логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Что вчера дорого, сегодня доступно Олег ПЕТРОВИЧ - «Контракты» №27 Июль 2003г.

Холодный июнь несколько подпортил бизнес поставщикам малых бытовых и офисных кондиционеров, однако операторов рынка это не очень беспокоит. Из Западной Европы в Украину надвигается летняя жара.


Закономерное «нашествие» китайских марок

В этом году отечественный рынок кондиционеров повторяет тенденции рынка России. Год назад аналитики прогнозировали широкомасштабную экспансию в Украину кондиционеров китайских марок, к тому времени уже закрепившихся в России. Сегодня украинские операторы отмечают увеличение на рынке количества китайских марок (приблизительно вдвое) и стабильное присутствие их в Украине. Еще год назад «китайцы» (ТМ Akira, Gree, Toyo, Fujico, Hosoda, Haier) в Украине появлялись эпизодически в отдельных регионах. Кроме того, сейчас «китайцы» имеют поддержку во внешней рекламе и в рекламе на транспорте, активно представлены на профильных выставках.

«Китайское нашествие» специалисты признают совершенно закономерным. Реклама привела к росту спроса на «просто кондиционер» любой марки. В то же время в Украине до недавних пор было немало поставщиков дорогих марок, что толкнуло импортеров на поиск более дешевой альтернативы. Такой на рынке кондиционеров и стал товар китайского производства.

Поставщики японских, корейских и европейских кондиционеров пока не учитывают уже постоянную «прописку» в Украине «китайцев». Объем украинского рынка кондиционеров ежегодно растет на 15—20%, значит, места хватит всем. Кроме того, практически все китайские марки, занимая «свою» ценовую нишу, не пересекаются (если говорить о потребительской аудитории) ни с «корейцами» или «европейцами», ни тем более с «японцами». В то же время присутствие американских марок на украинском рынке сплит-систем и «оконников» практически незаметно.

Местным производителям остается надеяться на будущее

Операторы рынка кондиционеров отмечают, что украинские производители кондиционеров («Норд» и «Рейнфорд») накануне сезона были недостаточно активны. Ни один из них сегодня не может похвастаться большой производственной мощностью и опытом работы на достаточно специфическом рынке. Из-за этого, несмотря на рекламу, ощутимого влияния на рынок украинских марок не ожидается. Хотя следует заметить, «Норд» летом использует продвижение в духе: «Покупай холодильник и выигрывай»: плиту, кондиционер(!) и т. д.

Вероятно, такой ход в конечном счете позволит украинскому потребителю оценить возможности отечественного производителя. И кто знает, может быть со следующего сезона спрос на украинские кондиционеры позволит национальному производителю отвоевать несколько процентов местного рынка.

Всемирный хит сезона-2003 широкого признания в Украине еще не получил

Нынешний сезон порадовал рядом новинок, главная из которых — кондиционер с вмонтированным ионизатором воздуха (работает по принципу давнего изобретения, известного как «Лампа Чижевского»). Упомянутый ионизатор генерирует отрицательно заряженные ионы, которые освежают воздух и способствуют лучшему усвоению кислорода организмом. (Отрицательными ионами обогащен воздух на берегу моря, вблизи водопадов или в лесу.) Кроме того, отрицательные ионы из кондиционера нейтрализуют вредные положительные ионы, генерируемые экраном телевизора, монитором компьютера и другой электротехникой. Также отрицательные ионы нейтрализуют наэлектризованные частицы пыли, препятствуя их налипанию на предметы интерьера и способствуя эффективной фильтрации воздуха.

Остается только добавить, что из нескольких десятков марок, присутствующих на украинском рынке кондиционеров, только две («выше среднего» по цене Panasonic и «твердого среднего» Samsung) предлагают эту новинку. Такая новинка на 13—20% дороже «безионизаторного» кондиционера той же марки и мощности.

Но несмотря на очевидные преимущества массовый украинский потребитель не спешит становиться в очередь за кондиционером-ионизатором. О том, почему новинка пока не получила массовую популярность, существует два мнения. Украинец, даже не бедный, традиционно не привык к тотальной борьбе за здоровый образ жизни. Другой причиной называют отсутствие соответствующей рекламы.

Интересно, что в сравнительно дорогом сегменте, например среди кондиционеров Panasonic, большим спросом пользуются как раз новинки с ионизатором. В рекламных акциях этой марки акцент был сделан именно на ионизатор. В этом году весь «бизнес-класс» сплит-систем марки Panasonic оснащен системой ионизации.

