 30 дней) поставить эксклюзивный заказ клиенту.

— Приобретение активов при помощи лизинга отвечает "золотому правилу финансирования", в соответствии с которым проплаты равномерно распределяются на весь срок действия лизингового соглашения, — сказал "Контрактам" коммерческий директор "Первой западноукраинской лизинговой компании" Александр Лебедев. — Если же в покупке актива используют традиционный ссудный капитал, то этот кредит нужно погашать быстрее, чем длится срок эксплуатации актива. Лизинг также повышает гибкость арендатора в принятии решений. Среди лизинговых контрактов с различными условиями арендатор может выбрать тот, который точнее отвечает его нуждам и возможностям. В случае низкой прибыльности предмета лизинга арендатор может воспользоваться механизмом возвратного лизинга, разрешающего льготное налогообложение прибыли. А возможность получения высокой или низкой (по выбору арендатора) ликвидационной стоимости предмета лизинга в конце контракта служит во многих случаях определяющей для принятия решения в пользу лизинга.

Лизинг увеличит продажу КрАЗов на 10%

В последнее время производители оборудования и транспортных средств стали активно применять лизинговые схемы. В частности, холдинговая компания "АвтоКрАЗ" из Кременчуга заключила соглашение с "Первой западноукраинской лизинговой компанией" о совместной продаже грузовиков на украинском рынке. Она предусматривает все 150 модификаций и комплектаций КрАЗов будут продавать на срок от одного до трех лет под 12—14% годовых. Эксперты компании считают, что это позволит увеличить годовую продажу грузовиков на отечественном рынке по меньшей мере на 10%, т.е. на четыре сотни единиц.

В прошлом году предприятие реализовало полторы тысячи автомобилей и 400 машинокомплектов. В 2003 году реализацию в Украине и экспорт планируют увеличить до 2,5 тысяч машин. Как считают специалисты, лизинговая операция привлекает производителя двумя главными аргументами. Во-первых, арендная операция для продавца представляется менее рисковой, чем, скажем, прямая продажа в рассрочку, поскольку посредник-лизингодатель берет на себя весь риск возвращения стоимости имущества через лизинговые платежи. А во-вторых, продавец предмета лизинга получает дополнительные возможности для сбыта своей продукции.

Например, этой весной НАК "Украгролизинг" начала изымать у лизингодержателей сельскохозяйственную технику, которую использовали неэффективно и чью стоимость они не смогли возместить, начиная с 1998 года. Шесть десятков государственных МТС, которые пять лет назад получили машин почти на 500 млн грн, смогли компенсировать по лизинговым схемам лишь незначительный процент их стоимости. Главная причина — технику почти не эксплуатировали ввиду низкой платежеспособности крестьян.

Теперь сельскохозяйственные производители могут купить "беушные" де-юре, но хорошо сохранившиеся де-факто трактора, комбайны и другие агрегаты за полцены в повторный лизинг. Как сказал "Контрактам" руководитель Львовского филиала НАК "Украгролизинг" Евгений Цип, это удобный случай купить хорошую технику. Отдельные трактора отработали всего по 60 мото-часов, тогда как их годовая нормативная выработка — 2 тысячи мото-часов.

Остаточная стоимость такой пятилетней амортизации техники составляет половину начальной. Но окончательную цену, которая может быть немного выше, принимая во внимание хорошее состояние машин, определит экспертная комиссия. На Львовщине запланировано изъять 60% сельхозтехники, припаркованной на трех МТС. Это — 70—80 единиц. В случае повторного, как и первичного, лизинга сельхозпроизводители дополнительно к основной стоимости механизмов оплатят на протяжении пяти лет не более чем по 10% стоимости техники в год.

Ложка недостатков в бочке преимуществ

Арендатор должен быть готов, что в случае финансового лизинга, когда платится вся стоимость амортизации арендуемого имущества, арендные платежи не прекращаются до конца контракта, даже если научно-технический прогресс делает лизинговое имущество устаревшим, отметил Александр Лебедев. Но этого недостатка нет в случае оперативного лизинга, при котором соглашение заключается на срок меньше, чем период амортизации имущества (преимущественно — на 2—5 лет). Кроме того, арендатор не выиграет на повышении остаточной стоимости оборудования. И последнее. В случае международных мультивалютных лизинговых операций нет полной гарантии от валютных рисков (проблема переносится с одного участника на другого).

