логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Металлурги не оставят Украину без валюты Вацлав КОПЕРИН - «Контракты» №25 Июнь 2003г.

Основные тенденции в металлургической отрасли: увеличивается экспорт металлопродукции, рынок на подъеме, меняется формат торговли. На рынке черного металлопроката торговые фирмы превращаются в сервисные металлоцентры.


Производство
Основное внимание - 'валютному' клиенту

Металлургическая отрасль - ведущая в Украине - во многом определяет очертания и перспективы других секторов экономики. Согласно статистическим данным, металлургия сейчас на подъеме. В прошлом году металлургические предприятия Украины произвели 27,6 млн т чугуна (на 5% больше, чем в 2001 г.), 34 млн т стали (рост на 3%), выпуск проката вырос также на 3% до 29,4 млн т. Растут объемы производства и в этом году. По данным ВГО 'Металлургпром', за первый квартал 2003 года чугуна и проката выпущено на 10% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а стали - на 11%.

Производством металлопроката в Украине занимаются сегодня 11 заводов (см. стр. 31). Еще 25 заводов специализируются на производстве самой широкой номенклатуры труб. Изготавливают трубы и Донецкий металлопрокатный завод и Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича: ДМЗ - чугунные трубы и фасонные части к ним, а ММК им. Ильича - горячекатаные бесшовные трубы и электросварные трубы.

Экспорт металлопродукции остается одним из важнейших путей поступления в Украину валюты. И в отличие от зернотрейдеров, экспортный потенциал металлургов в этом году, очевидно, не уменьшится - в первом квартале экспорт украинской металлопродукции увеличился на 1,3%, а валютная выручка от реализации отечественного проката - на 42%. Заметим, что в последнее время на мировом рынке намного повысились цены на металлопрокат.

По мнению некоторых металлотрейдеров, украинские производители металла держат отечественного потребителя в черном теле, продавая на внутреннем рынке только 15% произведенной продукции. Этим по большей части и обусловлены периодические перебои с каким-нибудь видом продукции на внутреннем рынке, что стимулирует импорт. По данным Госкомстата, сейчас в основном импортируют плоский прокат с покрытием (12%) для дальнейшего профилирования листа (производства металлочерепицы, профнастила) и без покрытия (14,2%), прокат из легированной стали (10,6%), долгомерный прокат (9,2%), арматуру (6%). В последнее время из-за роста курса евро к доллару в географической структуре импорта происходит переориентация на страны долларовой зоны - США, Индия, Бразилия, Таиланд. Импортированный товар, приобретенный за доллары, сегодня получается дешевле аналогичного товара, купленного за евро. Следовательно, на него намного легче найти покупателя.

Объемы импорта вследствие хронического дефицита на отечественном рынке металлопроката могли бы быть и большими. Однако, по словам маркетолога 'Украинской горно-металлургической компании (УГМК)' Светланы Кучер, жесткие условия сотрудничества и большой временной разрыв между оплатой и получением продукции сдерживают импорт.

Торговля
Рентабельность торговли металлопрокатом - 10-20%

Украинский рынок металлопродукции можно считать более-менее сформированным. Конкуренция, конечно же, существует, но ожесточенной борьбы за клиента любыми способами, по мнению Светланы Кучер, сегодня нет.

Схема реализации металлопродукции на украинском рынке выглядит следующим образом. Заводы хотят непосредственно работать только с крупными покупателями. Ряд заводов внедряет региональные ограничения, диктуя трейдеру, в каких территориальных рамках он может работать. Однако большинство производителей сводят условия сотрудничества только к оплате и объемам закупок.

Как правило крупные трейдеры работают с несколькими заводами, пытаясь сформировать полный ассортимент (у лидеров - 100-200 позиций). Однако не у всех трейдеров есть соглашения с заводами или возможность их заключения, поэтому отсутствующие позиции они 'добирают', покупая их у компаний, непосредственно работающих с заводами.