Нововведения, увеличивающие популярность

Японские и корейские производители повысили эргономичность своих кондиционеров еще на ступень. Новые модели оснащены жидкокристаллическим дисплеем, который наглядно показывает режимы работы кондиционера. У новинок пониженный уровень шума, они изготовлены в энергосберегающем исполнении или предусматривают экономный режим работы (например, марки Samsung, Fujitsu, Panasonic, Toshiba, Mitsubishi).

Продавцы признают, что повысить популярность той или иной марки скорее смогут нововведения, повышающие удобство пользования. Энергосбережение — пока не то свойство, которое может заинтересовать украинского потребителя. (Это в Японии или Западной Европе покупатель готов платить на 40% больше, лишь бы купить прибор, потребляющий электричества на 15—20% меньше).

Что касается новых систем фильтрации, то сегодня «корейцы» предоставляют то, что предлагали «японцы» в прошлом сезоне. Речь идет об угольном фильтре-сорбенте дымов и элементе, насыщающем воздух бактерицидными парами кахетина (из экстракта зеленого чая). У таких фильтров ограниченный (до года) срок эксплуатации, но «делать бизнес» на поставках сменных фильтр-элементов операторы не планируют. Опыт прежних лет показывает — за восстановлением фильтр-элементов в Украине обращается ничтожное меньшинство пользователей кондиционеров.

Существенным техническим прорывом поставщики кондиционеров называют совершенствование мульти-сплитов малой мощности. С этого года ряд японских производителей мульти-сплитов средней цены предлагает инверторные модели, где один внешний блок может работать с двумя внутренними блоками разной мощности. (До сих пор подобные, так называемые мультизональные системы были предусмотрены только в самых дорогих марках премиум-класса.) Это дает возможность использовать один кондиционер для обеспечения микроклимата в квартире или офисе с комнатами разной площади. Следовательно, теперь и потребитель кондиционеров бизнес-класса (немного выше средней цены) может оптимизировать расходы на покупку и монтаж климатической системы.

Кстати, удачным дополнением к кондиционеру может стать увлажнитель воздуха. Сегодня их на украинском рынке предлагает ряд ведущих европейских производителей, например, VENTA (Германия). Особенно актуальным этот прибор будет в помещениях, которые обслуживает кондиционер эконом-класса (без активных фильтров, ионизаторов и контроля влажности). Современный увлажнитель не только «оживляет» слишком сухой воздух, но и очищает его от дымов и пыли. Но следует заметить, что включать одновременно кондиционер и увлажнитель специалисты не советуют. Кондиционер не только охлаждает, но и сушит воздух, т.е., работая вместе, приборы будут перегружать друг друга.

Гарантийный срок эксплуатации по-прежнему 1—3 года (в зависимости от производителя и монтажника). Борьба поставщиков и монтажников за оперативность привела к тому, что в разгар сезона покупателю приходится ждать монтажа максимум неделю (минимум — сутки).

Условия продажи, монтажа и сервисной поддержки понемногу меняются

Конкуренция в розничной торговле вдохновляет продавцов на разнообразные приемы с претензией на оригинальность. Например, ради «снижения» розничной цены сплит-систем торговые заведения (супермаркеты электроники) указывают в ценнике сумму, в которую не входят расходы на трубопровод ($5 за метр). Не ожидая конца сезона, часть продавцов предлагает покупателю кондиционера гарантированный подарок — пылесос той же ТМ.

Из-за ощутимой конкуренции сезонных «шабашников» некоторые официальные поставщики снижают стоимость услуг по монтажу. В прошлом году в больших городах Украины услуги по монтажу сплит-системы силами «фирм-сезонников» стоили $100—120 в эквиваленте, а официальных поставщиков — до $150. В этом же году часть дилеров снизила цены монтажных работ до $130—140. Установка и эконом-, и бизнес-класса кондиционеров одинаковой мощности и одного типа обойдется в одинаковую сумму.


Комментарий специалиста

Павел ЗАКУТИН, менеджер по продукту компании Samsung Electronics:

— Массовый завоз в Украину кондиционеров китайских марок пока существенно не отразился на спросе на климатическую технику нашей марки, поскольку у Samsung в Украине устойчивая аудитория потребителей, и компания более активна в рекламном пространстве. Но мы готовимся к тому, что со следующего сезона китайские марки, благодаря ценовой доступности, смогут составить нам прямую конкуренцию.

