логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Мetro cash&carry шапками не закидать Виталина КРАВЧУК - «Контракты» №27 Июль 2003г.

Немецкий бренд Metro Cash&Carry, которому в 2004 году исполнится 40 лет, осваивает новые <земли>. В 2003 г. Metro AG со своими торговыми центрами выйдет на два новых рынка - Индии и Украины. Завоевание новых рынков должно стать для компании спасательной шлюпкой: 2002 год, как можно судить по финансовому отчету компании, был полон разочарований и не принес ожидаемых прибылей. Впрочем, компания уже сталкивалась с многочисленными проблемами, продвигая свой бизнес в России и Прибалтике. Возможно ли подобное в Украине?


фото Светланы и Виктора СКРЯБИНЫХ
Metro AG инвестирует в Украину EUR100 млн

В Киеве, на Теремках, уже несколько месяцев строится первый торговый центр сети Metro Cash&Carry (площадь торгового зала 10 тыс. кв. м, ассортимент — 20 тыс. наименований), открытие которого состоится в канун Дня Независимости. Уже внесен авансовый платеж в размере 15% стоимости участка, на котором строится первый ТЦ под вывеской Metro. Общая его стоимость, по данным Горсовета Киева, составляет 18 млн грн. Компания уже приступила к распространению именных карточек-пропусков в свои магазины. К открытию первого из них предполагается раздать 100 тыс. таких карточек. Они рассчитаны на бизнесменов (юридических лиц и частных предпринимателей), которые и являются заявленной целевой аудиторией «Метро Кэш энд Керри Украина».

«Метро Кэш энд Керри Украина» ведет переговоры с властями города о покупке двух земельных участков: в районе Петровки и улицы Бажана. На них уже в 2003 году планируется построить два гипермаркета стоимостью EUR20 млн каждый. Компания также ведет переговоры об открытии торговых центров в Днепропетровске, Донецке, Одессе, Харькове. Выход в эти регионы планируется завершить к 2006 г. Следующей стратегической целью компании будет увеличение количества своих торговых объектов в Украине c шести до 10. При этом магазины, возможно, будут открывать и в городах с меньшей численностью населения, например, Львове и Запорожье. Всего с целью строительства сети гипермаркетов Metro AG инвестирует в Украину EUR100 млн.

Российские компании успешно бойкотировали Metro

1 ноября 2000 года Россия стала 21-й страной, где Metro строит свои сети. Сейчас Metro Cash&Carry располагает тремя торговыми центрами в Москве. Торговая площадь каждого — около 10 000 кв. м, объем продаж $80 млн в год, а планируемая окупаемость — 8—9 лет. В течение ближайших 4 лет Metro Cash&Carry вложит в строительство новых магазинов в России более $600 млн. Планируется вдобавок к существующим открыть еще семь мелкооптовых магазинов в Москве, а также осуществить региональную экспансию.

Начало работы в России немецкой сети Metro Cash&Carry ознаменовалось скандалом. Ряд поставщиков в 2001 году решили создать «антинемецкий» альянс. Поставщиков шокировали условия договора о сотрудничестве, обязывающие их предоставлять Metro Cash&Carry колоссальные скидки, платить за то, чтобы товар попал в ассортимент сети, бесплатно доставлять продукцию в ее магазины и т. д.

Производители, привыкшие сами диктовать рознице, какой ассортимент брать и как его продавать, решили заставить немецкую компанию пересмотреть принципы работы с российскими поставщиками. Для этого «Вимм-Билль-Данн», «Русский продукт», «Экстра-М», «Красный Октябрь», ЭФКО и пивкомбинат «Очаково» объединились и бойкотировали Metro. Последняя смягчила свои условия, но и сейчас продолжаются судебные процессы по поводу недобросовестной конкуренции с ее стороны.

Торговая наценка у Metro — 2—5%. Кто меньше?

