логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Через несколько лет в Украине возможен ажиотажный спрос на комбайны Богдан МАЛИНОВСКИЙ - «Контракты» №26 Июнь 2003г.

Производители зерноуборочных комбайнов - как отечественные, так и зарубежные - прогнозируют катастрофическое сокращение в Украине имеющегося в наличии комбайнового парка в течение 2006-2008 годов из-за выработки ресурса большинства машин. И уже сейчас производители строят оптимистические планы по продаже в Украине своей техники несмотря на неудачный для покупателей сезон.


фото Светланы и Виктора СКРЯБИНЫХ
Спрос на комбайны опять откладывается: собирать нечего

Еще во время выставки «Агро-2003», состоявшейся месяц назад в Чубинском, продавцы зерноуборочных комбайнов пересмотрели свои прогнозы на год. «В этом году мы ожидали прироста реализации комбайнов на 20%, но при такой тяжелой ситуации с урожаем неизвестно, удастся ли продать хотя бы немного больше, чем в прошлом году», — сообщили представители фирмы «Донснаб», эксклюзивного дистрибьютера ОАО «Ростсельмаш» в Украине. Такие тенденции отмечают и поставщики западной импортной сельхозтехники. «На мой взгляд, это обусловлено тремя причинами: во-первых, много озимых вымерзло, во-вторых, то, что не вымерзло, кое-где успело засохнуть, в-третьих, подскочил курс евро относительно гривни», — объясняет Владимир Данченко, коммерческий директор украинского представительства Sampo Rosenlew.

Следовательно, обновление комбайнового парка основная масса аграриев отложила еще на один сезон. Но нынешний сезон, как предупреждают специалисты, — едва ли не последний, когда еще можно обойтись без масштабных инвестиций в сельское хозяйство. Юрий Карабчинский, президент компании «Сибмашхолдинг», владеющей контрольным пакетом акций Красноярского комбайнового завода, объясняет: «Массовые закупки новых комбайнов украинскими и российскими хозяйствами прекратились в 1993 году. Срок физического износа советских комбайнов, по нашим наблюдениям, — 14—16 лет. Поэтому и он, и специалисты «Ростсельмаша» считают, что в 2006—2008 годах произойдет существенное сокращение имеющегося в наличии комбайнового парка украинских сельхозпредприятий. Поэтому за 3—5 лет инвесторы АПК, большинство из которых эксплуатирует только ту материально-техническую базу, которая осталась в наследство от КСП, окажутся перед выбором: или вкладывать от одного до нескольких миллионов гривен в каждое хозяйство для обновления комбайнового парка, или уходить из агробизнеса.

Почти все попытки выпуска украинских комбайнов провалились

Чтобы избежать дефицита уборочной техники, по оценкам Юрия Карабчинского, украинским аграриям уже сейчас нужно начать закупать по 2—2,5 тыс. комбайнов в год. В этом году, как считают ведущие поставщики, украинские аграрии приобретут едва ли 1000 новых и подержанных комбайнов. Однако за их деньги сегодня соревнуются больше десятка отечественных и иностранных производителей.

В частности, за последние годы о намерениях обеспечить Украину комбайнами заявили александрийское ЗАО «Лан», Херсонский комбайновый завод, Харьковский завод им. Малышева, киевский завод «АТЕК». Многолетние усилия предприятий, поддержанные десятками миллионов гривен бюджетного финансирования, закончились неудачей. Один из участников выставки «Агро-2003», который уже 30 лет занимается обслуживанием сельхозтехники, поделился с «Контрактами» своими впечатлениями: «Я осмотрел комбайн, который выставило предприятие, никогда не занимавшееся сельхозтехникой, — настоящий утиль. А ведь это новая машина — что с ней будет, когда она немного поработает в поле?» Да и прежде приходилось слышать жалобы первых покупателей украинских комбайнов на сервис — в жатву они по неделе-две ждали, пока с завода прибудут ремонтники или пришлют нужную запчасть. Такая ситуация сложилась из-за того, что предприятия стремились не так угодить пользователю, как спихнуть технику лизинговому фонду или его преемникам.

Сейчас «Лан» собирает всего несколько небольших «фермерских» комбайнов в год. Не лучше дела и у «АТЕКа», хотя он взялся за более ходовые на украинском рынке мощные комбайны (аналоги русского «Дона»). Несколько активнее расходятся комбайны «Горизонт» производства завода им. Малышева, не в последнюю очередь благодаря поддержке из областного бюджета тех аграриев, которые покупают произведенную на Харьковщине сельхозтехнику. Лучших результатов пока добился Херсонский комбайновый завод, который уже несколько лет подряд выпускает по 100 комбайнов марки «Славутич», также аналогичных по мощности «Дону». Вадим Кваснов, начальник бюро продаж Херсонского комбайнового завода: «В отличие от других отечественных заводов, мы начинали выпуск комбайнов не на пустом месте.