В целом трейдеры работают преимущественно локально, в пределах какой-то определенной территории. Ряд мощных металлотрейдеров - 'Металл Холдинг', МD Group, 'Энергосталь' и другие, - создали сеть филиалов в регионах.

Далее на пути к конечному потребителю товар может проходить через дилера - каждый крупный трейдер имеет около десятка дилеров. Случаи, когда в цепочке продаж появляется два дилера, считаются большой редкостью.

В Украине сейчас работают приблизительно 130-140 больших и средних компаний, специализирующихся на торговле металлопрокатом, из них приблизительно полсотни - в Киеве. К крупнейшим отечественным металлотрейдерам относят 'Атланта-Ойл', 'Блюз', 'КМК', 'Металл-Холдинг', МD Group, 'СавВатс', УГМК, 'Энергосталь', 'Альянс', 'Юникон' и др. Недавно 13 крупнейших металлотрейдеров Украины объединились в Ассоциацию металлоторговцев.

Тенденция рынка - крупные металлоторговые компании трансформируются в сервисные металлоцентры, выполняющие комплекс работ по обеспечению клиента металлопродукцией и ее обработке: резка на заготовки, производство конструкций различной степени сложности (лестницы, перила, решетки, шкафчики, конторские сейфы). По словам директора компании МD Group Владимира Побережнюка, изменения в формате торговли металлом продиктованы спросом: каждый второй потребитель покупает металл порезанным или с большой степенью предварительной обработки. Впрочем, на таких покупателей приходится только 15-20% объема проданного металла.

Принципиальное отличие сервисного металлоцентра: заказчик сообщает необходимые размеры и приезжает забирать уже порезанный и упакованный металл. Чтобы соответствовать названию 'Сервисный металлоцентр', компания МD Group, например, установила на своих производственных площадях сортовые ножницы, гильотину, правильно-отрезной станок, сварочное, газовое и плазменное оборудование для быстрой резки металла, а вскоре запустит цех по производству металлоконструкций.

Спрос на услуги сервисных металлоцентров, как прогнозирует Владимир Побережнюк, будет расти ежегодно приблизительно на 5%.

Второй способ завоевания рынка металлопроката, как отмечает директор компании 'Энергосталь' Дмитрий Николаенко, заключается в расширении ассортимента, начиная с традиционных позиций черного металлопроката и заканчивая метизной группой и нержавеющими сталями. Не гнушаются крупные (не говоря уже о средних и мелких) трейдеры и розничной торговлей. Один из ведущих операторов этого рынка - компания 'УГМК', ориентируясь на розничный рынок, открыла так называемый супермаркет металла. В результате отдел розничной торговли принес в 2002 году 42% общего дохода компании.

Большинство металлургических предприятий также уже освоили правила торговли металлопрокатом и активно торгуют им через соответствующие подразделения: отделы продаж и маркетинга, торговые дома, дочерние предприятия. Однако на ряде заводов менеджмент создал 'карманные' фирмы, и реализация продукции завода осуществляется только через них.

Потребители
Строительная отрасль - самый сильный стимул рынка

Основная часть потребителей металлопроката, как единодушно считают трейдеры, - строители. По мнению директора компании МD Group Владимира Побережнюка, они обеспечивают металлотрейдерам приблизительно три четверти продаж. На втором месте по объемам потребления - производители металлоконструкций и машиностроительная отрасль: автомобильные и авторемонтные заводы, предприятия сельскохозяйственного машиностроения, вагоностроительные и вагоноремонтные заводы и т. п. Среди солидных покупателей также есть предприятия пищевой промышленности - рыбоконсервные заводы, мясо- и молочноконсервные комбинаты, а также заводы тароупаковочных изделий.

Рост потребления металлопроката основными покупателями - строителями - обусловлен развитием строительной отрасли, растущей со скоростью до 20-22% в год. Отмечают также определенный рост потребления металлопроката машиностроителями и пищевиками. Например, Стахановский вагоностроительный завод, начиная с июня, планирует до конца года увеличить использование листового проката на 100%, а ОАО 'Норд' - один из крупнейших потребителей холоднокатаного листового проката в Украине - повысил среднемесячный уровень закупок листового проката 0,6-3 мм на 15-20%.