Несомненно многие предприниматели, «держащие» торговые точки и сети, воспримут приход Metro Cash&Carry «на ура» — снабжение товаром от одного оптового поставщика резко снизит их транспортные издержки. Предполагается, что цены в ТЦ «Метро Кэш энд Керри Украина» будут на 15—20% ниже, чем на рынках. Низкие цены, которыми традиционно попрекают компанию и в России, и в других странах, называя это демпингом и результатом получения лучших условий от поставщиков, достигаются за счет экономии в организации торгового предприятия. Торговая наценка у Metro Cash&Carry — 2—5%, в то время как у мелких оптовых торговцев — до 15%. В Metro Cash&Carry нет ограничений на минимальную партию товара.

Омрачить радость предпринимателей может только то, что Metro Cash&Carry будет работать «по-белому», что может несколько снизить ценовую привлекательность немецкого оператора. Вместе с тем, со стороны менеджмента крупных сетей супермаркетов слышны голоса, дескать, с теми планами и темпами развития своей сети, которые заявляет сейчас Metro Cash&Carry, больших перспектив для этой компании в Украине нет. Она немного опоздала с выходом на украинский рынок мелкооптовой торговли. Но компания и не могла этого сделать раньше, ведь вся ее рыночная методология построена на огромных оборотах, что делает невозможным открытие на новом рынке некоего «пробного» супермаркета для минимизации рисков. Конкурентная интрига, по-видимому, будет захватывающей, ведь Metro Cash&Carry в Украине до конца 2006 года планирует открыть 10 торговых центров. С учетом масштабов каждого из них, компания может отхватить у конкурентов немалую долю рынка.

Правда Metro Cash&Carry выходит на рынок, где все места уже расписаны и все уже поделено. Учитывая тот факт, что сейчас строится только один магазин сети, можно прогнозировать, что пока приход Metro Cash&Carry не повлияет на бизнес действующих в Украине сетей супермаркетов и тех, кто занимается в Киеве оптовой торговлей. Нельзя утверждать, что Metro Cash&Carry сможет добиться от украинских производителей лучших условий поставки, чем крупнейшие отечественные сети супермаркетов (например «Сільпо», «Мегамаркет», «Фуршет»). У них уже есть постоянные покупатели (правда несколько иного плана) и обороты торговли, которые Metro обещает лишь завтра. Их связи с постоянными поставщиками налажены, контракты подписаны. Для компании «Метро Кэш энд Керри Украина» вход на украинский рынок производителей и поставщиков — задача завтрашнего дня, а для существующих супермаркетов — решенная задача дня вчерашнего. Но со временем, с расширением сети Metro Cash&Carry в Украине, могут серьезно пострадать мелкооптовые базы.


Смотрите, кто пришел!

Metro Cash&Carry основана в Германии в 1964 году. В 1967 году ее партнером стала компания Franz Haniel&Cie. Чуть позже к ним присоединилась Schmidt-Ruthenbeck. Каждой из сторон принадлежало ровно по 1/3 бизнеса Metro Cash&Carry. В 1968 году бизнес вышел за пределы Германии. Три компании, с которых началась история, заключили соглашение с голландской Steenkolen Handelsvereniging N. V.. Объединение позволило партнерам создать еще одну компанию Makro Zelfbedienigsgroothandel C. V., 40% которой являлись собственностью первоначального альянса. В 1996 году в результате слияния трех компаний — Metro Cash&Carry, Kaufhof Holding AG и Asko Deutsche Kaufhaus AG был образован холдинг Metro AG. По результатам 2002 года это третья по величине в мире торговая группа с оборотом EUR51,5 млрд. Из них EUR24 млрд приходились на формат Metro Cash&Carry. Сеть объединила 437 магазинов в 24 странах мира с общей площадью в 3,4 млн кв. м.


Крупные торговые сети в Украине

Сетевые операторы «крупного формата» в Украине активно развиваются. Из отечественных сетей «Сільпо» (открыто 10 супермаркетов), «Фуршет» (8 супермаркетов), «Мегамаркет» (3 супермаркета), «Евромарт» (2 супермаркета в Киеве) и «Бегемот». Из иностранных операторов представлена австрийская сеть Billa (3 супермаркета в Киеве, 8 — в Украине), весной 2003 года открылся первый супермаркет сети SPAR.

Контракты №27 / 2003


Вы здесь:
вверх