логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Собрано в Украине Сергей МЕЛЬНИК - «Контракты» №25 Июнь 2003г.


Как 'импортное' становится 'нашим'

С распадом Советского Союза украинский автопром был вынужден действовать в абсолютно новых для него экономических реалиях. Те модели, которые производились на ЗАЗе и ЛуАЗе, были морально и конструктивно устаревшими и не могли конкурировать с импортными автомобилями. В то же время самостоятельное создание нового украинского автомобиля мирового уровня было практически нереальной задачей, требуя многомиллиардных инвестиций, значительных временных и технологических ресурсов. Полностью перейти на импорт из стран СНГ и дальнего зарубежья или открыть дорогой 'секонд-хенд' значило потерять производственный, экономический и научно-технический потенциал отечественного автопрома. В этой ситуации сборка на украинских предприятиях импортных автомобилей стала чуть ли не единственной возможностью сохранить промышленность, обеспечить поступление иностранных инвестиций и представить на рынке конкурентоспособные автомобили.

Реализация этого подхода обеспечила сразу несколько преимуществ. Промышленность смогла загрузить заводские мощности, создать дополнительные рабочие места, ознакомиться с европейскими подходами к производственным процессам и контролем качества. В то же время, что очень важно, появилась возможность постепенно использовать в производстве все больше отечественных комплектующих, а в перспективе - освоить углубленную сборку. Бюджет получил дополнительные поступления, а население смогло приобрести качественные автомобили по более доступной цене. И самое главное - были созданы предпосылки для организации в будущем совместно с ведущими западными автоконцернами полноценного производства автомобилей, которые будут не только номинально, но и в самом деле украинскими. В результате, сегодня целый ряд украинских компаний осуществляют сборку импортных машин на своих производственных мощностях, применяя при этом различные подходы и стратегии.

'АвтоЗАЗ': наступление на всех направлениях

Запорожский автомобилестроительный завод - несомненный флагман отечественного автопроизводства. Принятие Закона 'О стимулировании отечественной автомобильной промышленности', давшее предприятию ощутимые налоговые преимущества, и приход в 1997 г. 150-миллионных инвестиций за четыре года принесли результаты. Так, в прошлом году завод выпустил 23 822 автомобиля, в том числе 6383 модели Daewoo и 3 358 Daewoo Sens. Последний заслуживает отдельного внимания. Sens очевидно, станет самым первым автомобилем иностранного происхождения, в котором стоимость украинских комплектующих превысит 50%. Это значит, что Sens получит официальный статус автомобиля, произведенного в Украине, и его можно будет экспортировать за границу. Пока степень локализации Sens составляет 46%, и эта цифра постоянно растет.

Sens собирают на Запорожском автозаводе на базе кузовов, которые поставляются из Польши. Кузов устанавливается на подъемнике, после чего на нем монтируют двигатель, трансмиссию, бензобак, подвески и т. д. Готовый автомобиль проходит тестирование на стендах. В производственном процессе задействованы 30-40 человек. В автомобиле Sens установлен 1,3 л двигатель, произведенный в Мелитополе. Именно это позволило вплотную приблизиться к заветному 50% рубежу. И есть все основания надеяться, что вскоре он будет преодолен. Так, на ЗАЗе планируют сваривать кузова из польских деталей, а в перспективе совершенно реально и самим их штамповать. Уже решен вопрос покраски кузовов. Таким образом Sens, который и сейчас на равных конкурирует с новыми моделями российских ВАЗов, обретет еще больший рыночный потенциал.

Впрочем, на ЗАЗе не ограничиваются моделями Daewoo. Компания избрала стратегию масштабной экспансии и сделала ставку на дальнейшее расширение модельного ряда автомобилей, которые производит завод. Теперь в разных стадиях воплощения - целый 'букет' перспективных проектов.

На заводе в Ильичевске идет сборка Mercedes-Benz Е-класса. Сам факт сборки 'мерсов' в Украине - вполне знаковое событие, ведь к этим машинам выдвигаются особые требования по качеству и надежности. Соответственно, проект был бы невозможен, не будь у немецкой стороны полной уверенности, что собранный в Украине автомобиль ничем не отличается от оригинала. Сборка проходит по принципу мини-конвейера, на окончательном этапе автомобиль проходит многоуровневое тестирование.

