логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Столетие американской мечты - «Контракты» №25 Июнь 2003г.

Генри Форду было всего тринадцать, когда в далекой Германии Николаус Отто впервые построил четырехтактный (<цикл Отто>) поршневой двигатель внутреннего сгорания. Генри вполне мог остаться на семейной ферме в Гринфилде близ Детройта и заниматься агробизнесом, но тогда были другие времена - времена великих идей и великих перемен. Одних они вдохновляли на революции и войны во имя завоевания <свободы и равных возможностей> для широких масс, других - на создание таких возможностей. Генри Форд был одним из <других>. Он увлекался механикой и с 16 лет пошел работать помощником машиниста в Детройте. В 1893 году построил свой первый бензиновый двигатель, а в 1896-м - механическое транспортное средство. Quadricycle (так называлось это <средство>) стал и первым коммерческим успехом Генри: он продал свое изделие для финансирования следующего проекта. Через три года Форд оставил пост главного инженера эдисоновской <Электрической компании>, чтобы начать собственное дело. Генри Форд воплотил в жизнь свою мечту, создав одну из самых мощных автомобильных компаний мира, и положил начало эре массового производства, массовой автомобилизации, массовых перевозок (в том числе и авиационных). На прошлой неделе этой мечте исполнилось 100 лет.


Генри Форд

Генри Форду было всего тринадцать, когда в далекой Германии Николаус Отто впервые построил четырехтактный ('цикл Отто') поршневой двигатель внутреннего сгорания.

Генри вполне мог остаться на семейной ферме в Гринфилде близ Детройта и заниматься агробизнесом, но тогда были другие времена - времена великих идей и великих перемен. Одних они вдохновляли на революции и войны во имя завоевания 'свободы и равных возможностей' для широких масс, других - на создание таких возможностей.

Генри Форд был одним из 'других'. Он увлекался механикой и с 16 лет пошел работать помощником машиниста в Детройте. В 1893 году построил свой первый бензиновый двигатель, а в 1896-м - механическое транспортное средство. Quadricycle (так называлось это 'средство') стал и первым коммерческим успехом Генри: он продал свое изделие для финансирования следующего проекта. Через три года Форд оставил пост главного инженера эдисоновской 'Электрической компании', чтобы начать собственное дело.

Генри Форд воплотил в жизнь свою мечту, создав одну из самых мощных автомобильных компаний мира, и положил начало эре массового производства, массовой автомобилизации, массовых перевозок (в том числе и авиационных). На прошлой неделе этой мечте исполнилось 100 лет.

Ford Motor Company начала деятельность 16 июня 1903 года, когда Генри Форд и еще 11 партнеров подписали учредительный акт. $28000 наличными оказалось достаточно, чтобы начать дело, которое впоследствии стало одной из крупнейших мировых корпораций и ощутимо повлияло на развитие промышленности и всего общества в XX веке.

Уже через полтора месяца после создания компания записала в свою историю первый рекорд - 20 июля 1903 года был продан автомобиль новой марки - Ford А (купил его врач из Детройта). Это было неплохое начало.

Однако Генри Форд понимал, что во времена, когда ежегодно на рынок выходит до полусотни новых конкурентов, нужно решаться на радикальные шаги. 'Простой' серийной сборки не достаточно, тем более, что первой его начала в 1901 году компания Oldsmobile, а позже освоили и другие автопроизводители (к тому времени их в стране было уже 88). Рынок был готов к массовой автомобилизации, осталось 'только' найти соответствующую технологию и спроектировать новый продукт. И Генри Форд, как главный конструктор, а позже президент компании, это сделал. Хотя ему пришлось очень серьезно поспорить с менее дальновидными соучредителями и довести свою долю в акциях до 58,5%.

Через пять лет после учреждения компании Форд наладил массовое производство модели 'T' ценой всего $950, а еще спустя пять лет запустил первый сборочный конвейер. Это была революция. Время на сборку одной машины сократилось с 728 до 93 минут. За девятнадцать лет было произведено более 150 000 000 автомобилей Ford Т (этот фордовский рекорд продержался почти полвека), а производственные мощности позволяли при необходимости выпускать новый автомобиль каждые 24 секунды! Несмотря на техническое совершенствование и инфляцию, цена выросла всего на $280. Ford Motor Company стала всемирным автогигантом, американцы - моторизированной нацией.

Форд был среди первых во многих начинаниях: в 1914 году первым установил минимальную оплату для своих работников - $5 в день (вдвое больше, чем платили другие) и ввел 8-часовой рабочий день (что позволило наладить работу в три смены), в 1917 году начал массовое производство тракторов и грузовиков, в 1925 году учредил первую транспортную авиакомпанию, которая обслуживала корпорацию, а в 1926-м - начал собственное производство транспортных самолетов. Форд выполнял и военные заказы. Во время Второй мировой войны на своих авиазаводах выпускал бомбардировщики В-24 Liberator.

Ford GPW у нас менее известен, чем его прототип Willis-MB (компании Willis Overland), но именно его название, которое для простоты произносили как ДжиПи, стало названием целого класса автомобилей - 'джипов', а позже было присвоено Willis ныне известное во всем мире как Jeep и принадлежащее Daimler-Chrysler. Ford Motor Company первой признала права профсоюзов и заключила с ними коллективное соглашение. В начале 1930-х такое решение казалось правильным.

