логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
В рядах упрощенцев - первые потери Елена ДОБРОНРАВОВА - «Контракты» №26 Июнь 2003г.

Завтра, 1 июля, предприниматели окончательно распрощаются со спецпатентом. Теперь им придется привыкать к новым условиям ведения бизнеса, к новым правам и обязанностям.


рисунок Игоря ЛУКЬЯНЧЕНКО
За спецпатент теперь можно только судиться

Несмотря на многократные заявления властей о намерении постепенно отказаться от упрощенных систем налогообложения, отмена спецпатента стала для большинства громом среди ясного неба. Еще и потому, что соответствующая новация была проведена не путем изменений положений профильных нормативов, а Законом Украины от 22.05.2003 № 849-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2003 год» и некоторые другие законодательные акты».

Документ вступил в силу 6 июня. Так что фактически с этой даты действие специального торгового патента должно было быть прекращено. Тем не менее, государство все же пошло на некоторые уступки — окончательная ликвидация спецпатента перенесена на 1 июля. До этой даты субъект предпринимательства должен был определиться — переходить ему на общую или упрощенную систему налогообложения. Если, конечно, деятельность и обороты вписываются в установленные для «упрощенцев» рамки. Кроме того, в текущем месяце налоговики дали предпринимателям возможность подать заявление о переходе на единый налог до 25 июня ( по действующим законам подавать такие заявления можно до 15 числа каждого месяца). Такие правила установлены Письмом ГНАУ № 9712/7/15-1217 и Письмом Комитета ВР по финансам и банковской деятельности № 06-10/470.

Что же касается внесенной за спецпатент предоплаты, то переплаченные деньги Комитет считает возможным перечислить на текущий счет налогоплательщика за счет местных бюджетов. Для этого субъекту предпринимательства достаточно подать в налоговую соответствующее заявление. В ГНАУ эту возможность не исключили, но отнеслись к ней весьма прохладно. Вероятнее всего, на практике излишне уплаченные суммы будут зачисляться в счет погашения обязательств по другим платежам. Зато в главном налоговом офисе подтвердили, что наличие ранее совершенных налоговых нарушений не может считаться основанием для отказа предпринимателю в переходе на единый налог (в некоторых областях налоговые отказывались переводить предпринимателя на упрощенную систему, если имелось решение о применении финансовых санкций за допущенные нарушения — оспоренное и отмененное). Главное, чтобы на момент подачи заявления у плательщика не было задолженности перед бюджетом.

Конечно, предприниматели еще могут побороться за право пользоваться спецпатентом до конца года, обратившись в суд. «В соответствии с Конституцией закон не имеет обратной силы. А спецпатент выписывается на год, даже если платится помесячно или поквартально. Таким образом, лицо — владелец спецпатента может до конца текущего года пользоваться правом на особый порядок налогообложения, предусмотренный спецпатентом», — пояснил эксперт Центра развития украинского законодательства Максим Рылик. Однако обращение в суд будет скорее исключением. Ведь не каждый предприниматель сможет осилить судебные издержки. Поэтому большинству все же придется играть по правилам, установленным государством.

Полюбите единый налог, как любили спецпатент

И все же, несмотря на предоставленные для выбора несколько недель, многие предприниматели до сих пор не смогли определиться, по каким правилам им выгоднее будет работать. Для них «Контракты» решили облегчить муки выбора, просчитав вместе с экспертами все «за» и «против» возможных вариантов.

Если не загадывать на перспективу, то бывшим спецпатентщикам, безусловно, выгоден переход на уплату единого налога. Сделать это смогут частные предприниматели с количеством наемных работников не более 10 и годовой выручкой до 500 тыс. грн и юрлица (число персонала — до 50 человек; годовой оборот до 1 млн грн). Став единоналожником, предприниматель освободит себя от ведения обязательного учета доходов и расходов, уплаты большинства имеющихся налогов, в том числе, от необходимости покупать торговый патент. Ведь деятельность бывших владельцев спецпатентов является предметом регулирования Закона «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности». А значит, при переходе на общую систему налогообложения им необходимо будет приобрести торговый патент.

«Кроме того, законодательство не ограничивает плательщика единого налога в выборе формы расчетов. При этом от них не требуется использование регистраторов расчетных операций. Исключение из этого правила — продажа подакцизных товаров (кроме пива на розлив)», — продолжает помощник адвоката Адвокатского объединения «Адвокатская фирма «Паритет» Борис Даневич.

