логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС может спровоцировать правительственный Роман КУЛЬЧИНСКИЙ - «Контракты» №27 Июль 2003г.

Через неделю после начала продовольственной паники залихорадило Верховную Раду - депутаты ищут виноватых, но, в отличие от Кабмина, не среди предпринимателей, а во властных структурах. Одни обвиняют в ажиотаже должностных лиц, требуя отставки кого-то из министров (чаще всего называют вице-премьера по вопросам АПК Ивана Кириленко и аграрного министра Сергея Рыжука). Другие говорят, что продовольственный кризис сознательно спровоцировала определенная финансово-политическая сила, стремящаяся получить от него определенные политические и коммерческие дивиденды.


фото Светланы и Виктора СКРЯБИНЫХ
В стране паника, чиновники в командировках

У многих политиков, депутатов, независимых экономистов возникает закономерный вопрос: о проблемах с урожаем было известно давно, и должностные лица должны были предвидеть продовольственный ажиотаж, но почему это не было сделано? Тем более, что с ведущими министрами работают профессиональные политтехнологи, профессия которых предполагает умение ощущать и прогнозировать каждое поползновение непостижимой души народа. Но, судя по заявлениям должностных лиц, панические настроения населения стали для них полной неожиданностью. Заслуживает внимания и стиль работы правительства во время кризиса. Например, в то время, когда на рынках гречневая крупа подорожала с трех до шести гривен за килограмм, Минэкономики разослало пресс-релиз, в котором говорилось, что ситуация под контролем и цены выросли несущественно. А в пресс-службе МинАПК, куда «Контракты» обратились с просьбой посодействовать в получении у кого-нибудь из ответственных лиц комментария к чрезвычайной ситуации, сообщили, что все ведущие специалисты в командировках или в отпусках...

Признаки кризиса появились еще в начале года

По мнению неправительственных экспертов, рост цен — это открытое проявление глубинных проблем в сельском хозяйстве, за решение которых не бралось ни прежнее, ни нынешнее правительства. «У нас нет аграрной политики, поэтому прямая ответственность за нынешнюю ситуацию лежит на Кабмине, — говорит народный депутат, профессор экономики Виктор Пинзеник. — В начале января были все признаки будущего кризиса. Об этом свидетельствовала динамика цен. Когда формировалось правительство, на встрече фракции с Януковичем я еще тогда требовал принять необходимые меры, чтобы предотвратить такую ситуацию, как сейчас», — продолжает Пинзеник. «Первый всплеск цен произошел в феврале. Еще тогда следовало дать возможность хлебзаводам повысить цены на 5—7 копеек. Если бы это повышение произошло тогда, а потом, возможно, где-то в апреле, то сегодня такого прыжка цен не было бы. Мы вносили предложения в Минэкономики, но нас никто не послушал», — рассказал «Контрактам» генеральный директор объединения предприятий хлебопекарной промышленности «Укрхлебпром» Александр Васильченко.

Экономисты убеждены, что прыжок цен на ряд продуктов произошел из-за подорожания зерна. Конъюнктура рынка такова, что цены на зерно определяют ценообразование на рынке сельхозпродукции вообще. В конечном-то счете, очевидных причин для подорожания сахара, гречки и др. не было. Большинство обозревателей сходятся во мнении, что нынешнему продовольственному кризису предшествовало падение цен на зерно в 2002 году. По словам Пинзеника, в прошлом году средняя продажная цена составляла 312 гривен за тонну против 445 гривен в 2000 году. Непредсказуемость цен стала одной из причин отсутствия достаточных инвестиций в сельское хозяйство. «Кто будет вкладывать средства в бизнес, когда невозможно подсчитать будущие доходы?» — замечает Пинзеник. Согласно общепризнанному мнению (мнение Кабмина не берется во внимание), в падении цен полностью виновато правительство, которое не сумело или не захотело использовать неадминистративные меры регулирования. Виктор Пинзеник: «Цель бизнеса — прибыль, и потому обвинять предпринимателей в вывозе зерна или увеличении торговых наценок, это все равно что обвинять солнце в том, что оно встает на востоке — экспортные цены были выше внутренних».