В общем крупные и средние корпоративные покупатели обеспечивают около 80-90% закупок металлопроката. На частный сектор и небольшие строительные фирмы приходится 10-15%, максимум 20%.

Спрос на металлопрокат имеет свои региональные и сезонные особенности. Крупнейшими потребителями, по мнению трейдеров, являются области с высокой концентрацией промышленности. На первом месте - Киев, потребляющий приблизительно 35% всего проданного в Украине металлопроката (50-60 тыс. т ежемесячно), далее идут Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Львовская, Харьковская области.

Поскольку основными покупателями металлопроката являются строители, у которых зимой происходит очевидный спад, кривая продаж металлопроката также ниже всего опускается в зимние месяцы. Резкий всплеск продаж (приблизительно на 30%) начинается в последней декаде марта, после чего наступает период относительно стабильного спроса, заканчивающийся в середине ноября. В июле-августе происходит спад на 5-8%, связанный, по-видимому, с сезоном отпусков, а в сентябре-октябре продажа на столько же возрастает. В целом на месяцы с июля по октябрь приходятся наибольшие объемы продаж.

Цены
Трейдеры защищают покупателей, как могут

В этом году продолжается рост цен, вызванный в первую очередь конъюнктурой на мировом рынке металлопроката. Вслед за ценами на внешнем рынке подтянулись и внутренние цены. Повышение было стремительным и продолжалось до тех пор, пока цены внутреннего рынка не приблизились к экспортным. Особенно заметно (приблизительно на 12%) выросли цены в марте этого года. А в целом с начала года цены повысились в среднем на 20%. При этом темпы роста цен на внутреннем рынке, по данным директора компании 'Энергосталь' Дмитрия Николаенко, все равно отставали от экспортных, поскольку металлотрейдеры уменьшили свою маржу. Вместе с тем некоторые трейдеры защищают покупателя от слишком быстрого удорожания металлопроката путем сокращения собственных затрат. Например, компания 'Энергосталь' открыла новый сервисный металлоцентр в Броварах, где цены на недвижимость намного ниже, чем в Киеве, а свободной земли больше, что обеспечивает удобство и скорость загрузки транспортных средств клиентов.

Вторая причина роста цен, по мнению операторов рынка, - введение экспортных пошлин на утиль. Как следствие - цены на него на внутреннем рынке повысились, что также отразилось на цене готовой продукции.

Операторы рынка отмечают и то, что на некоторые виды продукции цены растут ускоренными темпами. В частности вследствие повышения строительной активности сегодня существует большой спрос на сортовой прокат. В то же время отмечается дефицит предложения отдельных видов проката, что и приводит к росту цен. Например, повсеместно повысились цены на мелкий и средний уголок, швеллер, арматуру и катанку; в Донецке выросли цены на большой уголок и балку, в то же время в Днепропетровске и Запорожье цены на эти виды проката остались без изменений. Однако до начала лета стабилизация цен все-таки произошла.

Прогноз
Ценам расти дальше некуда

В своих прогнозах операторы рынка единодушны: внутренний рынок будет расширяться. Самые осторожные утверждают, что темпы роста не превысят 12%, а оптимисты уверены, что рост составит более 20%. Последние опираются на данные об увеличении объемов строительства, а также на темпы роста потребления в машиностроении.

Также в ближайшем будущем стоит ожидать увеличения импорта определенных видов металлопроката. В частности, как считает Марк Анопольский, президент компании 'ТПК' (производство и сбыт металлочерепицы и профнастила), вырастут закупки оцинкованного листового проката из России (производства Магнитогорского и Череповецкого комбинатов).