С другой стороны, ежегодно дешевеют сплит-системы японских марок, и уже сегодня ряд моделей при близкой мощности имеют и вполне сопоставимые цены с кондиционерами Samsung. В условиях нивелирования цен в конкурентной борьбе производители и поставщики активнее будут использовать уровень сервиса, рекламу и дополнительные функции кондиционеров.

Что касается новых функций, то, например, подмешивание свежего воздуха в сплитах не нашло широкого применения ввиду невысокой заинтересованности в ней потребителя. И конструктивно такая опция сложна и существенно повышает цену. Также непопулярны, в частности в Украине, кондиционеры без функции обогрева воздуха. Потребитель готов заплатить на 15—20% больше, чтобы «на всякий случай» иметь в квартире или офисе дополнительный обогреватель.


Комментарии специалистов

Дмитрий ДОРОШЕНКО, менеджер по продаже компании «Лига-Нова» (поставки и монтаж систем кондиционирования ТМ Fujitsu, General, Samsung):

— Активнее всего простые сплит- и оконные системы в Украине продают торговые компании, которые специализируются на всем спектре бытовой техники. Компании-импортеры, специализирующиеся на климатической технике, и официальные дилеры производителей предпочитают более сложные мультисплиты или встроенные системы. В Японии общий объем сбыта сплит-систем в прошлом году снизился на 11%. Учитывая это, в следующем году следует ожидать снижения цен на японские ТМ и в Украине. За последний год производители, чью технику мы предлагаем, расширили модельный ряд кондиционеров за счет расширения диапазона мощности. Если год назад в диапазоне мощности 2—4 киловатта следующая модель от предыдущей отличалась на 1 киловатт, то сегодня такая разница составляет 0,5 киловатта. Соответственно расширился и диапазон цен, т.е. покупателю предоставлено большее пространство для маневра между желанием и платежеспособностью.

Сергей КАТУКОВ, управляющий специализированного салона компании «ТехноМиР» (импорт, продажа и сервис климатических систем ТМ Toshiba, Carrier, Samsung):

— В этом году в Украине наблюдается рост доходов населения. Поэтому растет спрос на товары не первой необходимости, среди которых и кондиционеры. Спрос растет на более дорогие марки и модели, преимущественно на японские и европейские. Оконные системы кондиционирования продолжают терять популярность. В этом году из всех проданных офисных кондиционеров только каждый десятый — «оконник». Мы импортируем в Украину кондиционеры и китайских марок, но они для нашей компании не стали основным товаром, поэтому присутствуют в продаже только летом и не во всех наших точках. «ТехноМиР» использует китайские кондиционеры только для частичного удовлетворения спроса малообеспеченного потребителя. В отсутствие широкомасштабной рекламной поддержки новых моделей растет «нагрузка» на розничного продавца, которому довольно часто приходится читать клиенту целую лекцию о преимуществах новинки. Хотя в этом году большинство покупателей предпочитают именно модели с новыми функциями.

Александр АНТОНЕНКО, директор компании «ОПТИМ», официального дилера и авторизованного сервисного центра систем кондиционирования ТМ Panasonic:

— Весь Panasonic до 2003 года официально поставлялся в Украину только с заводов в Малайзии и Японии, и это были изделия более дорогого бизнес-класса. В этом году на заводе Panasonic в Китае начато производство недорогих, но достаточно надежных кондиционеров эконом-класса, предназначенных для работы в климатических условиях Восточной Европы. Китайский Panasonic уже поставляют в Украину официальные дилеры.

К сожалению, до сих пор далеко не все украинские потребители понимают разницу между покупкой кондиционера и, например, холодильника или телевизора. В отличие от этих приборов, гарантия работы кондиционера зависит не только от продавца, но еще и от того, кто его монтирует. По статистике, 90—95% отказов систем кондиционирования возникают из-за некачественного монтажа. Как официальный поставщик, компания «ОПТИМ» предоставляет потребителю полный пакет услуг: консультацию по телефону, бесплатный вызов специалиста для подбора модели под конкретный объект; бесплатную доставку; квалифицированный монтаж; своевременное гарантийное и постгарантийное обслуживание.

Контракты №27 / 2003


Вы здесь:
вверх