Говорят, что на ЗАЗе может быть положено начало производству автомобилей Dacia (эта румынская марка принадлежит концерну Renault). Об этом, в частности, говорилось на стенде корпорации 'Укравто' на автосалоне SIA'2003, где была представлена новая модель Dacia Solenza. Машина оборудована двигателем и КПП Renault и при достаточно демократичной цене может стать неплохим конкурентом российским ВАЗам.

Также ожидается, что в ближайшие месяцы на ЗАЗе начнется производство вазовских моделей. Причем не только сборка, но и сварка и покраска кузовов. Эта новость также была озвучена на автосалоне SIA в ходе пресс-конференции АвтоВАЗа. Однако детали этого проекта, информация об объемах производства и о цене пока недоступна.

Тем временем производство Opel в Украине претворяется в жизнь полным ходом. Как сообщил 'Контрактам' Вячеслав Поврозник, генеральный директор ООО 'УкрАвтоЗАЗ-сервис' - дистрибьютера автомобилей Opel в Украине, на этом этапе на ЗАО 'ЗАЗ' идет крупноузловая сборка автомобилей Opel. Так же собираются Opel Astra, Vectra и Corsa. Продолжается совместная с партнерами из Adam Opel AG подготовка мелкоузлового производства Opel Astra, которая будет включать сварку, покраску кузова и сборку. Запуск мелкоузловой сборки запланирован на январь 2004 г. Пока украинские комплектующие в производстве Opel не используются.

Собранные автомобили попадают в дилерскую сеть партиями согласно планам, разработанным совместно с немецкими партнерами из компании Adam Opel AG. В компании говорят, что сегодня количество автомобилей в дилерской сети полностью соответствует спросу на автомобили Opel. В то же время автомобили, собранные в Украине, стали привлекательнее для конечного потребителя - прежде всего благодаря ощутимому снижению цены. Например, Opel Astra в базовой комплектации теперь можно купить за 9200 евро, Opel Astra с кондиционером - за 10 262 евро. Автомобили адаптированы к украинским дорогам и оборудованы пакетом 'плохие дороги'.

'Еврокар': сегодня Skoda, завтра Volkswagen, в перспективе - Audi

19 декабря 2001 года в селе Соломоново близ Ужгорода (Закарпатье) начал работу завод ЗАО 'Еврокар', на котором ведется сборка автомобилей Skoda (компания Skoda Auto входит в состав Volkswagen Group). Сегодня на заводе 'Еврокар' производятся автомобили Skoda Octavia, Skoda Fabia и Skoda Superb всех модификаций (кроме 4х4). С начала работы завода здесь собрано 3315 автомобилей.

Проект 'Еврокар' предусматривает два этапа реализации проекта по производству машин. На первом была организована крупноузловая сборка автомобилей Skoda (объем инвестиций - $15 млн, общая мощность - 15 тысяч автомобилей в год). На заводе и в системе сбыта работает около 2 тыс. человек. На втором этапе 'Еврокар' планирует выйти на более масштабный уровень производства и перейти к 'глубокому' производству. Мощность второй очереди составит 45 тысяч автомобилей в год, а объем инвестиций достигнет $200 млн. Численность работающих увеличится до 6,5 тысяч (с учетом предприятий по производству комплектующих - почти 30 тысяч).

Общая территория предприятия на первом этапе реализации проекта - 2,71 га, на втором этапе - до 40 га. Площадь производственного корпуса - 4320 м2. Завод осуществляет крупноузловую сборку (SKD0) с использованием технологии мини-конвейера. Производственная мощность сейчас - 15 автомобилей за смену (завод работает в две смены). В среднем производство одного автомобиля занимает от 4 до 6 часов - в зависимости от скорости прохождения тестов.

На предприятии действует трехуровневая система контроля качества. Персонал, занятый непосредственно на производстве, прошел специальное обучение в Чехии на предприятиях Skoda Auto.

