логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Первая свежесть - пан, вторая - пропал Галина ШАМРАЙ - «Контракты» №27 Июль 2003г.

Система заказов и поставок скоропортящихся продуктов ориентирована на принцип: лучше чаще и меньше, чем больше и реже. Только на экзотические фрукты и свежие морепродукты конечный продавец может ввести накрутку, которая будет покрывать потенциальные расходы, связанные с продвижением. Бизнес на скоропортящихся продуктах требует от торговцев совершенствования в системах скидок до истечения срока реализации, логистики, условий транспортировки и хранения, а от поставщиков - жесткого (порой поминутного!) соблюдения сроков поставки. Впрочем, дополнительные заботы того стоят.


Некоторые продукты «живут» всего два часа

К товарным группам продуктов короткого срока хранения относятся молочные продукты, вареные колбасы, мясо, хлебобулочные и кондитерские изделия, свежее и охлажденное мясо, рыба, мясные и рыбные полуфабрикаты, соления-салаты и овощи-фрукты. Товар нуждается в специальных условиях транспортировки, предпродажной подготовки и продажи.

Самые короткие сроки хранения (2–4 часа) установлены для готовой горячей пищи в кулинарных отделах, несколько дольше (12 часов) — для салатов, 36 — тортов с масляным кремом и некоторых сырков, 48 — молока в мягкой пленке, мясных и рыбных полуфабрикатов, паштетных колбас, свежих мяса и рыбы, 72 — молочных продуктов, йогуртов, сырковых десертов. Наибольший срок хранения у живых кальмаров, пресноводной и океанской рыбы в аквариумах — до двух недель.

Самая проблемная группа — овощи, фрукты, ягоды, пригодные к употреблению в течение нескольких суток и недель в зависимости от вида и спелости на момент покупки у поставщика. В случае потери товарного вида и перезревания магазины пытаются избавиться от них по цене ниже закупочной.

Сложно продавать молочную группу товаров. Накладка с логистикой — например, одновременная разгрузка машин от нескольких производителей — и продукция уже будет вне холодильных камер свыше допустимых 30 мин. Раскладка в торговом зале также может «откусить» с полчаса, что для молочных продуктов очень нежелательно. Та же проблема с приемом колбасной продукции.

Морская «свежина» — сложно, но перспективно

Труднее всего даже в сетях супермаркетов встретить живую и охлажденную морскую рыбу. Торговля рыбой требует больших инвестиций, к тому же в Украине традиционно больше потребляют мясо. Дмитрий Легедзь, заместитель гендиректора ЗАО «Центральный» (два торговых комплекса в столице): «Начальные инвестиции в продажу свежей рыбы в одном магазине — EUR8–10 тыс. только на спецоборудование (аквариум, ледогенератор, витрины). Как правило, приходится с полгода работать с немалыми убытками, пока клиенты не привыкнут к ассортименту. На это способны только мощные операторы». Богдан Недашковский, директор мясо-рыбного отделения компании «Квиза-Трейд» (супермаркеты «Велика кишеня»): «С пресноводной рыбой две проблемы: сезонные колебания поставок свежего карпа (летом после нереста идет подрастание молодых карпов, и этот вид рыбы не попадает в продажу) и нехватка поставщиков с комплектом документации на продукцию. С морской рыбой проблема одна — ее практически не завозят в свежем виде, а зря — потенциальный спрос уже есть». Анатолий Шевчук, директор компании «Норд-Ост»: «Наиболее масштабные европейские рыбные аукционы происходят во Франции, Голландии, Германии. Они работают по разным графикам, но всем им присущи стабильные цены в течение дня: то, что не раскупают баеры торговых заведений и трейдерских компаний, охотно забирают производители глубокозамороженной и консервированной продукции».

Сегодня свежую или охлажденную рыбу ценных сортов (семга, тунец, форель), а также морепродукты (креветки, кальмары, омары, лобстеры, устрицы) завозят с европейских аукционов мизерными партиями для нескольких ресторанов. Товар доставляют специальными трейлерами в пенопластовых коробах в колотом льду. Специфика заключается в том, что в большинстве случаев продукция растамаживается под другими названиями, т.е. попадает к нам полуконтрабандно. Покупатели предпочитают экономить на таможенных сборах и скрывать информацию о реальном товаре, чтобы «не завидовали конкуренты» и не отслеживались объемы сбыта.

