логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Время зарабатывать на туризме Беседовал Святослав ЦЕГОЛКО - «Контракты» №27 Июль 2003г.

Глава Государственной туристической администрации Украины Валерий Цыбух об особенностях и перспективах бизнеса на внутренних туристических маршрутах.


— Валерий Иванович, довольны ли вы началом этого туристического сезона? Сколько туристов в этом году ожидается в Украине?

— Мы довольны началом сезона. Ждем роста въездного туризма где-то на 10—11% по сравнению с прошлым годом. На майские праздники в Крыму были заполнены практически все большие санатории и пансионаты, такая же ситуация наблюдалась и в Карпатах. Сегодня крымское правительство обратилось к российскому с просьбой увеличить количество поездов, следующих в Крым, поскольку уже в начале сезона чувствуется нехватка мест в них. И это только начало сезона. Большинство карпатских здравниц также заполнены. И не только в Карпатах. Например, курорт Сатанов в Хмельницкой области заполнен на все лето более чем на 100%, такая же ситуация и в Трускавце. В прошлом году, кстати, заполняемость там превышала 100%. Все больше наших соотечественников местом отдыха выбирают усадьбы «зеленого туризма», где за 10—15 гривен можно переночевать, а еще за столько же — питаться.

В Украине три последних года заметен рост иностранного въездного туризма. Так, по статистическими данным, за 2002 г. Украину посетили 12,8 млн иностранцев, в том числе 6,3 млн туристов.

Темпы прироста иностранных туристов в 2002 г. довольно высоки и составляют 9%, но они меньше темпов прироста в 2001 г. (+31%). В прошлом году также снизилось количество граждан, решивших путешествовать за границей — на 1,5%, несмотря на то, что доходы украинцев возросли по сравнению с 2001 годом.

— Повлияет ли на количество приезжих в Украину эпидемия SARS?

— Для увеличения въездного туризма нам нужно выгодно воспользоваться перераспределением на рынке мировых туристических потоков. Трагедия 11 сентября, а сейчас атипичная пневмония привели к некоторому оттоку туристов из Юго-Восточной Азии. Турецкие операторы намерены увеличить туристические потоки до объемов прошлого года, ведь после иракских событий этот регион в туристическом аспекте пострадал, возможно, больше всего. Безусловно, это также повлияло на количество туристов в Украине. Но не нужно забывать и другое. В этом году Украина впервые активно заявила о себе на международных туристических выставках, где рекламировался внутренний туристический продукт. Национальная туристическая организация совместно с ГТА организовала национальные стенды Украины на 17 международных выставках. В частности на таких престижных, как берлинская ITB, московская MITT, выставки в Познани, Казахстане, Петербурге. Впервые на этих выставках были полноценно представлены регионы — Карпаты, Тернопольщина, Волынь, Киев, Крым. Именно поэтому в нынешнем сезоне наблюдается немалый прирост туристов.

— В госбюджете на 2002 год было запланировано $200 тысяч на рекламу туристических возможностей Украины. А в этом году?

— Лидеры мирового туристического рынка вкладывают десятки миллионов долларов в некоммерческую рекламу своих туристических возможностей. Турция, например, выделяет $70 млн из бюджета на рекламу и развитие индустрии туризма, Австрия — $140 млн, Испания — $45 млн, Румыния — $3 млн. У нас к этому пришли только сейчас. В прошлом году Верховная Рада впервые проголосовала за выделение 13 млн грн на рекламу Украины как туристически привлекательной страны. Именно на эти средства поддержаны национальные стенды на международных туристических выставках, изданы новые путеводители, компакт-диски, буклеты и проспекты. На эти средства Национальная туристическая организация впервые провела пресс-туры для журналистов. В этом году запланировано семь таких пресс-туров, на которые приглашают не только украинских, но и иностранных журналистов. Накануне летнего сезона в 17 больших городах были установлены биг-борды и сити-лайты с рекламой Крыма под лозунгом «Отдыхайте в Украине». 1 июня началась большая рекламно-информационная акция «Украина приглашает» — на телевидении, радио и в прессе постоянно появляется реклама и публикации о туристических возможностях наших регионов. Проводим международный фестиваль туристических фильмов «Ветер странствий», который популяризирует наши регионы. Все это — благодаря средствам, выделенным на 2003 год. Но если брать все в комплексе, становится понятно, что этих средств мало, например, для того, чтобы организовать продвижение Украины за границей.

— Насколько удачным оказался опыт работы так называемых зеленых коридоров?

— В этом году сделаны достаточно революционные шаги по привлечению туристов в Украину, прежде всего из соседних стран — России, Польши, Беларуси, Венгрии. На всех приграничных пунктах пропуска начали действовать так называемые зеленые коридоры для автотуристов. Их пропускают через границу за 1—2 минуты, что не могло не сказаться на количестве автотуристов, например, в Крыму. Там за последние 2—3 месяца автопоток существенно возрос: он превышает прошлогодние показатели на 5—7 тыс. машин. Мы удовлетворены экспериментом, который в прошлом году проходил в Одесском морском порту и Одесском и Симферопольском аэропортах — граждане стран ЕС, Америки и Канады по туристическим путевкам могли находиться на территории Украины до 7 суток. Сегодня мы работаем с МИД, чтобы распространить этот опыт и на аэропорт «Борисполь». Здесь планируют увеличить срок въезда до 14 суток. Технология въезда такова: еще в пути туристы заполняют анкеты, им выдают туристический ваучер, и на основании этих документов они получают разрешение на въезд в страну. Это разрешение стоит чуть меньше, чем виза — $30. Кроме того, турист должен указать, в какой гостинице он остановится, и предоставить приглашение турфирмы. Мы хотим зарабатывать не на визах, а на туризме.

