логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Отsos приграничных экономик Владимир КАТКЕВИЧ - «Контракты» №25 Июнь 2003г.

Десять российских губернаторов из числа присутствовавших в Ялте, на майской встрече президентов Украины и России, без заезда на родину прибыли в Одессу для участия в деловом форуме глав регионов России и Украины. Тема новой встречи - проблемы межрегионального экономического сотрудничества.


Результат одесской встречи - создание постоянно действующего совещания 'Содружество регионов'. Согласно заявлению участников (руководители десяти округов России и всех без исключения областей Украины, а также руководство АРК Крым, городов Киева и Севастополя), подписанное соглашение уже в ближайшее время может 'взорваться' несколькими миллиардными контрактами, однако при условии, что стороны смогут устранить ограничения торгово-экономического характера, прежде всего в приграничной сфере.

В экономическом сотрудничестве двух стран наметился тупик как результат постепенного сворачивания взаимной торговли: за период 1996-2002 гг. товарооборот между Украиной и Россией сократился на треть. Частичная реанимация в начале текущего года носит преимущественно сырьевой характер и связана с перераспределением грузопотоков, в частности, российской нефти и нефтепродуктов, украинского черного металла, сырья для производства продовольственных товаров. Соответственно, позитивно развивают товарооборот с Россией, главным образом, украинские транзитные транспортные регионы; сворачивают - области 'станового' научно-промышленного потенциала.

По мнению главы Одесской облгосадминистрации Сергея Гриневецкого, острота ситуации связана с противоречиями, наметившимися между интересами окрепшего национального производителя и рамками законодательства, регулирующего международное экономическое сотрудничество. 'Для нас сейчас все равно - сотрудничаем ли мы с дальней Оренбургской или с соседней Белгородской областями', - констатировал руководитель Харьковской гособладминистрации. Данная проблема является обоюдоострой: в России пограничная с Украиной Брянская область пытается восполнить правовой вакуум путем создания Еврорегиона 'Днепр', объединившего соседние Брянскую, Гомельскую, Черниговскую области. Проблема эффективного межрегионального сотрудничества приобретает и широкий международный характер, что обозначилось в необходимости создания Еврорегиона 'Нижний Дунай' (уезды Галац, Бреила, Тульча (Румыния), Кагул (Молдова), Одесская область).

До сих пор в Украине не существует юридического статуса определений 'приграничная область', 'приграничная торговля'. Между тем, с Россией граничат 7 из 26 административных территорий Украины, и на их долю приходится почти половина объемов промышленного производства, свыше трети совокупной валовой добавленной стоимости Украины (данные 2001 г.). В 2002 г. доля товарооборота приграничных областей снизилась до 1,5% суммарного российско-украинского товарооборота (для сравнения: аналогичный показатель для оси Украина-Москва в 2002 г. составил 30%).

До 80% технологических связей приграничных территорий двух стран остаются традиционно ориентированными навстречу друг другу; однако сейчас полярность кооперации разворачивается в 'третью' сторону, и не всегда в качестве нового партнера выступают близлежащие страны СНГ и Европы. Губернаторы предупредили о высокой динамике развития китайского влияния на рынки регионов: пока Украина и Россия ведут торговые войны, их плодами спешит воспользоваться 'третий' производитель. Так, в Луганской области уже открыто представительство Китая, как и в Китае - представительство Луганска, и внешнеторговый оборот партнеров растет, в то время как объемы торговли области с Россией падают ежегодно на 30-40%. Недальновидная переориентация рынков, очевидно, является типичной 'болезнью роста' экономик стран постсоветской Европы: к примеру, утрата Чехией рынков восточноевропейского сектора обходится стране в $3 млрд ежегодно.

Ситуация свидетельствует о недостаточности полномочий региональных властей обоих государств в борьбе с пограничными, таможенными, торговыми ограничениями.

По мнению украинской стороны, подписанная в феврале 2001 г. в Днепропетровске президентами Украины и России Программа межрегионального и приграничного сотрудничества России и Украины на 2001-2007 гг. не обеспечила корректировку структурных изменений в экономике приграничных регионов, упрощение пограничных и таможенных процедур.

На сегодня в выигрыше оказываются 'три К': контрабанда, коррупция, криминал. Луганская область, прикрывающая собой половину сухопутной границы с Россией, не в силах справиться с контрабандой 'модных' направлений - сахар, бензин, дизтопливо - объемы и даже направление которой мигрируют в зависимости от колебаний двусторонних торговых ограничений.

Символическим апофеозом несогласованности в развитии приграничных регионов может служить российская реконструкция международного автомобильного пункта пропуска 'Нехотеевка' на границе Украина-Россия (трасса Харьков-Белгород-Москва). В результате дорогостоящих работ потенциал пункта с российской стороны повышен до 5 тыс. ед. транспорта в сутки, что в 26 раз превысило возможности украинского пропускного 'плеча'. Учитывая, что к началу нынешнего курортного сезона проблема явно не 'рассосется', украинской стороной буквально на днях введен экспериментальный режим 'зеленого коридора' для российских туристов, следующих через 'Нехотеевку' на юг. Грузы же по-прежнему 'буксуют'...

Контракты №25 / 2003


Вы здесь:
вверх