логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Госпредприятия и дальше не будут отвечать по долгам - «Контракты» №25 Июнь 2003г.


Госпредприятия и дальше не будут отвечать по долгам

На пошлой неделе Конституционный Суд сообщил о принятом 10 июня решении признать конституционным Закон "О введении моратория на принудительную реализацию имущества", вступивший в силу 5 января 2002 года. Так что запрет на отчуждение имущества предприятий с государственной долей собственности без их согласия будет действовать по меньшей мере до следующего года.

Нардепы, по представлению которых рассматривалось соответствующее дело, не смогли убедить судей КС в обратном. Хотя аргументы выдвигались достаточно веские. В частности, - установление законом более комфортных, в сравнении с другими компаниями, условий ведения хозяйственной деятельности для предприятий и хозобществ, свыше четверти уставных фондов которых принадлежит государству. Ведь освободив предприятия с госдолей в "уставниках" от исполнения имущественных обязательств, закон перекрыл их кредиторам возможность удовлетворить свои требования.

Однако в ходе слушания дела был приведен ряд примеров, когда государственные предприятия искусственно были доведены до банкротства, а затем проданы за бесценок, хотя могли быть приватизированны. "Фактически начали происходить внеприватизационные процессы из-за несовершенства механизма принудительной реализации имущества", - прокомментировал ход слушаний судья-докладчик по этому делу Иван Тимченко. Это и повлияло на окончательное решение КС.

"Судебные решения о принудительной реализации имущества государственных предприятий остаются в силе, однако их выполнение отсрочено до принятия законодательных актов, которыми будет усовершенствован механизм такой реализации", - сообщил далее Иван Тимченко.

Когда это случится, не знает никто. Минэкономики еще в декабре прошлого года внесло на рассмотрение ВР законопроект, призванный урегулировать процесс внеприватизационного отчуждения имущества по процедурам банкротства, налогового залога, исполнительного производства и сделать его более контролируемым, прогнозируемым и прозрачным. Для этого предложено внести изменения в законы "О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом", "Об исполнительном производстве", "О залоге" и "Порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами". Но проект до сих пор не дошел до сессионного зала. Теперь рассмотреть его ВР сможет, в лучшем случае, осенью.

Впрочем, это не означает, что "теневая приватизация" полностью остановлена. Скорее всего, она просто отсрочена. По данным Минэкономики, на фоне ежегодного сокращения количества судебных дел о банкротстве (- 22% в 2002 году в сравнении с 2001 годом), растет доля дел, связанных с банкротством государственных предприятий (с 293 дел в 2001 году до 431 дел в 2002 году). При этом большая часть таких предприятий имеет стратегический смысл для экономики и безопасности государства (100 предприятий), или входит в число монополий (203 предприятия). Очевидно, когда мораторий будет снят, эти предприятия все же сменят собственника, причем, не обязательно с выгодой для государства.

Кроме того, действие моратория в некоторых случаях оборачивается и против самих госпредприятий. "Данный запрет значительно уменьшает возможности кредитования государственных предприятий и субъектов хозяйственной деятельности, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет 25% и более", - пояснила Валентина Пляшечник, главный юрисконсульт банка "Надра". Согласно данным АУБ, по состоянию на 1 декабря 2001 года только госпредприятиям банки предоставили кредиты почти на 3 млрд грн. Утратив законную возможность обратить взыскание на имущество предприятий в залоге, даже по решению Хозяйственного суда, и реализовать свое право в процедуре банкротства предприятия-должника, банки просто перестали кредитовать госпредприятия.

Денис ПТИЦЫН

Контракты №25 / 2003


Вы здесь:
вверх