— Каковы перспективы зеленого туризма в Украине?

— Постепенно термин «сельский зеленый туризм» входит в законодательное поле. Например, очень важно то, что в новом Законе Украины «О личном крестьянском хозяйстве», вступившем в силу с 19 июня, в статье 1 указано, что деятельность, связанная с ведением личного крестьянского хозяйства, в том числе и в сфере сельского зеленого туризма, не относится к предпринимательской деятельности. Следует напомнить и об указе Президента от 11 марта этого года, на основании которого разработан законопроект, вынесенный Кабинетом Министров на обсуждение Верховной Рады. В случае утверждения этого документа будет введен механизм стимулирования строительства новых и реконструкции действующих объектов туристической и курортно-рекреационной сферы. В частности, предполагается поощрение льготного долгосрочного кредитования строительства и реконструкции жилья, используемого и для предоставления услуг в сфере сельского зеленого туризма.

— По ценам Крым почти догнал Турцию. А надлежащего сервиса, особенно гостиничного, до сих пор практически нет...

— Отдых в Крыму в этом сезоне несколько подорожал. Это связано как с введением новых местных налогов, так и с ростом спроса на Крым. Впрочем, здесь нельзя регулировать что-то только административно. Крымское правительство, например, установило максимальные цены на период курортного сезона на основные виды продуктов. Путевки в Крым также стоят по-разному. Можно отдохнуть в фешенебельной гостинице за $100 в сутки, а можно выбрать жилье «зеленого туризма» или частный сектор, который предлагает проживание за 20—30 гривен в сутки. В Херсонской области у Черного или Азовского моря отдых с питанием сегодня стоит 40—70 гривен в сутки, столько же и на Арабатской стрелке. Крым — это уникальный мегакурорт, в прошлом году принявший 4,7 млн отдыхающих, из которых 2,5 млн — иностранцы.

Что касается сервиса, то постепенно в Крыму появляются гостиничные комплексы и пансионаты европейского уровня сервиса и комфорта. Естественно, там и соответствующий уровень цен. Но каждый имеет право выбора. Частный сектор в Крыму не такой уж и дорогой, есть базы отдыха, рассчитанные на семейный или детский отдых. А еще — зеленый туризм, особенно на востоке Крыма. Конечно, в Крыму немало проблем. Скажем, большинство наших здравниц пока еще не могут работать в течение года. Если летом санаторно-курортные заведения Крыма работают на полную мощность, то их годовая загруженность — всего 52%. Потенциал Крыма намного больше. Именно на это направлена уже утвержденная правительством Программа развития Крыма до 2010 года как круглогодичного общегосударственного и международного курортно-рекреационного и туристического центра. Впервые правительство выработало такую большую комплексную систему мероприятий, которые касаются, с одной стороны, сохранения уже многие годы разрушающихся культурно-исторических и естественных памятников (Ливадийский дворец-музей, Алупкинский дворец и парковый заказник, Керченский историко-культурный заказник, берегоукрепление, реконструкция очистительных сооружений и т. п.), а с другой стороны, приведения инфраструктуры туризма и курортов к надлежащему уровню и европейским стандартам. 18 млн грн запланировано на информационно-имиджевую кампанию популяризации этого региона.

— Сколько долларов инвестировано в украинский туризм в 2002—2003 годах?

— Туризм — это в первую очередь частный отечественный или иностранный капитал. В Украине постепенно создаются условия для его привлечения. Если в 1999 году инвестиции в туризм составляли всего 75 млн грн, то в 2002-м — около полумиллиарда. Здесь немало проблем, и прежде всего — это вопрос частной собственности на землю. Сегодня строят и реконструируют гостиницы и пансионаты, в Крыму в этом году открыт уже второй аквапарк. Все это — деньги инвесторов. Но этого недостаточно для развития туристической инфраструктуры.

— Что новенького Крым сможет предложить туристам в этого сезоне?

— В Крыму появилось немало новых фестивалей, разнообразных культурно-массовых акций. Причем не только на Южном побережье, а практически везде. Если перечислить многообразие отдыха в Крыму, выйдет почти полный арсенал всех видов туризма: спелеология, автотуризм, альпинизм, конные путешествия, авиаспорт, пеший туризм, парусный спорт и яхтенный туризм, приключенческий и конгрессный туризм, дайвинг, охота, эко- и этнотуризм, археология, паломнические маршруты, велосипедный туризм, винные маршруты и почти все виды экстремальных видов спорта и отдыха.


Из каких стран чаще всего приезжают туристы в Украину

 

2002 г. процент
Всего иностранных туристов, чел. 6 326 325 100 %
Пять основных направлений
Россия 2 850 524 45 %
Молдова 1 217 138 19 %
Венгрия 619 679 10 %
Беларусь 579 529 9 %
Польша 377 632 6 %
Итого 5 стран 5 644 502 89 %
Контракты №27 / 2003


Вы здесь:
вверх