логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Просветлеем? Поехали! Олег ГАВРИШ - «Контракты» №26 Июнь 2003г.

Если перефразировать классика, то в июне свое решение нашли две традиционные славянские проблемы - низкое качество и плохие дороги. Для проверки качества горючего на АЗС на трассы вышли мобильные лаборатории, а в вопросе определения маршрутов транспортировки и поставки нефти в Украину слышится больше трезвого прагматизма, чем политики.


Несмотря на плановые ремонты, которые завершились в концу первой декады июня, цена горючего на АЗС в июне снижалась. К этому подталкивали и резервы поставок нефти на отечественных НПЗ в этом месяце, объемы которой должны превысить 2 млн тонн. Фактически, Украина становится не только главным транзитером российской нефти, но и крупным ее потребителем. Это объясняет изменение позиции государственных мужей в отношении эксплуатации украинской трубопроводной системы. Основной задачей нефтепровода «Одесса—Броды» является обеспечение украинских заводов нефтью, а транзит каспийской нефти — только одна из его задач, заявил народный депутат Тарас Стецькив.

По его словам, каспийская нефть появится на Черном море только в 2007 году, а значит, до этого момента нефтепровод необходимо как-то использовать. Тарас Стецькив не понимает позицию народного депутата Александра Гудымы, считающего, что нефтепровод должен простаивать ближайшие три года и, более того, его надо передать Польше, как подарок в качестве «вступительного взноса» в евроинтеграцию. Стецькив считает необходимым временное реверсное использование «Одесса—Броды».

Мобильники на дорогах

Первые две передвижные лаборатории контроля качества ГСМ презентовала донецкая компания «Гефест», затем еще три — «ТД ТНК-Украина». Лаборатория, созданная на базе автомобиля Volkswagen LT46, обладает большими возможностями для определения качества нефтепродуктов и позволяет в кратчайшие сроки выявить отклонения от стандартов и необходимых требований. «Лаборатория позволяет контролировать качество и количество заправляемого на АЗС топлива, что происходит параллельно с работой заправки и потребитель не страдает. Приборы проводят анализ на основе математической модели, сравнивая полученные результаты с теми данными, которые должны быть в горючем, что позволяет определить влияние отдельных углеводородов на эксплутационные свойства топлива», — говорит «Контрактам» Юрий Бейко, представитель группы контроля качества «ТД ТНК-Украина».

Перед мобильными проверяющими ставится две цели. Во-первых, лаборатории будут выступать своеобразным третейским судьей, оперативно реагируя на жалобы покупателей на качество горючего на той или иной АЗС. Во-вторых, главная их функция — плановый контроль качества ГСМ, которым будут охвачены все бензоколонки компаний. Появление подобных лабораторий на колесах, которые стоят немалые деньги — порядка $150 тыс. — в «Гефесте» объясняют ужесточением вертикали контроля качества внутри компаний и считают, что это является новым витком борьбы за потребителя — через качество обслуживания и предлагаемого товара.

Временный старт

Главной сырьевой темой июня стал транзит нефти через Украину. В партере столкнулись две позиции — одна предлагает не использовать нефтепровод «Одесса—Броды» до окончания строительства участка Броды—Плоцк, другая — использовать нефтепровод в реверсном направлении и параллельно строить трубу от Брод до Плоцка. Сторонники второй позиции более убедительны. Более того, и первые и вторые признают, что нефть из Одессы в Польшу через Броды сможет поставляться лишь через два—четыре года.

И приверженцы сухой трубы никак не могут объяснить собственную экономическую безграмотность — почему нефтепровод должен приносить потери, если может приносить прибыль. Чтобы легче было это сделать, они переводят проблему в плоскость политики — якобы Украина стремится в Европу, а Россия ей хочет «перебить ноги» трубой. Все это не выдерживает критики. Во-первых, не только российская Тюменская нефтяная компания поддерживает реверс нефтепровода «Одесса—Броды», но и компания с европейскими корнями — British Petroleum. Во-вторых, и те и другие предлагают реверс на время — до окончания строительства нефтепровода Броды—Плоцк.