Выбор марки Skoda обусловлен тем, что у этих машин хорошее соотношение 'цена-качество' и очень высокий спрос в Украине. Географическое расположение завода также дает ощутимые преимущества. Расстояние от границы - 3 км, европейская (узкая с переходом на широкую) железнодорожная ветка, транспортировка автомобилей осуществляется только в крытых вагонах, используются прямые составы (время в дороге - до 48 часов, погрузка и выгрузка производятся на территории завода, время таможенного оформления - 1 день). Есть и законодательные льготы. Завод находится на территории СЭЗ 'Закарпатье', и, в соответствии с законами Украины № 2322-III и № 2674-ХII, с ввезенных на территорию зоны товаров не взымаются ввозная пошлина и НДС.

Автомобили Skoda, собранные на заводе 'Еврокар', ничем не отличаются от машин чешского производства. Все они адаптированы к климатическим и дорожным условиям Украины - в базовую комплектацию входит пакет 'плохая дорога' и адаптированная топливная система.

Еще один важный вопрос, над которым работают на 'Еврокаре', - углубление и локализация производства. Нынешняя SKD-сборка - это 6-7% локализации. Проектом предусмотрено строительство сварочного и покрасочного цехов с того момента, когда украинский рынок будет в состоянии 'потреблять' 20 тыс. автомобилей в год. Это будет означать, что 8% себестоимости автомобиля будет украинского происхождения. Со временем запланировано выйти на уровень - 43-44% локализации.

В ноябре 2002 г. Volkswagen Group, Skoda Auto и ЗАО 'Еврокар' организовали в Чехии конференцию потенциальных украинских поставщиков комплектующих для концерна. Ее посетили более 40 делегатов отечественных предприятий, заинтересованных в сотрудничестве с концерном. В результате восемь потенциальных производителей уже проходят сертификацию Volkswagen Group. Среди них предприятие 'Иста' (Днепропетровск), 'Кременчугский колесный завод' и др.

На 2003 год запланировано увеличение объемов производства до 7000 машин и развитие более глубоких технологических процессов. С апреля 2003 года на заводе 'Еврокар' начато серийное производство флагмана модельного ряда Skoda - Superb. Продолжается работа по углублению производства - разрабатывается проект полномасштабного производства (SKD1, МKD1). В 2003 году запланировано удержать долю рынка Skoda - 5,6%, реализовать 6750 автомобилей (увеличение объемов по сравнению с 2002 годом - 13%).

Но самая интригующая перспектива - сборка на 'Еврокаре' флагмана чешского автостроения Skoda Fabia, автомобилей марки Volkswagen. 10 апреля 2003 года ЗАО 'Еврокар' и концерн Volkswagen Group подписали Меморандум, согласно которому на заводе в Соломонове начнется производство автомобилей Volkswagen. В мае этого года на заводе собрана первая партия Volkswagen Passat, сейчас продолжается их сертификация. Готовится к сертификации модель VW Bora. Запуск серийного производства автомобилей VW Passat запланирован на июль 2003 года. За ним пойдут модели VW Bora, VW Golf и VW Polo. До конца года на заводе запланировано выпустить более 1000 автомобилей VW. Если говорить о дальнейшей перспективе, то в планах 'Еврокара' - сборка полного модельного ряда автомобилей Volkswagen, Skoda и Аudi.

УкравтоГАЗ: концентрация усилий

Горьковский автомобильный завод - настоящий 'патриарх' советской автомобильной промышленности. За 70 лет своей истории специалисты ГАЗа принимали участие в запуске практически всех автозаводов СССР, в частности и украинских ЗАЗа и ЛуАЗа. Теперь Украина остается одним из ключевых рынков для нижегородских автостроителей. Так, в 2002 году на украинский рынок поступило 16 911 автомобилей ГАЗ и 5351 автокомплект.

