логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
<Доны> собирают и кормовые. Зерновых культур им уже мало Богдан МАЛИНОВСКИЙ - «Контракты» №26 Июнь 2003г.

На украинском рынке кормоуборочной техники ожидается структурная перестройка. Вернув потерянные ранее позиции в отрасли зерноуборочных комбайнов, <Ростсельмаш> решил вытеснить белорусов с ведущих позиций на рынке кормоуборочной техники. Россияне рассчитывают составить конкуренцию не только <Гомсельмашу>, но и европейским самоходным машинам. В то же время фирмы, возникшие в результате реструктуризации <Белоцерковсельмаша>, обещают реанимировать производство прицепных комбайнов, а некоторые отечественные заводы выпустили первые образцы самоходных комбайнов.


Отечественное производство опять создается почти «с нуля»

Выпуск кормоуборочных комбайнов во времена плановой экономики был распределен между Украиной и Беларусью — наш «Белоцерковсельмаш» выпускал прицепные комбайны, а «Гомсельмаш» — самоходные. Экономический кризис 90-х годов пережили только гомельцы. «Белоцерковсельмаш», когда-то выпускавший по 1000 прицепных комбайнов ежемесячно, не сумел воспользоваться даже своим монопольным положением на рынке СНГ. Специалисты, когда-то работавшие на заводе, констатировали, что руководство так и не научилось работать в рыночных условиях — не развивало дилерскую сеть, крепко держалось за одну-единственную, да и то устаревшую, модель КПИ-2,4 и продолжало удерживать на балансе предприятия все 24 цеха.

Поэтому в прошлом году, выпустив с десяток комбайнов, «Белоцерковсельмаш» оказался на грани банкротства и вынужден был пойти на реструктуризацию, вследствие которой на базе завода возникло три фирмы. Две из них сейчас вновь набирают рабочих, надеясь реанимировать производство прицепных комбайнов уже новой модели КПИ-Ф-30, освоение которой дошло до экспериментальных образцов. Третья — ООО «Ротор-2», возникшая на базе дочернего предприятия, в которое четыре года назад выделился один из цехов, продержалась на плаву все это время.

Сейчас в сезон фирма ежемесячно выпускает по два десятка прицепных комбайнов новой модели «Рось-2», в межсезонье загружая персонал изготовлением запчастей для комбайнов разного профиля и садово-огородного инвентаря. «Мы сделали самый дешевый комбайн даже среди прицепных, обеспечивающий, по данным Института механизации и электрификации сельского хозяйства, самые низкие затраты горючего и денег на тонну собранных кормов», — говорит директор фирмы «Ротор-2» Сергей Кучма. В то же время он признает, что этот комбайн предназначен для фермеров и небольших хозяйств, имеющих менее 1000 голов скота и ограниченных в средствах в связи с тем, что их не финансируют молокозаводы.

Монополия белорусов отходит в прошлое

Однако там, где сохранилось развитое животноводство, нужен самоходный комбайн. В конце 90-х появилось два варианта украинского самоходного кормоуборочного комбайна. ОАО «Адвис» (Хмельницкий) собрало несколько комбайнов «Марал», которые во времена СЭВ массово поставлялись из ГДР и были хорошо известны в Украине, а на ОАО «Олимп» (Светловодск Кировоградской обл.), используя ресурсы местных оборонных заводов, сконструировали и изготовили одноименный отечественный комбайн. Однако сколько-нибудь серьезного интереса к этой технике отечественные аграрии не обнаружили. Сейчас за самоходные кормоуборочные комбайны взялись «Борекс» из Бородянки на Киевщине и кировоградская «Красная Звезда», но пока говорить об успехе или неудаче этих проектов преждевременно.

