логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Внутри государства демпинга не бывает, но от этого не легче - «Контракты» №26 Июнь 2003г.


Порой термин «демпинг» — хоть это и неправильно с юридической точки зрения —предприниматели применяют для характеристики торговых операций на внутреннем рынке, когда речь идет о продаже товаров по ценам намного ниже, чем у конкурентов. Такое действие не считается противозаконным, если это не касается установленных (регулируемых) государством цен на отдельные виды продукции (сахар, водку ликеро-водочные изделия и др.), а также практики применения так называемых обычных цен.

В законах Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» среди действий, подпадающих под определение «недобросовестная конкуренция», нет операций по продаже товаров по чрезвычайно низким ценам. Хотя такие методы конкурентной борьбы довольно распространены и могут создавать проблемы для других субъектов предпринимательской деятельности.

Вот, например, рядом с универсамом конкурент открывает новую торговую точку с таким же ассортиментом товаров и для начала устанавливает цены на свои товары намного ниже, чем в магазине — почти на уровне их закупочной цены. Отбив у конкурента часть покупателей, владелец новой торговой точки постепенно повышает цены до обычного уровня, лишив владельца универсама части его доходов.

Как «неофициальному демпингу» противодействовать в пределах закона?

Первый вариант: так же уменьшить цены. Но это может завести в тупик и при длительном применении повлечь банкротство, если нет других источников доходов, за счет которых можно дотировать бездоходную деятельность.

Второй вариант: вступить в переговоры с конкурентом и, угрожая ему действиями по первому варианту, вынудить его повысить цены до компромиссного уровня. Но если он человек упрямый, амбициозный и располагает деньгами для проведения такой ценовой политики, это может не дать результата.

Третий вариант: проводить акции продажи отдельных товаров по «сверхнизким» ценам (ниже оптовых и цены конкурента) и другие привлекательные для покупателей мероприятия (лотереи, скидки постоянным клиентам, бесплатные фирменные пакеты и т. п.).

Четвертый вариант: расширить ассортимент товаров по сравнению с конкурентом. Ему сделать то же при «демпинговых» ценах будет сложнее.

Пятый вариант: узнать, нет ли среди товаров конкурента тех, цены на которые регулирует государство (сахар, водка, табачные изделия и др.) и не продаются ли они дешевле установленных минимальных цен. Если да, то можно посодействовать, чтобы информация об этом попала «куда следует»: в налоговые органы или в инспекцию по контролю за ценами. Финансовые санкции за такие нарушения достаточно строгие и могут если и не разорить, то во всяком случае поставить конкурента в трудное положение.

Несколько сложнее может выглядеть ситуация в случае, так сказать, «регионального демпинга», когда мощная фирма хочет «раскрутить» новый товар и пытается вытолкнуть с регионального рынка продавцов аналогичных товаров, создав собственную дилерскую и розничную сеть. Для этого фирма предлагает свой товар по ценам намного ниже, чем у конкурентов.

Способы противодействия «региональному демпингу»

Во-первых, если это импортный товар, убедиться, нет ли возможности возбудить антидемпинговую процедуру в соответствии с указанным выше законом. Если действия конкурента не подпадают под законодательное определение демпинга, можно прибегнуть к другим методам борьбы. В частности узнать об источниках происхождения товара и попробовать самому стать оптовым продавцом этого товара на конкурентных основах. Если это окажется невозможным, тогда проверить, нет ли у конкурента, хотя бы частично, контрабандного товара, поскольку слишком низкие цены могут объясняться незаконным перемещением товара (или его части) через границу без уплаты ввозной пошлины и НДС. Если это удастся установить, куда обратиться с такой информацией, наверное, понятно.

Во-вторых, можно самому или с другими потерпевшими от экспансии предпринимателями купить какое-то количество товара «агрессора» и, в свою очередь, «демпинговать». То есть, намеренно убыточно продавать его дешевле, чем у фирмы-конкурента и таким образом не дать ему возможности полностью захватить рынок.

В-третьих, можно непосредственно (или даже через специально созданную для этого или незадействованную фирму) вступить в договорные отношения с конкурентом, а потом по юридически обоснованной стратегии осложнить ему жизнь судебными процессами, встречными проверками налоговых органов и т. п.

В-четвертых, можно попробовать перетянуть к себе на работу наиболее ценных работников «агрессора» или предложить его дилерам более выгодные условия.

Контракты №26 / 2003


Вы здесь:
вверх