Массовый потребитель уже дозрел до покупки такой продукции через современные магазины (условия хранения и продажи требуют дорогого оборудования), однако развитие ниши сдерживается прежде всего высокими пошлинами и спецификой логистики. Таможенные сборы составляют EUR1/кг (есть льготный тариф EUR0,5/кг). Анатолий Шевчук: «По-моему, это нонсенс: в Европе вообще нет таможенных сборов на морепродукты в свежей, самой полезной «версии». Большим трейдерам невыгодно закупать свежую продукцию на аукционах в Европе и транспортировать в Украину: самолетом — дорого, автотранспортом — приемлемо, но теряются сутки из трех (срок хранения на льду). Значит, доставка должна идти непосредственно в точку продажи, а крупные дистрибьютеры не справляются с этим ввиду отсутствия собственных точек продажи и необходимости распределения партий на базе. Думаю, в ближайшее время к закупке и доставке свежей океанической рыбы в Украину приобщатся небольшие торговые сети, а то и одиночные супермаркеты».

«Контрактам» стало известно, что сеть «Метро Кэш энд Керри Украина», которая вскоре начнет работу в Украине, вероятно, станет лидером продажи рыбы и морепродуктов в живом и охлажденном виде. Пресноводную рыбу — форель, карпов и др. — будет закупать у отечественных фермеров, остальное — заграничные поставки. В частности, лосось будет прибывать с собственных ферм в Норвегии.

Эрик Белл, директор по закупкам продовольственных товаров «Метро Кэш энд Керри Украина», не скрывает намерений занижать какое-то время цены на свежую рыбу и морепродукты, чтобы «присадить» клиентов. Отечественные розничные операторы разного масштаба допускают, что будут закупать такую продукцию в «Метро».

Дистрибуционные цепочки сокращаются

Украинские и иностранные операторы отмечают, что украинский рынок скоропортящихся товаров еще «страдает» многозвенной дистрибуцией, что завышает розничные цены, ведет к потере драгоценного времени и снижению качества продукта. Эрик Белл: «В нашей сети мы можем устанавливать конкурентоспособные цены на свежую продукцию, поскольку делаем закупку у производителя или единого интернационального дистрибьютера на все магазины сети и получаем очень большие скидки. Например, мы поставляем свежее мясо новозеландских ягнят за одни сутки во все страны нашего присутствия по самым низким в мире ценам. В Украине очень много дистрибуционных сетей разного рода, работающих не слишком гибко. Все участники цепочки — от производителя до последнего посредника — хотя если не диктовать условия ритейлеру, то влиять на процесс продажи, и прежде всего на конечное ценообразование. Думаю, в ближайшее время будет происходить реформирование систем дистрибуции в сторону увеличения мощных, за счет ухода с рынка мелких, операторов и кардинальной перестройки системы закупок со стороны сетевых заведений торговли современных форматов».

Такого же мнения Дмитрий Фильченков, заместитель гендиректора Fozzy group: «Мы намерены перейти на прямые поставки всех продуктов короткого срока хранения и, снизив собственные расходы, в частности на складах, выйти на уровень цен торговых площадок. По нашим данным, таким путем планируют пойти все серьезные ритейлеры. Не боимся контрактов с малыми производителями, реформируем всю систему закупки овощей и фруктов и готовы создавать новые каналы поставки продуктов из частных хозяйств».

Привозить вовремя и снижать маржу

Среди наиболее частых проблем ритейлеры называют «рваные» графики поставок. Владислав Храпай, баер сети «Евромарт»: «Поминутной точности не обеспечивает ни один поставщик в стране, им хотя бы выдержать часовой люфт. Возможно, с приходом зарубежных сетей типа «Метро», «Ашан», «Киефур» поставщики узнают о западных стандартах поставки продуктов и штрафных санкциях за опоздание по минутам — только тогда у нас не будет накладок с принятием товара».

Операторы отмечают, что пунктуальные поставки позволили бы сократить складские расходы, и тогда сетевые магазины могли бы ввести двухразовый в сутки завоз скоропортящихся товаров, в первую очередь овощей, фруктов и зелени. Эрик Белл: «Для двухнедельных акций мы предлагаем производителю существенно снизить свою маржу, и мы, со своей стороны, также отказываемся от традиционной маржи на этот товар, таким образом продукт продается по сверхнизким ценам. Наша практика доказывает, что это выгодно всем участникам: объемы продажи товаров с коротким сроком хранения растут в 5—8 раз. Так мы предлагаем зарабатывать на объемах, но наталкиваемся на непонимание производителями очевидной выгоды».