Сократили до минимума отечественные аграрии и закупки гомельских КСК-100, выпуск которых продолжается несмотря на то, что они были разработаны еще во времена «развитого социализма». «На КСК мы поставили новый двигатель ЯМЗ, доработали все основные узлы», — говорит заместитель главного конструктора «Гомсельмаша» Владимир Якименко. Но все равно сейчас гомельцы отходят от КСК-100, который еще лет десять тому назад механизаторы проклинали последними словами. Вместо этого они продвигают разработку 90-х годов — универсальное энергосредство «Полесье-280», к которому можно цеплять самые разные агрегаты — плуг, зерновую жатку, кормовую жатку, копатель сахарной свеклы и т. п. Впрочем, опытные специалисты называют «Полесье-280» копией энергосредства одной из немецких фирм, выпускавшегося еще в 80-х годах.

Таким образом, в конце 90-х годов украинский рынок самоходной кормоуборочной техники заняли новые и подержанные комбайны: Mammut фирмы Case, «Ягуар» (Claas), Maral фирмы Doppstadt, а с недавних пор и «Джон Дир». Но в последнее время у них появился сильный конкурент — «Ростсельмаш», который в начале 90-х освоил выпуск кормоуборочных комбайнов.

С 2000 г. кормоуборочные комбайны «Дон-680» начали завозить в Украину. До начала нынешнего сезона было импортировано более 100 новых кормоуборочных «Донов». В этом комбайне покупателей привлекала низкая цена («Дон-680» втрое дешевле аналогичного «Ягуара»). «При высокой производительности — 30 га/день — комбайн позволяет окупить затраты инвесторов уже до конца первого сезона эксплуатации», — рассказал директор компании «Донснаб» Игорь Квитницкий. Для хозяйств, ограниченных в оборотных средствах, партнер «Донснаба» — банк «Приват-Инвест» предлагает лизинг сроком на пять лет под 17% годовых.

Импонирует покупателям и то, что комбайн разрабатывался для эксплуатации в наших условиях: широкий барабан дает возможность работать при высокой влажности зеленой массы, а днепропетровские шины обеспечивают высокую проходимость. Представители компании «Донснаб» рассказывают, что в прошлом году в одном из хозяйств Красноградского района Харьковщины запланировали демонстрационный показ, на котором все заинтересованные могли бы сравнить в работе «Дон-680» с «Ягуарами» и «Маралами», бывшими в хозяйстве. Однако соревнование не состоялось — из-за дождливой погоды в поле смогли выйти только ростовские комбайны.

«Дон-680» на 60% унифицирован с зерноуборочным комбайном «Дон-1500», что значительно облегчает персоналу овладением новым комбайном и упрощает сервис и ремонт. В комбайне воплощены и новейшие (для СНГ) технические достижения — жатка копирует рельеф поля как в продольном, так и в поперечном направлениях, а в кабине, как и в других ростовских комбайнах, установлен кондиционер. Поэтому молокозаводы, агрофирмы и все, кто вкладывает средства в животноводство, проявляют большой интерес к кормоуборочным «Донам». Даже конкуренты говорят: «За несколько лет «Ростсельмаш» сможет сделать машину конкурентоспособной по всем параметрам». Поэтому в ближайшее время ожидается переориентация украинского рынка на кормоуборочные комбайны «Дон», которые вскоре будут собирать и в Украине.


Цены на новые комбайны с доставкой по состоянию на июнь 2003 г.

Зерноуборочные:
«Славутич» (с дотацией), тыс. грн 316
«Енисей-954», «Руслан», тыс. грн 250—260
«Дон-1500Б», тыс. грн 325,5—345
«Нива», тыс. грн 210
Sampo, тыс. евро 200
John Deere 9640 (жатка 6,7 м), тыс. евро 223
Case 2366 (жатка 6,1 м), тыс. грн 935
Кормоуборочные, тыс. грн:
КПИ-Ф-2,4* 58,2
«Рось-2»* 45,2
КСК-100** 381
«Дон-680»** (с металлодетектором) 335,5
Mammut** 1100
«Ягуар»** 1200
* Прицепные, ** самоходные
Контракты №26 / 2003


Вы здесь:
вверх