Эксперты, в частности, обвиняют правительство в нежелании создать механизм реализации зерна через биржи, которые во всем мире служат инструментом прозрачного формирования цен. По словам Пинзеника, в прошлом году в Украине через биржи прошло 0,01% всех контрактов, и правительство ничего не сделало для того, чтобы изменить положение. Государство должно влиять на формирование цены, согласовывая верхний и нижний предел с основными трейдерами и учитывая мировые цены, а также скупать излишек зерна на рынке. Но даже полумер в этом направлении в прошлом году не было сделано.

Госрезерву нечем сбивать цены?

Рассматривая сложившуюся ситуацию, эксперты отмечают, что Кабмин слишком долго медлил с интервенцией на рынок зерна и муки после увеличения спроса. «Чтобы избежать нынешнего прыжка цен, правительство должно было при первых признаках осуществить интервенцию на рынок, так как это делает НБУ при угрозе падения гривни», — говорит Пинзеник. По убеждению депутатов из «аграрного» комитета, Кабмин, чтобы выйти из кризиса с наименьшими потерями, должен сделать то, чего от него ждали еще весной. А именно: четко заявить о своих планах в отношении нового урожая; объяснить участникам рынка, какой будет политика закупочных цен; как государство будет влиять на формирование цен; какие у государства резервы зерна (информация же о валютных резервах известна всем); какая предусматривается структура урожая; сколько не хватает зерна; какую роль будет играть государство в закупке зерна за границей и т. п. Реальная и оперативная правительственная информация могла бы успокоить рынок. Но должностные лица решились на такие заявления только в конце прошлой недели. По словам Виктора Януковича, правительство прогнозирует, что продовольственного зерна в этом году соберут в объеме 3 млн тонн.

Впрочем, Янукович отметил, что более точные цифры урожая продовольственного зерна в этом году правительство получит в 20-х числах июля. Премьер также отметил, что до конца года Украине нужно будет импортировать приблизительно 2 млн тонн продовольственного зерна (потребности внутреннего рынка в продовольственном зерне оценивают в 6—6,5 млн тонн). Прежде Госрезерв заявлял, что с начала ажиотажа на рынок была «выброшена» мука по ценам дешевле рыночных. По данным информагентства «Интерфакс-Украина», Госрезерв для стабилизации цен намерен начать интервенцию на рынок муки в объемах 42,7 тыс. тонн и около 200 тыс. продовольственного зерна.

Однако опрошенные «Контрактами» операторы рынка до сих пор не видели ни «резервной» муки, ни зерна. Все операторы вообще сомневаются, что им хоть что-то перепадет. Член наблюдательного совета ОАО «Крымхлеб» Владимир Слабовский: «В Крыму из обещанных Госрезервом 6,8 тыс. тонн зерна мы получили только одну тысячу. Остальное нам не отдают под любым предлогом. То говорят, что нет, то просят подождать несколько дней, то подождать нового урожая, то ссылаются, что ответственного руководителя нет на месте». Из чего обозреватели делают печальный вывод, что в «закромах родины» намного меньше добра, чем записано на бумаге.

Не обошлось без политики?

Есть версия, что к ажиотажу приложили руку противники премьера Виктора Януковича, которых условно называют «некоторые финансово-политические группы, приближенные к власти». Версия состоит в том, что через замысловатую комбинацию, в которую входили даже арест экс-вице-министра по вопросам АПК Леонида Козаченко(!), запугивание народа неурожаем через масс-медиа и определенные действия «своих» людей на государственных постах, эти «некоторые ФПГ» посеяли панику и подняли цены. О том, что российские политтехнологи готовят перед президентскими выборами всяческие провокации, интернет-издания писали давно. Подкрепляя версию спланированной диверсии, эксперты говорят, что накануне скачка цен бизнес-структуры, близкие к «некоторым ФПГ», скупали сахар, муку и т. д. Политолог Кость Бондаренко: «К нынешней ситуации отдельные политические группы готовились долго и планомерно. Кстати, ажиотаж совпал с важными кадровыми перестановками в государстве и реализацией политической реформы. Кое-кто очень хочет, чтобы под этот шумок кадровые перестановки произошли и в Кабмине. Какие именно группы, уточнять не буду, все, кто интересуется политикой, поймут.