Еще недавно автомобили ГАЗ в Украине собирали четыре предприятия. Однако, с целью снижения затрат и соблюдения единой ценовой политики ГАЗ решил сосредоточить и экспорт, и производство в одной компании. Для этого в 2003 г. в Украине создано ООО 'УкравтоГАЗ', которое выступает генеральным представителем автозавода в регионе. Именно через него в дальнейшем пойдут все поставки машинокомплектов для последующей сборки. Результатом этого решения стало свертывание производства на Симферопольском автозаводе (компания 'КрымавтоГАЗ'). Среди причин руководство ГАЗа называет просчеты прежнего руководства завода и неудачное географическое расположение. Теперь ГАЗы в Украине будет собирать только одно предприятие - Кременчугский автосборочный завод.

Завод находится в центре Украины, что очень удобно для доставки комплектующих и отгрузки готовой продукции. Предприятие обеспечено железнодорожными подъездными путями - доставка машинокомплектов и отгрузка собранных автомобилей осуществляется и железнодорожным, и автомобильным транспортом. У завода пока нет налоговых льгот, однако, поскольку предприятие собирает свыше тысячи автомобилей в год, оно, по действующему законодательству, не платит акцизный сбор.

Площадь Кременчугского автосборочного - 7,2 га, количество работников - 417. Среднее время сборки одного автомобиля - 18,5 мин. Фактическая мощность завода - до 20 тыс. машин в год, плановые объемы на 2003 год - 7500 машин.

Предприятие осуществляет крупноузловую сборку. Отличий в комплектации базовых моделей нет, однако по желанию заказчика можно установить дополнительное оборудование. В производстве используются комплектующие отечественного производства (колесные диски - ОАО 'КрКЗ', Кременчуг; АКБ - ЗАО 'САДА', Херсон; шины - Днепропетровский и Белоцерковский шинные заводы; карданный вал - ОАО 'Черниговавтодеталь' и др.). Стоимость отечественных деталей составляет 12% стоимости машины, в перспективе планируется довести ее до 50%.

В планах завода - наращивание объемов производства. Так, плановые объемы нынешнего года в 7500 машин дают 470% прирост по сравнению с 2002 г. По результатам пяти месяцев работы собрано 3376 машин, что на 859% больше, чем за аналогичный период прошлого года (352 машины).

В компании 'УкравтоГАЗ' 'Контрактам' сообщили, что буквально на днях на Кременчугском автосборочном заводе началось производство 'Волги' ГАЗ-3110 модельного ряда 2003 года с бесшкворневой подвеской. В новой подвеске вместо прежней шкворневой системы применены классические шаровые опоры, не требующие смазки в процессе эксплуатации. Кроме того, в конструкцию задней подвески введен стабилизатор поперечной устойчивости - благодаря этому удалось, в частности, обеспечить на 10 км/час рост скорости уверенного выполнения маневра и повысить среднюю скорость движения. В КПП используются принципиально новый двухконусный синхронизатор и жесткие вилки включения передач.

ЛуАЗ: ВАЗ по-украински

Луцкий автомобильный завод сегодня по объемам производства занимает первое место среди предприятий, собирающих в Украине автомобили ВАЗ. Так, 18 апреля с конвейера ЛуАЗа сошел 25-тысячный ВАЗ. Динамика наращивания производства заметно обнадеживает: первый автомобиль Волжского автозавода выпущен три года назад, в апреле 2000 года (модель ВАЗ 21093). Тысячная машина собрана в сентябре того же года, в декабре 2001-го перейден пятитысячный рубеж, а в апреле 2002 - десятитысячный. В настоящее время на ЛуАЗе осуществляют крупноузловую сборку пяти легковых моделей ВАЗ, а именно ВАЗ-21093, ВАЗ- 21213 'Нива', ВАЗ-21043, ВАЗ-21073 и ВАЗ- 21099.