«При выборе способа налогообложения единым налогом по ставке 6% появляется возможность уменьшать НДС к выплате за счет «входящего» НДС, что очень важно для тех субъектов предпринимательства, которые занимаются торговой деятельностью. Естественно, регистрация в качестве плательщика этого налога и связанная с этим дополнительная головная боль по ведению отчетности, а также пристальное внимание налоговых органов (обычно, проверяющие органы, услышав, что вы не являетесь плательщиком НДС и платите единый налог по ставке 10 процентов теряют к вам интерес) могут снизить интерес к уплате единого налога с НДС. Но тут уже надо просчитывать все «плюсы» и «минусы» в зависимости от вида деятельности конкретного предприятия. Скажем, субъектам предпринимательства, которые предоставляют бытовые услуги, более интересной будет налогообложение по ставке 10 процентов без НДС», — рассказал далее Максим Рылик.

Обратная сторона единого налога

Впрочем, и у этого способа налогообложения есть свои скрытые недостатки. В частности, единоналожник-физлицо, по словам Бориса Даневича, всегда может оказаться в ситуации, когда расходы на уплату единого налога превысят текущий доход. Ведь ставка налога — фиксированная, а доходы — нет. Кроме того, у упрощенца отсутствуют права (во всяком случае так считают в Фонде социального страхования на случай временной утраты трудоспособности) на социальное обеспечение по больничным, расходам, связанным с рождением ребенка и т. д. И, главное, над упрощенцами уже занесен дамоклов меч ликвидации специальных условий налогообложения, предусмотренных для малых предприятий.

Отмена спецпатента — пока единственный, но далеко не последний шаг властей в реформировании упрощенных систем налогообложения. К слову, очередные новации едва не были приняты в ходе голосования поправок к закону об НДС. Тогда нардеп Юрий Ехануров вовремя забил тревогу, указав, что предложенные правила уплаты этого налога «малышами» фактически нивелируют Указ Президента «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». А ведь на сегодняшний день упрощенцами являются 1,7 миллиона украинцев. Тем не менее пересмотр уплаты НДС малыми предприятиями — дело времени. К этому вопросу Верховная Рада может вернуться уже осенью.

Продолжение следует

Итак, финансово-банковским Комитетом ВР при поддержке правительства предлагается вместо применяемых сейчас двух ставок единого налога: 6% «плюс» НДС или 10% без уплаты налога на добавленную стоимость, ввести единую ставку — 8% «плюс» НДС. Правда, при этом в пять раз поднимается планка, установленная для годового оборота предприятия, при достижении которого ему необходимо в обязательном порядке регистрироваться плательщиком НДС. Ее предложено установить на уровне 300 тыс. грн в год.

Предлагается также разрешить предприятиям с меньшим оборотом регистрироваться плательщиком НДС по желанию. «Это та реформа, которую мы должны были провести для того, чтобы не было намеренного дробления предприятий на маленькие с целью минимизации налогообложения», — так комментирует предлагаемые нововведения зампред Комитета ВР по финансам и банковской деятельности Сергей Терехин. А вот эксперты воспринимают новации несколько иначе. «Постепенная ликвидация упрощенных систем налогообложения — прямая дорога к существенной тенизации доходов, — говорит глава консалтиногового объединения «Навигатор» Андрей Гинкул. — И вовсе не потому, что малыши отказываются платить налоги. Просто на данный момент, когда отсутствует прозрачная система администрирования налогов, любой налоговый инспектор всегда найдет повод применить к предпринимателю финансовые санкции. А для малого предприятия они могут оказаться смертельными».


К слову

В отличие от отечественных депутатов их российские коллеги относятся к упрощенцам весьма трепетно. Перед началом парламентских каникул Дума переписала правила налогообложения для малого бизнеса. Она разрешила предпринимателям без ограничений выбирать оптимальный для себя налоговый режим в рамках упрощенной системы. А тем, кто платит единый налог на вмененный доход, с 1 января 2004 г. будет позволено принимать от покупателей пластиковые карточки и вести упрощенный учет по сопутствующим видам деятельности.

Сейчас малые предприятия с оборотом меньше 15 млн руб. в год и численностью сотрудников меньше 100 человек могут выбирать — платить ли налог с выручки по ставке 6% или с разницы между доходами и расходами по ставке 15%. Но с 1 января 2005 г. по действующей редакции Налогового кодекса малые предприятия лишились бы такой возможности — все они должны были бы платить налог с разницы между доходами и расходами. Именно эту оплошность российские депутаты и ликвидировали. Заодно парламентарии исправили свою прошлогоднюю ошибку и разрешили торговым предприятиям, которые платят единый налог на вмененный доход, продавать товары по пластиковым картам.

Контракты №26 / 2003


Вы здесь:
вверх