Об этом сказал и Президент Украины Леонид Кучма. «Насколько я сегодня информирован, они готовы транспортировать через этот нефтепровод 14 млн тонн нефти ежегодно. С приостановкой, если появляется каспийская нефть. Скажите, пожалуйста, что в этом плохого для Украины?» — задает вопрос противникам реверса Леонид Кучма. «Реверса не будет, если со стороны Европейской комиссии мы увидим конкретные шаги, а не декларации, что нефтепровод заработает. Но пока ни одна трансатлантическая компания, которая работает в Каспийском регионе, не изъявила желания поставлять нефть этим коридором», — сказал Леонид Кучма после встречи с президентом Польши Александром Квасневским. В-третьих, Украина за последние пять лет пыталась поставлять на отечественные НПЗ иракскую, азербайджанскую, арабскую нефть, но пока ни одной капли ее на заводы не поступило. Более того, с 1 января по 25 июня 91,49% всей нефти поставлено в Украину из России. Поэтому с экономической точки зрения неразумно не замечать основного потока пополнения бюджетных средств от нефтегазовой отрасли.

Летнее падение

Ситуация на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов в июне значительно отличалась от майской. Оптовики, в связи с активизацией закупок аграриями под уборочную, в конце первой декады месяца повысили цены низкооктановых бензинов А-76, А-80 и дизельного топлива. Но сельхозпрозводителей спасает стабильно падающие цены на АЗС. Поэтому, как подтвердил опрос владельцев бензоколонок в Николаевской, Одесской, Запорожской областях, у них резко выросли крупные закупки горючего — до 1—3 тонн на одну заправку. Интересно, что в традиционно аграрных регионах цена горючего на бензоколонках снижается более стремительными темпами, а бензин и солярка на сельских АЗС или расположенных на автомобильных трассах на 5—15 коп. дешевле, чем в городской черте.

В частности, самую дешевую солярку по средней цене 1,30—1,33 грн за литр сегодня можно купить в Кировоградской, Львовской, Полтавской, Ровенской, Николаевской, Херсонской обл.

Как рассказал «Контрактам» Вячеслав Стешенко, директор компании «Кло», «ситуация на рынке нефтепродуктов сегодня стабилизировалась. В ближайшее время резкого снижения цен на ГСМ ожидать не стоит, хотя, начиная с февраля, это удешевление в рознице было постоянным. При том, что фискальный пресс на производителей увеличился вдвое и больше всего выросли тарифы на прокачку нефти и тарифы на транспортировку топлива от «Укрзалізниці».

По мнению Олега Стрельникова, руководителя консалтинговой компании «FKG Ukraine», ситуация на рынке нефтепродуктов будет оставаться стабильной до середины июля, при этом возможны небольшие колебания цен в опте. Исключение составит розничный рынок, где на это время можно ожидать дальнейшего удешевления ГСМ.


Динамика средних цен на рынке нефтепродуктов в мае-июне 2003 года
Сегмент рынка Дата Средняя цена нефтепродуктов
ДТ А-76 А-80 Аи-92 Аи-95 Аи-98
Средний опт, грн за 1 тонну 20 мая 1527 1500 1508 1840 2055 2450
30 мая 1528 1508 1510 1818 2034 2400
10 июня 1534 1512 1512 1807 2002 2400
25 июня 1541 1515 1515 1794 1993 2400
Розница, коп. за 1 литр 20 мая 146 141 142 175 193 233
30 мая 143 139 139 172 190 232
10 июня 142 138 138 171 189 232
25 июня 141 136 137 171 188 232
Источник: данные Киевской государственной инспекции по ценам
Контракты №26 / 2003


Вы здесь:
вверх