логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
"Турецкий марш" автопрома - «Контракты» №25 Июнь 2003г.


"Турецкий марш" автопрома

Одним из самых успешных примеров сотрудничества ведущих мировых автоконцернов и "незападноевропейской" национальной промышленности является автозавод Ford Otosan в Кочаэли (Турция). Предприятие, в котором Ford и турецкий концерн Koc Holding имеют по 50% акций, выпускает подавляющее большинство легких коммерческих автомобилей Ford, поступающих на европейские и азиатские рынки. С особенностями этого производства познакомился корреспондент "Контрактов" во время визита на завод Ford Otosan в Турции.

Самая большая инвестиция в турецкое производство

Завод в Кочаэли - четвертое предприятие в составе Ford Otosan, его история насчитывает менее 5 лет. В 1998 году состоялась церемония закладки, а уже в 2001 году завод был введен в действие (первым с конвейера сошел коммерческий Ford Transit). В этом же году завод прошел международную сертификацию в системе ISO 9001/ISO 14001. В 2002 г. началось производство нового Transit Connect и грузо-пассажирской модификации Tourneo Connect.

Совместный проект является самой большой инвестицией в производственный сектор Турции - $950 млн. Проект предусматривает 4 стадии развития предприятия. На первой стадии, в 2001 г., объемы производства составляли 40 тыс. автомобилей в год, в следующем 2002 году (вторая стадия) пуск новых линий увеличил объемы до 140 тыс. В 2003 году началась третья стадия, на которой запланировано изготовить 150 тыс. автомобилей, из них 100 тыс. - новый Transit Connect. Четвертая стадия предусматривает новое наращивание объемов - до 200 тыс. автомобилей в год.

Подавляющее большинство продукции предназначено на экспорт, однако и для местного рынка положительный эффект от производства немалый. Так, в 2002 году Ford занимал 13,7% автомобильного рынка Турции, что на 1,8% больше, чем в 2001 г. Такой прирост на первый взгляд кажется небольшим, однако благодаря ему Ford стал самым распространенным автомобильным брендом в стране. В основном эта популярность обусловлена успешным воплощением совместного проекта с Ford. Так, рыночная доля Ford в течение 1996-1998 гг. держалась в пределах 9,6%, а в 1999 г., после закладки завода в Кочаэли, произошел резкий скачок до 11,3%. Сработал эффект взаимного усиления: локальное производство стимулирует рост объемов продаж в стране, что, в свою очередь, содействует наращиванию производства.

Турецкие преимущества

Можно перечислить несколько факторов, способствовавших тому, что именно Турцию выбрали главной "строительной площадкой" коммерческих автомобилей Ford для рынков Европы и Азии. Прежде всего, это опыт предыдущего сотрудничества концернов Koc и Ford в отрасли автопрома. Первые системные инвестиции Ford в турецкое автопроизводство начались еще в 50-х годах прошлого века. Во-вторых, завод имеет выгодное географическое расположение - на границе Европы и Азии, в нескольких километрах от Мраморного моря, что упрощает доставку комплектующих и отгрузку готовой продукции. В то же время большинство локальных поставщиков комплектующих расположено в радиусе 100 км от завода - на доставку тратится не более 2 часов. Еще одно преимущество Турции - сравнительно дешевая и в то же время достаточно квалифицированная рабочая сила.

На успешность проекта повлиял и удачный выбор моделей для производства. Коммерческий V184 Transit - один из лучших автомобилей в своем классе, завоевал в 2001 г. титул "Фургон года" от Ассоциации коммерческих автомобилей. А Transit Connect не только повторил в прошлом году успех предшественника, но и установил абсолютный рекорд рейтинга - 126 баллов из 140.

Прогулка по заводу

Производственный комплекс Ford в Кочаэли занимает общую площадь более 1,6 млн кв. м, из которых 212 тыс. кв. м - собственно производственные помещения. На заводе осуществляется полный цикл производства - штамповка, изготовление кузовов, сборка и покраска. В прессовочном цехе - 5 линий производства немецкой компании Shuler. Производственный процесс поражает масштабами - 2000-тонные прессы высотой с трехэтажный дом работают с интервалом 20 мин., время автоматической смены штампа составляет 3,5-8 мин.

В цехе по производству кузовов - три конвейера, "выдающих" ежечасно 15 кузовов модели Transit и 24 Transit Connect. Здесь "царство" сварочных роботов. Очень интересно наблюдать за стремительными и точными движениями автоматов, которые не только подводят сварочные насадки к нужным местам на кузове, но и при неоходимости их заменяют. Процесс контролирует компьютеризованная система, на мониторах возле сварочных линий можно увидеть основные параметры выполняющихся работ.

В сборочном цехе - две линии, с которых ежечасно сходят 12 полностью готовых Transit и 24 Transit Connect. Здесь все организовано так, чтобы уменьшить время непроизводственных простоев - в частности до склада запчастей всего лишь 100 метров. Кронштейны, держащие кузова, автоматически поднимают или опускают их на нужную высоту, чтобы обеспечить более удобный доступ для монтажа агрегатов. Однако скорость достигается не за счет качества - был свидетелем того, как контейнер остановился, чтобы начальник участка смог провести очередной инструктаж с работниками. Кстати, их минимальная зарплата составляет около $3 в час, эта сумма растет в зависимости от квалификации, рабочей смены и т. п. Примечательно, что подавляющее большинство работников завода - молодежь, к тому же не только рабочие на конвейере, но и инженеры. Большинство специалистов, "ведущих" тот или иной участок производства, выглядят не намного старше 30 лет. Среди них немало выпускников созданной при участии Ford автомобильной технической школы при университете в Кочаэли.

Все автомобили проходят тестирование, а каждый десятый попадает под особенно пристальное внимание отдела контроля - в нем проверяют стойкость к вибрации, уровень шума, водонепроницаемость и др. И наконец "новорожденные" автомобили своим ходом выезжают из цехов, чтобы выстроиться на площадке перед заводом, откуда их отправят потребителям, в том числе в Украину. Так, в конце мая в Киеве был официально представлен Transit Connect - новый флагман малых коммерческих автомобилей Ford, выпускаемый именно на заводе в Кочаэли.

"Контракты" благодарят компанию "Виннер Форд" за организацию визита на завод Ford Otosan

Сергей ЛУКЬЯНЧУК, Киев-Кочаэли

Контракты №25 / 2003


Вы здесь:
вверх