Ольга ШВАГУЛЯК-ШОСТАК, рисунок Игоря ЛУКЬЯНЧЕНКО

Сравнительный анализ лизинга и простого кредитования

Оборудование для производства "Чупа-чупс" стоимостью 100000 гривен

КРЕДИТ

Ставка по кредиту 21% годовых

Что относится на себестоимость продукции во время погашения кредита:

Возврат НДС - нет.

Погашение тела кредита происходит из оборотных средств, т.е. после уплаты налога на прибыль.

ЛИЗИНГ

Возврат НДС - в полном объеме.

На все лизинговые платежи арендатор получает налоговую накладную и акт выполненных работ на полную сумму проплаченных средств.

Мнения экспертов

Александр СМОГОРИНСКИЙ, директор "Первой западноукраинской лизинговой компании":

— Наша компания, как правило, финансирует проекты стоимостью не менее 54 тысяч гривен. Такие заказы составляют 90% общего количества. 67% наших клиентов стремятся приобрести в лизинг промышленное оборудование, 33% — автомобили. Два года назад, когда компания только начала работать, пропорция была в пользу транспортных средств — маршрутных такси, автобусов, автомобилей представительского класса. Наибольшую инвестицию (свыше 2 млн гривен) мы вложили в полиграфическое оборудование — машину ORIENT SUPER для Издательского дома "Молодая Галичина". Один из последних заказов, который компания выполнила в марте-апреле этого года, — оборудование для реконструкции Львовской макаронной фабрики стоимостью 1 млн 600 тысяч грн. А общая сумма лизинговых услуг за 2002 год составляла 15 млн грн. В этом году прогнозируем ее рост.

Сергей КОВАЛЬ, заместитель управляющего филиала "Львовское региональное управление банка "Финансы и Кредит":

— Финансирование лизинговых проектов, которым мы занимаемся с июня 2001 года, открывает дополнительные возможности для размещения кредитных ресурсов. Фактически лизинговая компания ищет для банка новых клиентов. Ведь главное наше требование — это открытие в нашем банке счета лизингополучателя. Как известно, банк не только зарабатывает на кредитовании, но и получает комиссионные на оборотах клиентов. Сегодня мощные банки, как правило, сотрудничают с определенными лизинговыми компаниями. Но многим финучреждениям это не удается из-за отсутствия оперативности в рассмотрении документов лизингополучателя. Вопрос, который затягивается на месяц-полтора, может потерять интерес для клиента.

Богдан МАСЮК, юрисконсульт ООО "Мальви-Маркет":

— Сначала мы брали в лизинг деревообрабатывающие станки для раскроя пиломатериалов и кромкования. Потом — легковой автомобиль представительского класса "Мицубиси Галант".

В апреле этого года взяли линию по изготовлению стеклопакетов для металлопластиковых окон. Лизинг удобен тем, что, во-первых, позволяет сэкономить на вложении оборотных средств. А во-вторых, арендуемое оборудование сразу же дает отдачу — оно начинает зарабатывать деньги. Оперативность поставки зависит от типа оборудования. Если оно есть в Украине, то мы получаем наш заказ в лучшем случае за две недели.

Бюрократическая процедура в лизинге не более обременительна, чем при получении кредита в банке. Это фактически тот же пакет документов, подтверждающий платежеспособность лизингополучателя. И когда работаешь с лизинговым учреждением, то оно способствует продвижению этих документов.

Оперативный лизинг намного выгоднее предприятию, чем финансовый, с точки зрения налогообложения, потому что все выплаты относятся на расходы, как за арендованное имущество. Но оперативный лизинг не предусматривает получения права собственности на оборудование или автомобиль, когда заканчивается срок соглашения. В этих случаях лизинговая компания должна найти покупателя. Хотя лизингополучатель может приобрести остаточное имущество через другое юрлицо.

Преимущества в учете арендуемого имущества

Контракты №24 / 2003


Вы здесь:
вверх