Несколько десятилетий перед этим завод выпускал кукурузосборочные комбайны, которые по своей конструкции сложнее зерноуборочных. Кроме того, мы рассчитываем не только на Украгролизинг, а находим дилеров среди коммерческих структур, поскольку в «Сельхозтехнике» не умеют мыслить по-новому и не имеют мотивации, как у коммерсантов». К тому же, по словам Кваснова, за пять лет удалось исправить недостатки, за которые в свое время раскритиковал первые «Славутичи» тогдашний премьер Валерий Пустовойтенко. В частности двигатель СМД, который когда-то устанавливали на все советские комбайны, заменен на ЯМЗ. Также на время жатв организовывается 16 мобильных ремонтных бригад, которые обязаны устранить неполадку в течение двух суток.

На звание украинского комбайна претендуют «Дон» и «Енисей»

Несмотря на отдельные успехи отечественных предприятий, специалисты сомневаются, что отечественные заводы смогут удовлетворить потребности украинского рынка, которые в 2006—2008 годах достигнут 3—3,5 тыс. машин в год. Нарастить производство им мешает нехватка оборотных средств: собственных денег маловато, государство выделяет намного меньше запланированного, а инвесторы не проявляют интереса. Поэтому создать в Украине производство комбайнов, которое полностью удовлетворило бы потребности рынка в ближайшие годы, берутся те компании, чьим конкурентом и должен был стать украинский комбайн, о котором мечтали аграрные чиновники.

Еще в прошлом году было зарегистрировано СП «Дон-Лан», которое должно выпускать на базе Автоштампа вместо «неудачника» «Лана» хорошо знакомый украинским крестьянам «Дон». Однако вскоре «Ростсельмаш» предпочел предприятие, которое с самого начала специализировалось на сельхозтехнике и располагалось ближе и к Ростову, и к основным рынкам сбыта — степным областям — Первомайскому заводу сельхозмашин в Бердянске, который выпускал жатки. По словам начальника отдела рекламы СП «Дон-Лан» Людмилы Сыровацкой, с начала нынешнего года в Бердянске собрано около 180 «Донов» и «Нив», которые на 50% состоят из украинских комплектующих.

Использование в основном отечественных комплектующих, как известно, было условием для частичного бюджетного возмещения затрат покупателей сельхозтехники. В то же время увеличение доли украинских комплектующих не было самоцелью — ростовские комбайны в свое время приблизительно наполовину состояли из узлов и деталей украинского производства, и старые кооперационные связи восстанавливаются. Однако в этом году бюджетной компенсации фактически нет — возмещение идет из средств, которые Украгролизинг собирает с должников, а погашают старые лизинговые платежи очень неохотно.

По словам Людмилы Сыровацкой, наибольший интерес проявляют украинские покупатели к «Донам» — на эту марку приходится три четверти реализованных в нашей стране ростовских комбайнов. «Нива» хотя и была усовершенствована в последние годы, продолжает оставаться разработкой 30-летней давности, рассчитанной на урожайность около 20 ц/га». Поэтому вскоре «Нива» будет заменена новой, более мощной моделью, аналогичной по производительности «Енисею».

Между тем Красноярский комбайновый завод уже выпустил и презентовал на выставке «Агро-2003» принципиально новую модель комбайна — «Енисей-954». По словам Юрия Карабчинского, это первая новая модель зерноуборочного комбайна, разработанная в СНГ после 1985 г. «Енисей-954» и его «близнец» «Енисей-950», отличающийся только количеством молотильных барабанов (соответственно два и один), имеют более широкую жатку, чем предыдущая модель «Енисей-1200», больший объем бункера (5 куб. м), в несколько раз быстрее разгружаются и оборудованы усиленными мостами. Продемонстрированный на выставке новый «Енисей» был уже серийным образцом, следовательно, комбайны этой модели уже этим летом можно свободно купить в неограниченных количествах. Юрий Карабчинский похвастался еще одним достижением Красноярского комбайнового — завод первым среди комбайновых предприятий СНГ получил сертификат ISO-9001.