Безусловно, Виктору Януковичу как кандидату в президенты кто-то таки подложил огромную «свинью». И по большому счету уже не важно, кто именно — население, предприниматели-«спекулянты», по версии Кабмина, или «некоторые ФПГ» с политтехнологами. У оппозиции (и не только) появился прекрасный аргумент для критики правительства. И все правительственные отчеты об экономическом росте и повышении на несколько процентов доходов разбиваются вдребезги одним лишь упоминанием о продовольственном кризисе — летним ажиотажем будут крыть все попытки представить Януковича хорошим хозяйственником. Особенно легко это будет делать Ющенко с его лозунгом «Не словом, а делом!» Хотя Виктор Янукович, безусловно, попробует «сделать из лимона лимонад», ведь незапланированная инфляция заметно упрощает выполнение бюджета по расходным (социального направления) статьям.


Величины индексов инфляции
(в процентах к предыдущему месяцу)

Месяц 2000 2001 2002 2003
Январь 104,6 101,5 101 101,5
Февраль 103,3 100,6 98,6 101,1
Март 102 100,6 99,3 101,1
Апрель 101,7 101,5 101,4 100,7
Май 102,1 100,4 99,7 100
Июнь 103,7 100,6 98,2  
Июль 99,9 98,3 98,5  
Август 100 99,8 99,8  
Сентябрь 102,6 100,4 100.2  
Октябрь 101,4 100,2 100.7  
Ноябрь 100,4 100,5 100.7  
Декабрь 101,6 101,6 101.4  
Всего за год 125,8 106,1 99.4  

Kонтрмеры правительства

  • Первой реакцией правительства на повышение цен были угрозы «разобраться и наказать виновных» в укрывательстве продуктов.

  • Правительство срочно начало готовить законопроект, направленный на противодействие извлечению сверхприбыли в торговле. Речь идет об административном вмешательстве в деятельность СПД по определению торговых наценок. Допускается возврат к практике фиксированных цен на продукты питания.

  • Антимонопольный комитет поручил своим территориальным отделениям провести анализ рынков с целью выявить и пресечь факты нарушения антимонопольного законодательства.

  • Кабмин заявил: чтобы сбить цены, на рынок из Госрезерва выброшено «достаточное» количество продовольственного зерна, муки и сахара. Но операторы рынка уверяют, что резервной интервенции пока не почувствовали.

  • Руководители ряда областей по распоряжению Кабинета Министров вводят ограничение торговых наценок на хлеб, уровень рентабельности хлебзаводов и устанавливают фиксированные цены на хлеб.

  • Правоохранительные органы усилили борьбу со злоупотреблениями на аграрном рынке, «вызвавшими необоснованное повышение цен на хлеб и другие продукты питания». Уже выявлено более 400 подобных преступлений, по факту которых возбуждены уголовные дела.

  • Заместитель руководителя департамента Государственной службы по экономической преступности МВД Украины Леонид Скалозуб заявил о намерении работников органов внутренних дел совместно с налоговиками контролировать экспортно-импортные операции, связанные с зерном.

  • Парламент и правительство готовят совместную программу противодействия продовольственному кризису. В частности, Верховная Рада планирует принять специальный закон, который устанавливает объем ввоза в Украину без взыскания пошлины и с отсрочкой уплаты НДС продовольственного зерна объемом 2 млн тонн до 31 декабря 2003 года. В соответствии с законопроектом, импортеров должно определить Министерство аграрной политики. Специалисты рынка заявляют, что последний пункт не рыночный и будет содействовать коррупции и подорожанию импортного зерна.

  • С 3 июля в Симферополе пожарные и санэпидслужба массово закрывают хлебные магазины компании «Крымхлеб».

  • Правительство предложило Верховной Раде рассмотреть возможность увеличения за счет внешних ссуд долга страны на $200 млн для закупки зерна в Государственный резерв. Внедрено обязательное декларирование хранящегося зерна.

  • Кабмин достиг договоренности с банками о предоставлении под закупку зерна кредитов.

Контракты №27 / 2003


Вы здесь:
вверх