В 1932 году Ford впервые наладил массовое производство компактных V-образных восьмицилиндровых двигателей с монолитным блоком цилиндров. V-образная 'восьмерка' и сегодня - основной 'двигатель Америки'.

С 1919 по 1956 год компания находилась в полной собственности семьи Форда. В 1956-м Ford Motor Company вышла на фондовый рынок, выпустив акции двух типов. 40% - акции класса В, которые могут приобрести только члены семьи. Их можно конвертировать в общедоступные акции класса А и продать на бирже. Таким образом компании удалось найти новых инвесторов и в то же время остаться 'под семейным присмотром'. С 1945 по 1980 годы 'присматривал' Генри Форд II - старший внук и достойный преемник учредителя. Полученные инвестиции он направил на развитие 'американской мечты' и расширение компании. Большим успехом стало появление в 1948 году пикапов серии 'F' - новые поколения этих 'легковых грузовиков' уже два десятилетия возглавляют списки американских автопродаж. В начале пятидесятых появился Ford Thunderbird - мечта послевоенной Америки, которая массово переселялась в особняки 'левитаунов'. В 1967 году учреждена Ford of Europe - за двадцать лет до образования ЕЭС. С конца 70-х годов компания опять стала работать над созданием 'всемирного' автомобиля - задолго до того, как слово 'глобализация' стало общеупотребимым.

Акции класса В с начала восьмидесятых никто не продавал, и в свой второй век Ford вступает как вторая мировая автокомпания и крупнейшая среди принадлежащих семье своих учредителей. Возглавляет компанию праправнук Генри Форда - Уильям Клэй Форд.

Описав столетний круг, история парадоксальным (как всегда) образом поставила перед Биллом Фордом задачи очень похожие на те, которые сто лет назад пришлось решать его прапрадеду. Парадокс в том, что те же проблемы решать нужно по-другому, более того, часть этих проблем - следствие их успешного решения в прошлом. Просто изменились времена - изменились люди.

В результате глобальных экономических сдвигов прежние социальные достижения (гарантированные высокие зарплаты и пенсии американских рабочих наряду с профсоюзными соглашениями, не позволяющими срочно закрывать убыточные предприятия) стали угрозой для американской автопромышленности, лишив ее возможности оперативно реагировать на рыночную ситуацию. Колоссальные производственные мощности более чем на четверть превышают потребности рынка, а дополнительные гарантии и социальные выплаты работникам серьезно влияют на цену продукции, снижая ее конкурентоспособность. А конкуренты - Toyota, Nissan и Honda строят новые заводы в южных штатах, нанимая на работу молодежь, не входящую в объединенный профсоюз автостроителей (UAW).

Новое руководство Ford Motor Company не очень надеется на быстрый рост рынка за счет молодого поколения американцев и повышения уровня жизни в Юго-Восточной Азии и успокаивает себя (а особенно своих акционеров) заявлениями о том, что 'быть самым большим - не обязательно значит быть самым лучшим'. В то же время, вступая в свой второй век, компания продолжает удерживать позиции лидера продаж: Ford Focus лучше всего продается во всем мире, а пикапы серии 'F' - в Америке. Кроме массовых зрелищ, юбилей отметили выпуском новой модели пикапа Ford F-150, оснащенной стомиллионным фордовским V-8 (также нового семейства Triton). И все это - по новым 'гибким' технологиям на производственных линиях нового поколения. Ford - всемирная компания, а человечество никогда не перестанет мечтать...


Ford Focus - самая успешная на сегодня модель компании - мировой бестселлер, первый автомобиль, удостоенный титула Car of the Year по обе стороны Атлантики. На снимке: самая 'заряженная' версия - Ford Focus RS (чуть ли не единственная модель Ford, за которой стоит очередь).


За первые сто лет существования компания изготовила более 300 000 000 автомобилей. Уильям Форд в свои 46 возглавляет огромную корпорацию, которая насчитывает более 350 тысяч работников и ежегодно продает в мире более 7,5 миллиона* машин восьми марок

Lincoln Motor Company - первая автомобильная компания, которая была приобретена Фордом и включена в состав концерна. Это произошло в 1922 году когда Форд решил производить автомобили класса люкс для богатых клиентов. Среди продукции Lincoln - президентские лимузины.

Mercury - единственный бренд, созданный концерном 'искусственно' под давлением конкуренции, в основном со стороны General Motors, которая в середине 30-х опередила Ford на американском рынке, предложив более широкую гамму моделей различных марок и для различных кошельков.

* В 1979 году Ford приобрел 25% акций японского концерна, переживавшего тогда не лучшие времена. В 1996-м эта доля возросла до 33,4%, что фактически позволило американцам установить контроль над Mazda и включить в состав своего концерна, называя это 'сотрудничеством'.

Aston-Martin с 1914 года выпускает дорогие спортивные машины. В 1987 году Ford Motor Company приобрела 75% акций легендарной британской фирмы, а в 1993-м стала ее полным владельцем.

8 марта 1999 года акционеры шведского концерна согласились продать производство легковых автомобилей марки Volvo американской автокомпании, а вырученные средства вложить в расширение Volvo-Track.

В 1989 году Ford включил в состав концерна еще один престижный бренд, купив известного производителя автомобилей люкс-класса - британский Jaguar.

1 июля 2000 года Ford стал владельцем одного из самых престижных производителей вездеходов. Легендарный Land Rover был выкуплен у BMW, которая не смогла удержать контроль над приобретенной ранее британской группой Rover.

Контракты №25 / 2003


Вы здесь:
вверх