В целом операторы учитывают региональные пристрастия покупателей и хотят работать с известными в этой местности производителями и марками. Дмитрий Фильченков: «Покупатели предпочитают локальных производителей и торговые марки даже раскрученным национальным брендам: ментальность требует верности «своим», понятие «свежесть» связывается с поставкой в радиусе 50 км. Важен рычаг: локальный производитель может предложить более низкие цены». Поэтому логистика в регионах разительно отличается от логистики в столице и требует большего количества контрактов с меньшими поставщиками. Ставка на местного производителя уменьшает убытки.

Риски снижаются вакуум-упаковкой и... штрих-кодом

Упаковка часто оказывается решающей для успешной продажи скоропортящегося товара. Доля упакованной в пленку продукции от производителя составляет около 35—40% объемов поставок мяса (чаще всего это курятина). Остальное — свинину, телятину, говядину и также курятину готовят и пакуют в распределительном центре или местах продажи (если магазин не в центре города, где стоимость аренды кв. метра слишком высока).

Владельцы супермаркетов мечтают о тех временах, когда вся скоропортящаяся продукция будет поступать в современных упаковках, увеличивающих срок хранения. Например, вакуум-упаковка или упаковка в среде инертного газа. Разумеется, поставщики, обеспечивающие качественную упаковку, имеют преимущество. Возможности для «упаковочного» прорыва на площади супермаркетов Эрик Белл видит в выгодности упаковок с 6, 10 или 12 единицами товара вместо традиционной упаковки, скажем, на 48 штук. Такой мелкий опт в Украине сдерживается дефицитом именно мелкооптовых блоков.

Мелкооптовые магазины также страдают из-за отсутствия штрих-кодовой маркировки на упаковках: закон ее требует, а производители не маркируют из-за неотлаженности систем маркировки и переводят эту работу на ритейлера. Супермаркетам важно получать штрих-коды, в которых «забит» вес конкретного тюка для оптимизации расчетов на кассовом узле. Дмитрий Легедзь: «Проблема в том, что на упаковке с мясом, колбасой и рыбой деликатесных сортов производитель часто обозначает порционный вес, но не цену за порцию. Касса сделает расчет, но покупатели хотят знать цену порции еще на витрине. Некоторые, даже довольно известные, сети заклеивают информацию производителя собственным чеком, на котором уже указан вес брутто вместо нетто, и фактически по цене деликатеса маркет продает еще и упаковку.

Выход из ситуации — дозирование такой продукции и создание поштучного товара с фиксированным весом. Такой подход значительно упрощает и ускоряет все процедуры на пути товара к прилавку и его учет. Думаю, предприятия, которые предложат поштучный товар вместо весового при помощи дозированной вакуум-упаковки, получат существенные преимущества перед конкурентами и гарантированные каналы сбыта крупных партий». До сих пор в Украине не применяют активно также специальную упаковку в виде сетки, крепкие бумажные тюки для картофеля и т. п. Крупные ритейлеры готовы выступить посредниками при получении кредитов на закупку новых упаковочных линий для своих поставщиков.

Просроченный товар на валовые расходы уже не спишешь, но пристроить можно

Что же делать с непроданным товаром, срок хранения которого истек? На Западе широко применяют скидки на продукты, срок годности которых вот-вот истечет. Большинство опрошенных менеджеров магазинов в один голос ответили: «В Украине такой подход — только в ущерб продавцу». И объяснили: как только покупатели смекнут, что за час до конца смены падает цена, количество ожидающих дешевый товар станет губительным для заведения. Большинство откажется от покупки в начале срока, и, в конце концов, заведение рискует получить репутацию продавца вечно несвежих продуктов. Но «Евромарт» рискнул ввести систему скидок с развешиванием ценников со старой и новой ценой, написанных ярким большим шрифтом. Продукты с пограничным сроком годности охотно скупают кафе, фаст-фуды, пекарни. Часть «проблемных» остатков (1—10%) возвращается к производителю, остальное — списывается по нормам товарного и бухгалтерского учета и уничтожается.

Наталья Карпенко, начальник отдела общественных связей ГНИ Голосеевского района Киева: «До начала этого года законодательство позволяло списание продуктов относить на валовые расходы. Но до недавних пор манипуляции со скоропортящимися товарами с целью снижения налогообложения были достаточно распространены. В Приложении к новой декларации о доходах (К1/1) нет графы списания продуктов. Сегодня на валовые расходы могут быть отнесены только суммы, соответствующие нормам усушки, утруски, порчи, утвержденным Минфином и не превышающие 1% товарной партии».

Контракты №27 / 2003


Вы здесь:
вверх