логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Дорогой евро заставляет украинские предприятия искать <долларовых> партнеров Вилен ВЕРЕМКО - «Контракты» №25 Июнь 2003г.

Укрепление позиций евровалюты неблагоприятно отражается на доходах некоторых отечественных предприятий. Европа - основной контрагент по поставке материалов и сырья для многих украинских предприятий, не оставляет им возможности расчетов более дешевым долларом. Отечественные компании пока, в основном, берут расходы на себя, ожидая улучшения ситуации уже осенью этого года. Однако ищут и пути минимизации таких потерь.


Большинство опрошенных 'Контрактами' представителей отечественного бизнеса признались: из-за роста курса евро их компании несут убытки. 'У нас потери, поскольку мы работаем с европейскими компаниями, которые поставляют нам вспомогательные и упаковочные материалы, - объяснил директор по экономике и внешнеэкономическим отношениям СП 'Галка' Ярослав Волынец. - Цена на них выросла в соответствии с ростом курса евро. Суммы потерь побольше или поменьше у разных компаний'. Финансовый директор ЗАО 'Чумак' Владимир Леонтьев: 'Раньше, скажем, запасные части к прессам мы покупали за доллары. Курс евро был тогда $0,95/1EUR. Сегодня курс поднялся до $1,18-1,20/1EUR и мы рассчитываемся в евро, поскольку работаем с европейскими компаниями. Это означает для нас подорожание запчастей более чем на 20%. И если партия такого товара стоит $50 тыс., то теперь мы платим за нее на $10 тыс. больше, чем в прошлом году'.

При высоких кредитных процентах в Украине ситуация обостряется в случае отсутствия у компании оборотных средств для расчетов с поставщиком. Генеральный директор ЗАО 'Украинский сувенир' (продажа автозапчастей) Николай Степаненко: 'Мы взяли кредит в евро по курсу 5,8 грн/1EUR, чтобы приобрести товар. Сейчас, чтобы отдать кредит, нужно покупать евро по курсу 6,3 грн/1EUR. Однако продаем товар по курсу доллара, который ощутимо упал по сравнению с курсом евро'.

Украинские предприниматели ищут пути минимизации потерь от такой 'евроинтеграции'. Как правило, дополнительные расходы, возникающие из-за повышения цен на сырье, покрываются за счет конечного потребителя продукта - изменение курса валюты в том или ином виде закладывается в стоимость продукции. Однако такое может себе позволить не каждая компания. Владимир Леонтьев: 'Затраты берем на себя. Это неблагоприятно отражается на наших финансовых результатах, но увеличивать цену не можем, поскольку покупательная способность украинцев сегодня низка'. Повышая цены, можно получить проблему затаривания товарных складов. Николай Степаненко: 'Если повысить цены на товар, он станет неконкурентоспособным'.

По мнению экспертов, западные компании, чтобы работать эффективно на украинском рынке, должны частично брать на себя риски и убытки украинцев от колебаний курса евровалюты. Мирон Найда, начальник отдела экономики и финансов корпорации 'УкрАвто': 'Мы немного пользуемся своей эксклюзивностью и пытаемся распределить валютные риски между собой и поставщиком: у нас есть долларовые контракты и договоры в евро'.

Иногда европейцы соглашаются на отсрочку в оплате товара украинскими партнерами. 'Свободные средства мы можем положить на депозит, который частично компенсирует потери от роста курса евро', - объяснил Мирон Найда. Но далеко не все западные компании готовы разделить потери своих контрагентов от подорожания евровалюты. Поэтому немало украинских предприятий сегодня ищут партнеров прежде всего не в Европе, а в странах 'долларовой зоны'. Ярослав Волынец: 'Начинаем искать поставщиков, работающих с долларами. Нужно выходить либо на восточный рынок (Китай, Тайвань), либо дальше - на Америку'. Николай Степаненко: 'Мы сейчас повернулись лицом к Турции. Ищем долларовые контракты. Но пока это не так просто'.

В последнее время в связи с ростом курса евро к доллару в географической структуре импорта идет переориентация на страны долларовой зоны - США, Индия, Бразилия, Таиланд. Например, так поступают металлотрейдеры (см. стр. 30). Импортированный товар, купленный на доллары, сегодня получается дешевле аналогичного товара, купленного на евро. Поэтому на него намного легче найти покупателя.

Еще одно очевидное последствие евроэкспансии для Украины - подорожание новых машин европейского производства. С начала 2002 года автоимпортеры европейских марок один за другим стали устанавливать розничные цены в новой евровалюте. А к середине года найти цены в 'условных единицах' в автосалонах уже было невозможно. Пока евро был дешевле доллара, украинцы не замечали изменений в ценниках. Однако когда курс евро сравнялся, а потом 'перегнал' доллар (с июля 2002 года), стоимость автомобилей в долларовом эквиваленте существенно возросла. Например, если одна из моделей французской марки весной 2002-го стоила $7500, то летом 2002-го - уже 8200 евро, что в июле прошлого года приблизительно соответствовало $8300. А сейчас стоимость этого же автомобиля в перерасчете на 'зеленые' - $9600.

Впрочем, не обошла волна подорожания и японские машины: в середине 2002 года большинство продавцов японских марок также перешли на привязку цен к евро. В это время продажа автоимпортеров, работавших с японскими торговыми автодомами по долларовым контрактам, существенно выросла - впервые за много лет японская легковушка стала дешевле (в долларах и гривнях) европейского 'одноклассника' в аналогичной комплектации. Позже это преимущество 'японцев' немного нивелировалось, однако структура автомобильного рынка с середины 2002 года заметно изменилась - среди самых популярных иномарок в Украине в первую пятерку входят две японские марки, что для Западной и Восточной Европы нетипично.

Кстати, глава Нацбанка Сергей Тигипко на днях рассказал, что НБУ для своих нужд планировал закупить 14 легковых автомобилей марки Opel, однако в результате роста курса евро цена на них выросла, и теперь НБУ планирует приобрести 14 автомобилей Toyota, цена на которые исчисляется в долларах.

Контракты №25 / 2003


Вы здесь:
вверх