Следует упомянуть, что нынешней оптимистической ситуации предшествовали драматические повороты в истории предприятия. Луцкий автомобильный завод начал свою деятельность в 1955 году с ремонта грузовиков ГАЗ. В 1966-м перешел к производству первых малолитражек, созданных на основе комплектующих ЗАЗ. В советский период деятельности ЛуАЗ произвел почти 300 тыс. автомобилей. Пиком производства стал 1990 год, когда было произведено 16500 ЛуАЗов при плановой мощности 17 тысяч автомобилей в год. Однако в новых экономических условиях положение завода резко ухудшилось, и постоянный спад производства завершился прекращением производства в 1996 году. Период неопределенности длился до 2000 года, когда на завод пришел стратегический инвестор - Украинский промышленно-инвестиционный концерн (ему сейчас принадлежит 81,12% акций ОАО 'ЛуАЗ'). Тогда же стартовал проект сборки на производственных мощностях предприятия российских ВАЗов, который и обеспечил выход ЛуАЗа из экономического пике. В марте 2003 года на предприятии было собрано 1623 автомобилей ВАЗ - эти показатели производства самые высокие за всю историю завода и бьют рекорд 1990 г.

Хотя в 2001 году было принято решение прекратить нерентабельное производство старых, морально устаревших ЛуАЗов, сборка ВАЗов может стать тем 'локомотивом', который ускорит появление новых ЛуАЗов - выпуск нового ЛуАЗ-1301 запланирован на конец 2003 года.

На предприятии осуществляют масштабные инвестиционные проекты. Так, в декабре прошлого года Луцкий автозавод подписал контракт с французской компанией Haden Drysys S. А. о строительстве на предприятии нового покрасочного комплекса. Стоимость комплекса - около $20 млн, его максимальная пропускная способность при трехсменной работе - 60 тыс. автомобилей в год. Запланированный срок сдачи в эксплуатацию - III квартал 2004 года. По предварительным оценкам, таким образом, в Украине будет создано около 2 тыс. новых рабочих мест. Запуск покрасочного комплекса будет знаменовать качественно новый уровень производства на ЛуАЗе, ведь после этого завод сможет выполнять полный цикл изготовления автомобилей (сварка, сборка, покраска).

Недавно введен в эксплуатацию новый конвейер, максимальная производственная мощность которого - 40 тыс. автомобилей в год. Кстати, именно на нем собран юбилейный 'двадцятипятитысячник'. В то же время есть и проблемы, создающие ощутимые трудности для производства на Луцком автозаводе. Первая - это нестабильный график поставок машинокомплектов из России. Несвоевременное поступление SKD-комплектов нарушает ритм работы главного конвейера, причем проблема эта периодически возникает уже довольно долго, и решить ее пока не удалось.

Хотя 2002 год завершился с обнадеживающими показателями, в январе 2003-го возникли перебои с комплектами; в результате было собрано меньше половины запланированных месячных объемов. Чтобы наверстать отставание, руководство предприятия увеличило план-график производства на следующие месяцы. Эти меры сработали как нельзя более успешно - в феврале количество собранных ВАЗов выросло втрое, а март вообще стал рекордным по объемам производства.

Темпы роста выпуска продукции по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросли вдвое, а за квартал - более чем в 1,5 раза. Однако июньские результаты показали: сохранять темпы можно только когда есть машинокомплекты. Несмотря на то, что главный конвейер работал практически 'с колес', была собрана всего 1001 машина - спад по сравнению с апрелем. В то же время по результам пяти месяцев 2003 года рост составил 139,1% процента, за это время на заводе собрали 5956 ВАЗов.

Назревает еще одна проблема - руководство АвтоВАЗа сообщило, что в 2004 году будет прекращена поставка машинокомплектов вазовской 'классики' на базе готовых кузовов. Украинским заводам предложили самостоятельно сваривать и красить кузова. Удастся ли наладить эти операции к 'часу Х' и как это повлияет на производственный процесс, пока трудно сказать. В то же время обнадеживают положительные отзывы представительной делегации АвтоВАЗа, которая в ходе визита в Украину для участия в автосалоне SIA'2003 также посетила Луцкий автозавод (кстати, экспозиция ВАЗа занимала на автосалоне целый павильон и рядом с российскими новинками стояли изготовленные в Луцке 93-я и 99-я модели). Глава делегации, вице-президент по сбыту, маркетингу и техобслуживанию АвтоВАЗа Владимир Кучай заявил, что с луцкого конвейера и впредь будут сходить автомобили совместного производства ВАЗ и ЛуАЗ.

Контракты №25 / 2003


Вы здесь:
вверх