На выставке «Агро-2003» руководство «Сибмашхолдинга» сообщило и о планах сборки «Енисеев» в Украине, на Лозовском кузнечно-механическом заводе, которым владеет «Украинский промышленно-энергетический концерн». Как сообщили руководители УПЭК, сборка комбайнов в Лозовой начнется в ноябре этого года, а в следующем году завод может собрать 500 комбайнов и впоследствии довести объемы производства до 2000 штук ежегодно. «Три долгих года с тех пор, как красноярские комбайны опять начали продаваться в Украине, мы не могли ни на чем остановиться и только сейчас по совокупности обстоятельств выбрали ЛКМЗ, — говорит Юрий Карабчинский. — Наибольшее значение для нас имели ответственные партнеры в лице УПЭК, а уже потом — мощности». Впрочем, производственная база завода также солидная.

«Завод изготавливает до 20% комплектации тракторов ХТЗ, в частности такие основные узлы, как ведущие мосты, карданные передачи, и имеет полный производственный цикл», — рассказал директор ЛКМЗ. Как уверяет директор Красноярского завода комбайнов Олег Кириллов, собранные в Лозовой комбайны также будут более чем наполовину украинскими, от чего качество машин не ухудшится, поскольку уже сейчас сибирские комбайны на 40% комплектуются деталями украинского производства, а в советские времена эта доля составляла 60%.

Украинские комбайны российского происхождения имеют все шансы удовлетворить ажиотажный спрос, который возникнет через 3—5 лет. В первую очередь они рассчитаны на среднее постсоветское хозяйство, где урожаи не превышают 40 ц/га, у которого маловато денег, а уровень технического персонала невысок. В частности специалисты отмечают нетребовательность российских комбайнов к условиям работы, в частности к ровности поверхности поля. Но самый убедительный аргумент россиян — окупаемость. По словам представителей «Сибмашхолдинга», «Енисей» окупается за два-три сезона, тогда как в окупаемости комбайнов европейского производства в условиях Украины они сомневаются из-за высоких затрат на сервис.

«Джон Дир» и другие — только для хорошего хозяина

Кроме того, находятся покупатели и на зерноуборочную технику западных фирм, продвижением которой в Украине занимаются представительства (Sampo Rosenlew и Claas) и ряд дилеров. В списке дилеров в нынешнем сезоне произошли определенные изменения. В частности John Deere предоставил статус эксклюзивного дистрибьютера фирме «Райз-Агротехник», а фирма AGCO, продвигавшая зерноуборочные комбайны и всю линейку сельхозтехники марки Massey Fergusson, начала работать через «Объединенную агротехническую компанию».

Комбайны западных марок разрабатывались, конечно, для североамериканского или европейского фермера. Это определило тенденции развития техники с Запада — уменьшение непродуктивных затрат рабочего времени комбайнера, облегчение обслуживания, повышение уровня эргономичности и усиление контроля за работой комбайна.

Отображением этих тенденций стали продемонстрированные на выставке «Агро-2003» новинки загрубежной зерноуборочной техники. Так, «Райз-Агротехника» продемонстрировала новый зерноуборочный комбайн John Deere WTS. Василий Полунец, директор департамента маркетинга сельхозтехники ДП «Райз-Агротехника»: «Это разработка 2002 года, где воплощены новейшие технологии, а конструкция многих узлов подчинена требованиям экономии времени. Присоединение жатки занимает всего несколько секунд, а 700-литровый бак позволяет работать целый день, не останавливаясь на дозаправку и не гоняя лишний раз на поле заправщика. Такие «пустяки», экономящие время комбайнера, обеспечивают производительность на уровне 60—65 га в день». К новинкам относится, в частности, технология GPS, обеспечивающая связь с комбайном через спутник. Василий Полунец: «Это очень важно для владельца — он видит у себя в офисе на компьютере расход горючего, урожайность и местонахождение комбайна с точностью до 1 метра». А корректировать информацию, записанную бортовым компьютером можно, только подсоединив к нему ноутбук. Поэтому бортовой компьютер предохраняет владельца от краж со стороны персонала.

Детальное картирование урожайности позволяет внедрять систему точного земледелия — зная, какие участки поля дали низкую урожайность, хозяин может регулировать с высокой точностью нормы внесения удобрений. Это, в свою очередь, позволяет с максимальной отдачей использовать каждый квадратный метр поля и перейти (при благоприятных погодных условиях) 70-центнерный порог урожайности озимой пшеницы. Однако для этого нужна точная агрохимическая карта поля, что требует регулярных исследований почвы, а их сегодня проводят не так много отечественных хозяйств. Поэтому специалисты предупреждают: когда хозяйство не в состоянии обеспечить высокую урожайность, надлежащую организацию жатв и научить персонал работать со сложной техникой, дорогой импортный комбайн может и не окупиться.

Контракты №26 / 2003


Вы здесь:
вверх