Появление новых трейдеров операторы рынка считают возможным, но маловероятным. По мнению директора компании 'Энергосталь' Дмитрия Николаенко, скорее всего следует ожидать укрупнения трейдеров, 'вымирания' мелких торговцев, неспособных поддерживать широкий ассортимент.

Также операторы рынка прогнозируют дальнейший рост цен, но уже не глобальный, а только на определенные ассортиментные позиции, которых очевидно не хватает. Однако рост цен составит не более 2-3%, поскольку нынешний их уровень уже довольно высок.


Производители металлопроката в Украине

'Азовсталь' - прокат толстолистовой, рельсы, балка, швеллер, уголок, рельсовые крепления, специальные профили, шаровые мельницы.

Алчевский металлургический комбинат - круг, заготовка осевая, толстый лист, швеллер, балка, уголок, рельсы узкой колеи, шары стальные, шахтная стойка, шпальный профиль, гнутый профиль.

Днепропетровский металлургический завод им. Петровского - рельсы крана, рельсы рудничные, лист гор.-кат., швеллер, уголок, спецпрофиль для автомобильной промышленности, шахтная стойка.

Днепровский металлургический комбинат им. Дзержинского - круг, полоса, балка, швеллер, уголок, арматура, рельсы, шпунт Ларсена, оси вагонные, шаровые мельницы.

Донецкий металлургический завод - прокат толстолистовой, квадрат, шестигранник, полоса, арматура, балка, уголок, специальные профили, трубы стальные сварные.

Донецкий металлопрокатный завод - круг, квадрат, шестигранник, полоса, уголок, арматура, специальные профили, трубы чугунные и фасонные, части к ним.

Енакиевский металлургический завод - арматура, катанка, балка, швеллер, уголок, рельсы, полоса, специальные профили.

Запорожсталь - гнутые профили, прокат плоский гор.-кат., прокат плоский хол.-кат.

Криворожсталь - арматура, круг, уголок, квадрат, полоса, шестигранник.

Макеевский металлургический комбинат - катанка, круг, квадрат, уголок, полоса, швеллер, арматура, рельсовые крепления.

ММК им. Ильича - лист, рулон, лист и рулон оцинкованный, лента, лист с рифлением, трубы гор.-кат. бесшовные, трубы электросварные.


Мысли

Светлана КУЧЕР, маркетолог Украинской горно-металлургической компании:

- Последние полгода на рынке металлопроката наблюдался определенный дефицит предложения. Однако постепенная стабилизация рынка вынудит всех торговцев прилагать дополнительные усилия по продвижению продукции. Утверждать, что сейчас происходит перераспределение киевского рынка металлопроката, вряд ли правильно, ведь для ощутимых изменений нужен весомый импульс - появление нового могучего трейдера, изменения в нормативно-правовом регулировании отрасли и т. п. О формировании рынка металлопроката свидетельствует тот факт, что большинство больших торговцев пытаются привлечь потребителя уже не ценой, а дополнительными выгодами - доставкой, изготовлением металлоконструкций, формируя круг постоянных клиентов, даря системные скидки или дисконтные карточки. Наша компания, например, создала первый супермаркет металла - уникальное предложение на рынке металла, благодаря чему привлекла розничного покупателя.

Владимир ПОБЕРЕЖНЮК, директор компании МD Group:

- Развитие рынка металлопроката в большой степени зависит от строительной индустрии страны. Поэтому в ближайшие год-два рост объемов потребления металла составит 8-12% ежегодно. Металлотрейдерам придется расширять ассортимент продукции за счет металлоизделий, сетки, электродов, даже гвоздей и сопутствующих позиций (например, товаров общестроительного назначения). Нужно будет развивать и сервис - резать металл, расширить обработку металлопроката, начать выпуск металлоизделий, расширять собственный автопарк для доставки заказов. Это обусловлено тем, что покупатель, посылая машину, заинтересован приобрести все необходимое в одном месте, и часто в машину одного покупателя загружают несколько десятков наименований металлопродукции.

Контракты №25 / 2003


Вы здесь:
вверх